Letysite.ru

IT Новости с интернет пространства
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Законодательные основы обеспечения безопасности 9 класс

Конспект урока по ОБЖ:»Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом» (9 класс)

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Урок 11. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом

Цель урока. Познакомить учащихся с законодательной и нормативно-правовой базой по организации борьбы с терро­ризмом.

Правовые основы противодействия терроризму.

Основные принципы противодействия терроризму.

Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Изложение учебного материала

1. Сообщить учащимся о том, что правовую основу борьбы с терроризмом составляют Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О противодействии терроризму» и другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

Далее подчеркнуть, что основным документом борьбы с терроризмом является Федеральный закон «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ), в котором установлены основные принципы противодействия терроризму.

2. Познакомить учащихся с основными принципами противодействия терроризму:

обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

приоритет защиты прав и законных интересов лиц, под­вергшихся террористической опасности;

неотвратимость наказания за осуществление террористи­ческой деятельности;

приоритет мер предупреждения терроризма;

недопустимость политических уступок террористам;

соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

3. Ознакомить учащихся с ситуациями, когда для борьбы с терроризмом могут применяться Вооруженные силы РФ:

пресечение полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных терро­ристами;

пресечение террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе РФ, а также для обеспечения безо­пасности национального морского судоходства;

участие в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О проти­водействии терроризму»;

пресечение международной террористической деятель­ности за пределами территории Российской Федерации.

В заключение урока подчеркнуть, что в Российской Феде­рации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправ­дание и поддержку терроризма.

Какие основные нормативно-правовые акты РФ состав­ляют правовую основу борьбы с терроризмом?

Какой основной документ регламентирует борьбу с тер­роризмом в Российской Федерации?

На каких основных принципах основывается противо­действие терроризму в РФ?

В каких случаях для борьбы с терроризмом могут при­влекаться Вооруженные силы РФ?

Создание и деятельность каких организаций могут быть запрещены в РФ за причастность к терроризму?

Урок 1
§1. Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства

Содержание урока

Конспект урока

Конспект урока

Тема урока: «Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства»

Учебные вопросы

1. Правовое регулирование вопросов обеспечения безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций.

2. Положения Конституции Российской Федерации, относящиеся к сфере безопасности.

3. Характеристика основных федеральных законов в области безопасности.

4. Обзор основных подзаконных актов в области безопасности личности, общества и государства.

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, образовательные ресурсы Интернета.

Планируемые результаты обучения

Учащиеся должны знать положения Конституции Российской Федерации, законы и наиболее важные подзаконные акты, относящиеся к сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Основные термины и понятия

Безопасность, нормативный акт, Конституция Российской Федерации, федеральный закон, закон, подзаконный акт.

Примерное содержание урока

Понятие о безопасности и нормативных актах.

Безопасность — гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищённость и обеспеченность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Нормативный акт — официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

Все нормативные акты:

• носят правотворческий характер (в них нормы права устанавливаются, изменяются и отменяются);
• издаются только в пределах компетенции правотворческого органа, иначе по одному и тому же вопросу в государстве будет существовать несколько нормативных решений, между которыми возможны противоречия;
• излагаются в документальной форме и должны иметь определённые реквизиты (вид нормативного акта, его наименование, принявший его орган, дату и место принятия акта, номер);
• соответствуют Конституции Российской Федерации и не противоречат тем нормативным актам, которые имеют по сравнению с ними большую юридическую силу;
• подлежат доведению до сведения граждан и организаций, т. е. опубликованию, лишь только после этого государство имеет право требовать их неукоснительного исполнения и налагать санкции.

Целесообразно привести примеры нормативных актов на каждом уровне, сделав акцент на том, что акты низшего уровня не могут противоречить нормативным правовым актам более высокого уровня.

Конституционные нормы, имеющие непосредственное отношение к области безопасности.

Многоуровневая структура законодательства Российской Федерации

Положения в области безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, установленные федеральными законами:

• «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
• «О безопасности»;
• «Об обороне»;
• «О воинской обязанности и военной службе»;
• «О гражданской обороне»;
• «О пожарной безопасности»;
• «О безопасности дорожного движения»;
• «О противодействии терроризму»;
• «О противодействии экстремистской деятельности»;
• «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Основные подзаконные акты в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Дополнительная информация

http://constitution.kremlin.ru/ — полный текст Конституции Российской Федерации.

http://www.constitution.ru/ — информация о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон — закон по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации, который принимается квалифицированным большинством голосов палат Федерального Собрания, имеет более высокую юридическую силу по сравнению с обычными федеральными законами и тем более иными правовыми актами.

Федеральный закон — нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый исключительно Федеральным Собранием по предметам ведения Российской Федерации и её субъектов либо принятый непосредственно народом путём всероссийского референдума.

Указ Президента Российской Федерации — правовой акт, издаваемый Президентом Российской Федерации в пределах его компетенции. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Указы обладают высшей юридической силой после Конституции России и федеральных законов, являются подзаконными правовыми актами.

Постановление Правительства Российской Федерации — акт общенормативного содержания, издаваемый Правительством Российской Федерации в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента.

Домашнее задание

Учебник: глава 1, § 1; рабочая тетрадь: глава 1, § 1.

Можно предложить учащимся расставить в порядке приоритета несколько нормативных актов.

Например: приказ министерства, указ Президента Российской Федерации, федеральный конституционный закон, постановление Правительства Российской Федерации, федеральный закон, приказ генерального директора ООО, указ губернатора области.

Следующая страница §1. Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства

Реферат: Правовые, законодательные и нормативно-технические основы БЖ

Тема: Правовые, законодательные и нормативно-технические основы БЖ

Тип: Реферат | Размер: 28.09K | Скачано: 35 | Добавлен 11.04.13 в 00:59 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Содержание.

Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности 4

Законодательная база по охране окружающей среды 5

Система стандартов безопасности труда 7

Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям 11

Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности 12

Список литературы 18

Введение.

В современном мире мы часто узнаем из средств массовой информации о следующих происшествиях: «объявлено чрезвычайное положение», «произошла авария на предприятии», «пожар лесного массива», «ЧП на химическом заводе» и др. Многие из них происходят по вине человека от незнания законодательства. Государством разрабатываются правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности. Люди, до которых данные знания не доведены, автоматически становятся угрозой для общества и в первую очередь для самого себя. Не зная основ безопасности в той или иной сфере, человек подвергается риску получения травм и может нанести неисправимый вред окружающему себя миру. Поэтому каждый должен знать основы законодательства по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Читать еще:  Экологическая безопасность определение

Целью моей работы является изучение законодательного и нормативно-правового обеспечения безопасности жизнедеятельности и выявление его значимости. Для этого необходимо решить ряд задач: рассмотреть правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности; определить законодательную базу по охране окружающей среды; познакомиться с системой стандартов безопасности труда; рассмотреть основную законодательную и нормативно-техническую документацию по чрезвычайным ситуациям.

Безопасность жизнедеятельности достигается за счет правильных и своевременных управленческих решений в масштабах мирового сообщества, страны, в отраслях и на отдельных предприятиях. Управление безопасностью жизнедеятельности имеет правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие органы.

Систему обеспечения безопасности жизнедеятельности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения в данной сфере.

Система управления безопасностью жизнедеятельности имеет следующий вид:

Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности.

Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов: федеральные законы «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ); «Об обороне» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 1999 г. № 223-ФЗ); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ); «О радиационной безопасности населения» (от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ); «О борьбе с терроризмом» (от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ); «О транспортной безопасности» (от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ).

Правовые условия обеспечения безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным структурам организовать противодействие противоправным посягательствам на государство, общество, человека.

На современном этапе важное значение имеет Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями и дополнениями в новой редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). Эта Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Важное значение придается национальным интересам России, представляющим собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. [1, С. 196-197]

Законодательная база по охране окружающей среды.

Правовой основой охраны окружающей среды в России является федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требования охраны окружающей среды зафиксированы в Законах РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г.) и «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Для защиты среды обитания во всех странах разрабатывается природоохранное законодательство, в котором имеется раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды жизнедеятельности.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Охрана окружающей среды сопряжена с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил.

Государственная система охраны природной среды включает четыре группы юридических мероприятий:

  1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
  2. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;
  3. Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
  4. Юридическая ответственность правонарушений.

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды можно выделить Земельный кодекс РФ (2001 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.).

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают санитарные нормы и правила Минздравсоцразвития РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Росстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы» (ГОСТы).

Отраслевая нормативная документация предприятий по охране окружающей среды включает в себя ОСТы, СТП, разного рода руководящие документы, положения и др.

Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не они не рассматриваются как источники права. В указанных законах устанавливается юридическая обязанность их исполнения, что и придает таким нормам юридический характер. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Нормативные акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции РФ. [2, С. 137-139]

Система стандартов безопасности труда.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Росстандарта. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с государственным стандартом не допускается). Такой же подход принят в стандартах предприятий (СТП).

ССБТ включает следующие подсистемы:

  • стандарты подсистемы «0» — устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологии а области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности;
  • стандарты подсистемы «1» — устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов;
  • стандарты подсистемы «2» — устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований;
  • стандарты подсистемы «3» — устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности;
  • стандарты подсистемы «4» — устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним;
  • стандарты подсистемы «5» — устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

К нормативно-правовым актам относятся также межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации), которые распространяются на все отрасли народного хозяйства и вводятся в действие федеральными директивными органами совместно с Федерацией профсоюзов.

Читать еще:  Определение понятия экологическая безопасность

Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами и отраслевыми организационно-методическими документами.

Объектами стандартизации на предприятии являются организация работ по охране труда; контроль состояния условий труда; планирование работ по безопасности труда; порядок стимулирования работ по безопасности труда; организация обучения и инструктаж работающих по безопасности труда.

Организация работ на предприятиях по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. В соответствии с Трудовым кодексом РФ в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, численностью более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. В организациях с численностью менее 100 работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. [1, С. 207-211]

В Трудовом кодексе РФ достаточно широко представлены вопросы охраны труда – в частности, в таких разделах, как «Общие положения», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».

В ст. 212 и 214 ТК РФ установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и обязанности работника в области охраны труда. В ст. 215 изложено соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда. [3]

При не соблюдении правил охраны и безопасности труда, на предприятиях повышается численность травматизма.

Травматизм на производстве. Таблица 1.

Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации.

Дата добавления: 2014-09-05 ; просмотров: 16410 ; Нарушение авторских прав

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий:

регламентируетобязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан,

закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС,

определяет ответственность всех уровней власти и граждан.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция– Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

— Указы Президента РФ.

— Постановления Правительства РФ.

— Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

— Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

— Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

1. Федеральный Закон РФ № 68-ФЗ от 30.10.2007 г «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

2. Федеральный Закон РФ № 28-ФЗ от 19.06.2007 г. «О гражданской обороне».

Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Федеральный Закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

— правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

— права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

— полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

— права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

— права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

4. Указ Президента РФ № 868 от 21.04.2008 г «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Указ Президента РФ № 24 от 10.01.2000 г. «О концепции национальной безопасности РФ»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти разработать и узаконить цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

5. Указ Президента РФ № 991 от 11.07.2004 г. «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. Постановление Правительства РФ № 794 от 03.10.2006 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принимать правовые акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона.

7. Постановление Правительства РФ № 804 от 26 11. 2007 г. «Об утверждения положения о гражданской обороне в Российской Федерации»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять положение о гражданской обороне в регионах.

8. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»

Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачи природоохранительного законодательства:

− охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

− предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;

− оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

— нормативы качества окружающей среды;

— экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

— механизмы исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Рособрнадзором) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов.

Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Читать еще:  Основные механизмы безопасности

Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды.

Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

9. Федеральный закон № 206-ФЗ от 4.12.2006 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

10. Постановлениями Правительства РФ № 738 от 24 июля 1995 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и № 842 от 2 ноября 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Все население страны делится на категории обучаемых:

1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов – проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.

2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны – обучаются по 20-часовой программе по месту работы.

3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны – обучаются по 14-часовой программе по месту работы.

4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений – обучаются по соответствующим программам дисциплин ОБЖ и БЖ.

5. Неработающее население – обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера – минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время.

Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности

Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» 5 марта 1992 года N 2446-1

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

О БЕЗОПАСНОСТИ

(в ред. Закона РФ от 25.12.1992 N 4235-1,
Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288,
Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ,
от 07.03.2005 N 15-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ,
от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ)

Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты

Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Статья 2. Субъекты обеспечения безопасности

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Статья 3. Угроза безопасности

Угроза безопасности — совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Статья 4. Обеспечение безопасности

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Статья 5. Принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:
законность;
соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
интеграция с международными системами безопасности.

Статья 6. Законодательные основы обеспечения безопасности

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности; конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере; международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Дата добавления: 2019-02-13 ; просмотров: 136 ;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector