Letysite.ru

IT Новости с интернет пространства
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законодательные основы обеспечения безопасности

Законодательные основы обеспечения безопасности

1. Законодательные основы обеспечения информационной безопасности

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации определены важнейшие задачи в информационной сфере, в том числе и в правовой области:

  • установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;
  • разработка нормативной правовой базы и координация деятельности федеральных органов государственной власти и других органов, решающих задачи обеспечения информационной безопасности при ведущей роли Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

Законодательство России в области информатизации начало формироваться с 1991 года.
Основополагающим понятием в области правового обеспечения является информация.
Закон РФ “Об информации, информатизации и защите информации” определяет понятие информация как “сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления”.
При решении организационно-правовых вопросов обеспечения информационной безопасности исходят из того, что информация подпадает под нормы вещного права, что дает возможность применять к информации нормы Уголовного и Гражданского права в полном объеме.
Впервые в правовой практике России информация как объект права была определена в ст. 128, ч. 1, принятого в ноябре 1994 г. ГК РФ, где говориться: “К объектам гражданских прав относятся …информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность)…”. Данная статья дает возможность квалифицировать посягательства на сохранность и целостность информации, как преступления против собственности.
Этим же Законом определено, что информационные ресурсы, т. е. отдельные документы или массивы документов, в том числе и в информационных системах, являясь объектами отношений физических, юридических лиц и государства, подлежат обязательному учету и защите как материальное имущество собственника (ст.4.1,ст.6.1.). При этом собственнику предоставляется право самостоятельно в пределах своей компетенции устанавливать режим защиты информационных ресурсов и доступа к ним (ст.6.7).

В существующей практике можно выделить следующие основные аспекты решения проблемы защиты информации:

  • анализ правового обеспечения;
  • реализация организационно-правовых мероприятий защиты;
  • реализация технических мероприятий по защите информации.

Комплексное изучение установленных норм и правил в конкретной прикладной области всегда является обязательным элементом культуры работающего в этой области специалиста.
Анализ правового обеспечения планируемых к осуществлению мероприятий в области организации защиты информации всегда должен предшествовать принятию окончательного решения о реализации этих мероприятий.
К организационно-правовым мероприятиям по защите конфиденциальной информации относятся мероприятия по разработке и принятию определенных документов предприятий и организаций, регламентирующих степень и порядок допуска собственных сотрудников, а также сторонних лиц и организаций к конкретным информационным ресурсам.
Организационно-правовая защита информации реализуется путем установления на предприятии режима конфиденциальности.

Можно выделить три формы конфиденциальных отношений :

  1. Между сотрудником предприятия и самим предприятием как юридическим лицом. Реализуется на практике путем составления соответствующего трудового договора или контракта, заключаемого с сотрудником предприятия.
  2. Складывающиеся между конкретным сотрудником и другими сотрудниками этого предприятия. Эти отношения развиваются как по вертикали, так и по горизонтали. Указанные отношения называются конфиденциальными отношениями по служебным функциям. Юридически эти отношения закрепляются многообразными административно-правовыми решениями, например приказами о выполнении определенных работ, и регламентируются “Должностными инструкциями”.
  3. Складывающиеся в рамках хоздоговорных работ и базирующиеся на договоре между партнерами. Юридически конфиденциальные отношения закрепляется в виде четко сформулированных требований и обязательств, которые выдвигают договаривающиеся стороны, и фиксируют в договоре.

В вопросах реализации технических мероприятий обеспечения информационной безопасности с точки зрения правового обеспечения основное внимание следует уделять выполнению требований лицензирования исполнителей работ и использования сертифицированных средств защиты, а также действующим ограничениям на применение специальных технических средств.

Основными проблемы правового обеспечения информационной безопасности являются:

  1. Защита прав на получение информации — предполагает обеспечение условий, препятствующих преднамеренному сокрытию или искажению информации при отсутствии для этого законных оснований. В соответствии со ст.29 Конституции РФ, “Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом”.

Круг информации, которую запрещено относить к информации с ограниченным доступом, так же определен “Законом об информации”. К такой информации относятся:

  • законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  • документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
  • документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
  1. Предотвращение разглашения государственной тайны и нарушений прав граждан и организаций на сохранность конфиденциальности и секретности информации.

Принятый в 1993г. закон “О государственной тайне” регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ. Данный Закон определяет понятие “государственная тайна” как “защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации”.

Ст.23 Конституции РФ провозглашает права граждан на “неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну”.

Российским законодательством используется понятие “коммерческая тайна”, определение которого приведено в ст.139, п.1 Гражданского кодекса (ГК) РФ: “Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности” (ГК).

  1. Обеспечение защищенности от внешних и внутренних угроз в сфере формирования, распространения и использования информационных ресурсов. Данное направление предполагает реализацию мер защиты носителей информационных ресурсов (документов, программного обеспечения, данных в компьютерных системах и сетях, речевой информации и т.д.) от покушений на них как со стороны собственного персонала, так и со стороны посторонних лиц.

Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации.

Дата добавления: 2014-09-05 ; просмотров: 16411 ; Нарушение авторских прав

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий:

регламентируетобязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан,

закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС,

определяет ответственность всех уровней власти и граждан.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция– Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

— Указы Президента РФ.

— Постановления Правительства РФ.

— Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

— Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

— Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

1. Федеральный Закон РФ № 68-ФЗ от 30.10.2007 г «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

2. Федеральный Закон РФ № 28-ФЗ от 19.06.2007 г. «О гражданской обороне».

Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Федеральный Закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

— правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

— права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

— полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

— права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

— права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

4. Указ Президента РФ № 868 от 21.04.2008 г «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Указ Президента РФ № 24 от 10.01.2000 г. «О концепции национальной безопасности РФ»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти разработать и узаконить цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

5. Указ Президента РФ № 991 от 11.07.2004 г. «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. Постановление Правительства РФ № 794 от 03.10.2006 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принимать правовые акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона.

7. Постановление Правительства РФ № 804 от 26 11. 2007 г. «Об утверждения положения о гражданской обороне в Российской Федерации»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять положение о гражданской обороне в регионах.

8. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»

Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачи природоохранительного законодательства:

− охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

− предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;

− оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

— нормативы качества окружающей среды;

— экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

— механизмы исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Рособрнадзором) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов.

Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды.

Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

9. Федеральный закон № 206-ФЗ от 4.12.2006 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

10. Постановлениями Правительства РФ № 738 от 24 июля 1995 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и № 842 от 2 ноября 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Все население страны делится на категории обучаемых:

1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов – проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.

2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны – обучаются по 20-часовой программе по месту работы.

3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны – обучаются по 14-часовой программе по месту работы.

4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений – обучаются по соответствующим программам дисциплин ОБЖ и БЖ.

5. Неработающее население – обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера – минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время.

Реферат: Правовые, законодательные и нормативно-технические основы БЖ

Тема: Правовые, законодательные и нормативно-технические основы БЖ

Тип: Реферат | Размер: 28.09K | Скачано: 35 | Добавлен 11.04.13 в 00:59 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Содержание.

Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности 4

Законодательная база по охране окружающей среды 5

Система стандартов безопасности труда 7

Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям 11

Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности 12

Список литературы 18

Введение.

В современном мире мы часто узнаем из средств массовой информации о следующих происшествиях: «объявлено чрезвычайное положение», «произошла авария на предприятии», «пожар лесного массива», «ЧП на химическом заводе» и др. Многие из них происходят по вине человека от незнания законодательства. Государством разрабатываются правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности. Люди, до которых данные знания не доведены, автоматически становятся угрозой для общества и в первую очередь для самого себя. Не зная основ безопасности в той или иной сфере, человек подвергается риску получения травм и может нанести неисправимый вред окружающему себя миру. Поэтому каждый должен знать основы законодательства по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Целью моей работы является изучение законодательного и нормативно-правового обеспечения безопасности жизнедеятельности и выявление его значимости. Для этого необходимо решить ряд задач: рассмотреть правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности; определить законодательную базу по охране окружающей среды; познакомиться с системой стандартов безопасности труда; рассмотреть основную законодательную и нормативно-техническую документацию по чрезвычайным ситуациям.

Безопасность жизнедеятельности достигается за счет правильных и своевременных управленческих решений в масштабах мирового сообщества, страны, в отраслях и на отдельных предприятиях. Управление безопасностью жизнедеятельности имеет правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие органы.

Систему обеспечения безопасности жизнедеятельности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения в данной сфере.

Система управления безопасностью жизнедеятельности имеет следующий вид:

Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности.

Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов: федеральные законы «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ); «Об обороне» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 1999 г. № 223-ФЗ); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ); «О радиационной безопасности населения» (от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ); «О борьбе с терроризмом» (от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ); «О транспортной безопасности» (от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ).

Правовые условия обеспечения безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным структурам организовать противодействие противоправным посягательствам на государство, общество, человека.

На современном этапе важное значение имеет Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями и дополнениями в новой редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). Эта Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Важное значение придается национальным интересам России, представляющим собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. [1, С. 196-197]

Законодательная база по охране окружающей среды.

Правовой основой охраны окружающей среды в России является федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требования охраны окружающей среды зафиксированы в Законах РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г.) и «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Для защиты среды обитания во всех странах разрабатывается природоохранное законодательство, в котором имеется раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды жизнедеятельности.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Охрана окружающей среды сопряжена с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил.

Государственная система охраны природной среды включает четыре группы юридических мероприятий:

  1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
  2. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;
  3. Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
  4. Юридическая ответственность правонарушений.

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды можно выделить Земельный кодекс РФ (2001 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.).

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают санитарные нормы и правила Минздравсоцразвития РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Росстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы» (ГОСТы).

Отраслевая нормативная документация предприятий по охране окружающей среды включает в себя ОСТы, СТП, разного рода руководящие документы, положения и др.

Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не они не рассматриваются как источники права. В указанных законах устанавливается юридическая обязанность их исполнения, что и придает таким нормам юридический характер. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Нормативные акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции РФ. [2, С. 137-139]

Система стандартов безопасности труда.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Росстандарта. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с государственным стандартом не допускается). Такой же подход принят в стандартах предприятий (СТП).

ССБТ включает следующие подсистемы:

  • стандарты подсистемы «0» — устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологии а области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности;
  • стандарты подсистемы «1» — устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов;
  • стандарты подсистемы «2» — устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований;
  • стандарты подсистемы «3» — устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности;
  • стандарты подсистемы «4» — устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним;
  • стандарты подсистемы «5» — устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

К нормативно-правовым актам относятся также межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации), которые распространяются на все отрасли народного хозяйства и вводятся в действие федеральными директивными органами совместно с Федерацией профсоюзов.

Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами и отраслевыми организационно-методическими документами.

Объектами стандартизации на предприятии являются организация работ по охране труда; контроль состояния условий труда; планирование работ по безопасности труда; порядок стимулирования работ по безопасности труда; организация обучения и инструктаж работающих по безопасности труда.

Организация работ на предприятиях по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. В соответствии с Трудовым кодексом РФ в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, численностью более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. В организациях с численностью менее 100 работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. [1, С. 207-211]

В Трудовом кодексе РФ достаточно широко представлены вопросы охраны труда – в частности, в таких разделах, как «Общие положения», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».

В ст. 212 и 214 ТК РФ установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и обязанности работника в области охраны труда. В ст. 215 изложено соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда. [3]

При не соблюдении правил охраны и безопасности труда, на предприятиях повышается численность травматизма.

Травматизм на производстве. Таблица 1.

ЗАКОН РФ «О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1 от 5 марта 1992 года (в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)

«О БЕЗОПАСНОСТИ» № 2446-1

от 5 марта 1992 года

(в ред. Закона РФ от 25.12.92 № 4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.93 № 2288)

Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Раздел I . Общие положения

Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты

Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Статья 3. Угроза безопасности

Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Статья 4. Обеспечение безопасности

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Статья 5. Принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

интеграция с международными системами безопасности.

Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Статья 7. Соблюдение прав и свобод граждан при обеспечении безопасности

При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Граждане, общественные и иные организации и объединения имеют право получать разъяснения по поводу ограничения их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки.

Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Нормативные и правовые акты в области обеспечения безопасности личности, общества и государства
презентация к уроку по обж (10 класс) на тему

В презентации изложены основные федеральные законы и их краткое содержание, которые действуют в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Законодательные и нормативные акты РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства Презентация учителя ОБЖ БОУ г,Омска «Гимназия №26» Черепанова Геннадия Тихоновича

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. ( Извлечения) Права и свободы человека и гражданина ( гл (глава 2) Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанности государства. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст.6, п.2). Статья 60. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет. Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду ………… Статья 43. Каждый имеет право на образование. Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ( принят в 1994 году). Определяет общие для Российской Федерации организационно- -правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В главе IV Федерального закона определены права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших. В главе V определён порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» ( принят в 2010 году). В В законе определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов б езопасности, предусмотренных законодательством, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» ( принят в 1994 году) В законе определены общие правовые, экономические и ссоциальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Определён порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного с амоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

Федеральный закон «О гражданской обороне» ( принят в 1998 году) В законе определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Определены права и обязанности граждан в области гражданской обороны ( статья 10) .

Федеральный закон «О противодействии терроризму» ( принят в 2006 году) В законе установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооружённых Сил РФ в борьбе с терроризмом. ФЗ «О борьбе с терроризмом» ( принят в 1998 году). Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в РФ, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом всех органов власти, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ( принят в 2008 году). Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Законом определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» ( принят в 1995 году). Является основным нормативным правовым документом в области дорожного движения. Задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также з ащита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Этот документ в отличие от правил дорожного движения регламентирует требования, предъявляемые не только к непосредственным участникам дорожного движения (водителям), но и к организаторам дорожного движения.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения (№3-фз от 09.01.1996 г.) Устанавливает правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. В главе VI изложены права и обязанности граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности.

ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» ( №38-ФЗ от 30.03.1995 г. ). Определяет основные понятия гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, порядок медицинского освидетельствования, права ВИЧ-инфицированных на получение информации о результатах медосвидетельствования и при оказании им медицинской помощи.

ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (№3-ФЗ от 08.01.1998 г.) Устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров , а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ( №116-ФЗ от 21.07.1997 г.) Определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

ФЗ « Об охране окружающей среды» ( №7-ФЗ от 10.01.2002 года) Определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами » ( №309-фз от 30.12.2008 г.) Устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды.

ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ( №117-фз от 21.07.1997 г.) Регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

ФЗ «О транспортной безопасности» ( №16-фз от 09.02.2007 года) Определяет правовые основы для обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера в сфере транспортного комплекса, права и обязанности собственников и пользователей объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в области обеспечения транспортной безопасности.

ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (№114-фз от 25.07.2002 года) Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности РФ определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за её осуществление.

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (№52-фз от 30.03.1999 года) Направлен на обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (№29-фз от 02.01.2000 г) Регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.

Выводы Конституция РФ – основной закон нашего государства. В ней записаны права и обязанности граждан. Права и обязанности граждан в области безопасности изложены в Федеральных законах «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне». В 2006 году утверждён новый Федеральный закон «О противодействии терроризму», который определил, что для пресечения международной террористической деятельности могут использоваться Вооружённые Силы РФ. Вооружённые Силы РФ могут использоваться также для пресечения международной террористической деятельности за пределами Российской Федерации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данную презентацию можно использовать при проведении обобщающего урока в 9 классе по разделу «Основы личности, общества игосударства».

Конституция Российской Федерации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (принят в 1994). Федеральный закон РФ «О безопасности» (принят.

В презентации представлены основные нормативно-правовые акты РФ.

Контроль знаний, итоговое занятие в последнее время, мы обычно проводим как тестовые задания или традиционная контрольная работа. Наши ученики все меньше говорят на уроках, решая тесты, но и общаются .

План-конспект урока ОБЖ в 10 классе на тему: «Законодательные и нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности».

Проверка знаний учащимися законодательной базы.

Тестовые задания по теме «Информационная безопасность личности, общества и государства&raquo.

Читать еще:  Основные угрозы национальной безопасности рф
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector