Letysite.ru

IT Новости с интернет пространства
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Угрозы экономической безопасности в финансовой сфере

Роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России

экономические науки

  • Баландина Елизавета Андреевна , студент
  • Рахинская Юлия Андреевна , студент
  • Хашир Бэлла Олеговна , доктор наук, профессор, профессор
  • Кубанский Государственный Технологический Университет
  • ЭКОНОМИКА
  • ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
  • ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ
  • ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
  • ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
  • ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Похожие материалы

В современной среде, одной из важнейших составляющих экономической безопасности Российской Федерации, является именно финансовая безопасность. Эта данная сфера деятельности является существенным инструментом, который, конечно же, осуществляет защиту финансовых интересов во всех уровнях финансовых отношений. Также эта сфера является определённой ступенью независимости, постоянства и прочности финансовой системы нашей страны, который позволяет обеспечить наибольший эффект функционирование экономической системы и стабильно устойчивый экономический рост, в условиях воздействия на нее внешних и внутренних факторов, составляющие угрозу финансовой безопасности. Основная суть экономической безопасности любой страны определяется как состояние экономики и институт власти, при котором как подобает, обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, которая социально направленна на развитие страны в целом. Соответственно, так же гарантируется образование необходимого экономического потенциала, и финансовой среды для возможности сохранения целостности и единства всей финансовой системы даже при наличии неблагоприятных условий для развития внутренних и внешних процессов, т.е. для успешного противодействия любым формам угроз финансовой безопасности.

Система финансовой безопасности подразумевает образование условий бесперебойной работы финансовой системы, внутри которой, во-первых, практически исключается вероятность попыток перенаправления финансовых потоков в неоформленные законодательными нормативными правовыми актами сферы их применения; а во-вторых, на много ослаблена вероятность явного злоупотребления финансовыми средствами. Финансовая система должна обладать твердой стабильностью на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, для того чтобы государственные органы могли эффективно и вовремя отреагировать на появление каких-либо угроз и своевременно попытаться устранить их, тем самым свести хотя бы к минимуму любые допустимые социально-экономические потери.

В любой общественной сфере, в том числе финансово — экономической деятельности имеют место процессы и явления отрицательного характера, которые требуют точного анализа, оценки возможных последствий, выработке мер по их преодолению [2]. Применительно к изучению проблем финансовой безопасности, все негативные явления и процессы финансовой сфере формируются в угрозы, следовательно, это те факторы, которые препятствуют или создают опасность осуществлению национальных финансово — экономических интересов.

Общий уровень угроз финансовой безопасности не может, является постоянной величиной, так как он изменяется вместе с общеэкономической ситуацией. При этом действие некоторых угроз финансовой безопасности так же меняется, ослабевает или совсем прекращается, а других наоборот увеличивается, практически постоянно появляется вероятность возникновения новых потенциальных угроз. В связи с этим рождается необходимость вырабатывать и реализовывать целые комплексы упреждающих мер, направленных на вычисление и ликвидацию угроз в финансовой сфере, а также на повышение ее стабильности, устойчивости и эффективности. Анализ угроз финансовой безопасности одинаково важен как с позиции их предотвращения и прогнозирования, так и с позиции разработки стратегии финансовой безопасности. Обеспечение системы финансовой безопасности, в сфере внешнеэкономической деятельности, объективно предполагает разработку ее пороговых значений на федеральном и региональном уровнях, оформление конкретных показателей, способствующих снижению рисков, а также внешних и внутренних угроз финансовой безопасности.

Угрозы финансовой безопасности России ─ это факторы, которые препятствуют или создают опасность реализации национальных финансово-экономических интересов. Для нашей страны преобладающими внешними угрозами являются: утрата некоторой части своих внешнеэкономических позиций, в результате вытеснения иностранными конкурентами зарубежных рынков; притеснение национальных приоритетов России в финансовой сфере в результате продвижения выгодных экономических и финансовых проектов для иностранных партнеров; влияние внутренней и внешней политики государств на внешнеэкономические связи и отношения; повышение конкуренции между государствами в экономической и иных сферах, использование мощных экономических факторов для завоевания мирового экономического пространства; противодействие равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового регулирования [3].

Также не мало важными угрозами для России являются внутренние угрозы, которые зарождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклонениями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономические преступления и т.д.) в управлении финансовой системой государства. К внутренним угрозам относится: для выхода из экономического кризиса и успешного проведения дальнейших реформ необходимо сокращение используемой ресурсной основы в финансово-кредитной сфере деятельности; приобретение экономическим кризисом затяжного характера, а также сохранение курса торможения выхода из него, наличие предпосылок для дальнейших всплесков в развитии кризиса; криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции; борьба с инфляцией, предотвращение утечки капиталов за рубеж и создание предпосылок для развития российского предпринимательства; снижение уровня социальной ориентированности экономики, падение реальных доходов и платежеспособности населения; увеличение финансовых потерь, в результате усилия социальной напряженности в сфере экономических отношений [4].

Следует отметить, что границы между всеми угрозами, как внутренними, так и внешними зачастую носят не совсем четкий характер, так как они взаимообуславливают друг друга. Однако, очевидно, что длительное воздействие внутренних угроз на национальную экономику страны делает ее более слабой и во внешнем плане, потому как, государство не справляющееся с внутренними угрозами, лишено возможности проводить какую либо активную внешнюю политику, пытаться воздействовать на экспорт конкурентоспособной продукции и не имеет достаточных сил осуществлять самостоятельные экономические и финансовые расширения на новых рынках. При ослабленной экономике и несовершенной финансовой системе Россия будет лишена реальной возможности влиять на политику международных финансовых организаций [5].

Для предотвращения внутренних и внешних угроз финансовой безопасности Российской Федерации необходимо принять ряд соответствующих мер. Которые должны быть направлены на устойчивое экономическое развитие, политическую свободу действий, расширение, влияние внешней политики нашего государства.

В нынешних современных условиях в России используются следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности:

  1. установление четких пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
  2. отраслевые ограничения (ограничения и запрет доступа иностранных инвестиций в отрасли, признанные особо важными для экономического и социально-культурного развития государства);
  3. меры в отношении компаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
  4. требования в области производства и использование местных компонентов, передачи технологий и т.п.;
  5. разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований [6].

В числе самых актуальных мер по повышению финансовой безопасности государства в современных условиях должно присутствовать создание эффективных механизмов, которые препятствуют проникновению в страну финансовых средств незаконно, а также нелегальным утечкам ресурсов из государства. Самым популярным и наиболее привлекательным каналом для отмывания «грязных денег», а также транспортировки капиталов по незаконным путям во всем мире является банковская сфера. Следовательно, процесс создания вышесказанных механизмов, в первую очередь, должен затрагивать именно эту сферу. Поэтому целесообразно усовершенствовать финансовую сферу, она должна стать более конкретной к требованиям модернизации в нашей экономике [7].

Таким образом, мы имеем возможность выделить, что во всей системе обеспечения экономической безопасности одно из самых важнейших мест занимает финансовая безопасность. Финансовая безопасность — это состояние финансовой системы, которое способно обеспечивать всеми необходимыми для государства финансовыми средствами, являющиеся существенными для выполнения его внутренних и внешних функций. Важно подчеркнуть, что от развития ситуации в финансовых секторах экономики, в первую очередь зависит устойчивое и безопасное развитие экономики в целом. Следует заметить, что в современных условиях финансовые отношения в иной раз не вносят положительного вклада в реформирование российской экономики, но во многих случаях оказывают сдерживающие воздействие, следовательно, это приводит к кризисным ситуациям.

Итак, финансовой системе свойственно иметь определенный запас прочности на случай непредвиденных и чрезвычайных обстоятельств, для того чтобы государственные органы и иные субъекты экономики могли заблаговременно среагировать на возникновение каких-либо угроз и по мере возможности устранить, предотвратить или хотя бы свести к минимуму потенциальные социально — экономические потери.

Список литературы

  1. Гордиенко Д.В. Основы экономической безопасности государства. Курс лекций. — М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2012. — 352 с
  2. Господарик Ю.П., Пашковская М.В. Международная экономическая безопасность. – Издательство университет «Синергия». – 2016. – С. 417.
  3. Барикаев Е.Н., Сараджева О.В. Финансовая безопасность: монография. – Издательство «Юнити-Дана». – 2015. – С. 103
  4. Сафин У.З., Яруллин Р.Р. Коррупция как угроза экономической безопасности государства// Диалектика противодействия коррупции: материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Издательство «Познание». – Казань, 2015. – 139-141 с.
  5. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения// Вопросы экономики. — 2012. — №6. — С. 34-39
  6. Каранина Е.В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности) – Монография. – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ». – 2015. – 239 с.
  7. Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. — 2011. — №2. — С. 13-19.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

студент 5 курса, кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

студент 5 курса, кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

доцент кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается место финансовой безопасности РФ в системе экономической безопасности страны, рассматривается сущность и содержание финансовой безопасности, её угрозы и факторы, на нее влияющие, анализируются показатели-индикаторы финансовой безопасности, а также мероприятия по укреплению финансовой безопасности РФ.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, угрозы, стратегия, факторы, индикаторы, укрепление, контроль.

В современной России имеются различные причины, вследствие которых возникает большинство разнообразных угроз экономической безопасности. Каждая из угроз может представлять собой огромную опасность для государства.

Финансовая безопасность является важнейшей составляющей экономической безопасности и имеет при этом собственный механизм реализации, отличный от других видов экономической безопасности. Кроме того, финансовая безопасность неотделима от процессов обеспечения других видов экономической и национальной безопасности. Она выступает объединяющей основой при создании условий экономической безопасности [1].

Развитая инфраструктура, мощь и национальная безопасность государства зависят в первую очередь от экономической стабильности и уровня финансовой безопасности государства. Следовательно, тему данной статьи можно признать весьма актуальной в настоящее время.

Под финансовой безопасностью можно понимать текущее состояние финансовой системы государства, благодаря которому обеспечивается эффективная защита экономических интересов населения страны, а также успешное развитие национальной экономики в целом [4].

В целом, финансовую безопасность можно определить как подсистему экономической и национальной безопасности, которая выполняет конкретные функции управления. К функциональному уровню финансовой безопасности относятся: безопасность фондового рынка, бюджетно-налоговой, кредитно-банковской и валютно-денежной систем, внебюджетные фонды (рисунок 1).

Рисунок 1. Функциональный и организационно-обеспечивающий уровни финансовой безопасности в РФ

В системе финансовой безопасности также присутствует организационно-обеспечивающий уровень, который предполагает обеспечение оптимальных условий развития финансовой системы, распределение финансовых потоков и других денежных активов на государственном и региональном уровне, а также меры по снижению угроз финансовой безопасности в целом [2].

Читать еще:  Санитарно гигиенические требования и требования безопасности

Факторы финансовой безопасности, создающие угрозу реализации кредитно-денежных и финансово-экономических потребностей общества, можно поделить на внутренние и внешние. Как понятно из названия, внутренние угрозы образуются в какой-либо отрасли жизнедеятельности, либо в хозяйствующем субъекте напрямую. Чаще всего данный тип угроз образуется из-за неправильно организованной финансово-денежной политики государства, ошибок и недочетов органов бюджетно-налоговой системы, уровня коррупции и иных форм экономических преступлений. Внешние угрозы финансовой безопасности определяются более широким и глобальным спектром интересов общества, к которым можно отнести интернационализацию и глобализацию мировой экономики. Как известно, данные процессы оказывают существенное влияние на круговорот экономических и хозяйственных связей в мире, на экономическую ситуацию, сложившуюся в современном обществе в целом [6].

Экономический анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности проводится ежегодно и очень важен с точки зрения их предотвращения и обоснования. Такой анализ, прежде всего, предполагает использование системы пороговых значений экономических показателей на федеральном и региональном уровне, а также уровне хозяйствующих субъектов (табл. 1) [3, с. 187].

Таблица 1.

Значения индикаторов финансовой безопасности РФ

Назначение индикатора-показателя

Пороговое значение, %

Значение показателя в РФ в 2018 году, %

1. Уровень инфляции, %

2. Коэффициенты монетизации экономики, %

3. Капитализация финансового рынка к ВВП

4. Внешний долг к ВВП, %

К основным показателям-индикаторам следует отнести:

1. Уровень инфляции (10-15%), отклонение показателя которого может привести к кредитной ликвидности.

2. Коэффициенты монетизации экономики (40-50%), низкий уровень которых может стать причиной падения потребительского спроса.

3. Капитализация финансово рынка (100%) – одна из немногих причин формирования финансовых «пирамид» и проведения всевозможных денежных махинаций.

4. Внешний долг к ВВП (20-25%), рост которого усиливает риски и угрозы финансовой безопасности в целом [1].

Данная система индикаторов финансовой безопасности определяет возможности будущих рисков и потерь, а также способствует формированию мер их предупреждения, что дает возможность на повышение уровня стабильности, устойчивости и эффективности уровня экономической безопасности государства в целом [4].

Для поддержания и укрепления финансовой безопасности страны в настоящее время принято разрабатывать стратегию безопасности.

Разработка стратегии экономической безопасности в России в условиях санкций, недостаточного роста ВВП, неэффективного государственного управления и других факторов, угрожающих российской экономике, актуальна в настоящее время.

Ввиду этого, Владимир Путин в мае 2017 года подписал указ о стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

В указе Президент поручил Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок разработать меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации новой стратегии. Кабинету министров поручено оценить состояние экономической безопасности, обеспечить мониторинг ситуации и раз в год докладывать Президенту страны о мерах по ее укреплению. Стратегия экономической безопасности должна корректироваться каждые шесть лет.

Стратегия предусматривает решение и предотвращение кризисных процессов во всех направлениях (производство, наука, финансы), формирование политики на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Также стратегия помогает решить проблемы и на национальном уровне в услових санкций.

По мнению российских экономистов, исследование и изучение финансовой безопасности России позволяет выявить новые аспекты и методы для совершенствования финансовой безопасности страны.

Изучениями в данном направлении занимался ряд ученых-экономистов.

Так, Л. В. Афанасьева рассматривала структурную декомпозицию бюджетно-налоговой безопасности государства. В своей работе она указала, что именно в этой области недостаточно теоретических и методологических исследований как отечественных, так и зарубежных.

Консультант Совета Федерации РФ, член рабочей группы по проблемам наукоградов, член-корреспондент Академии проблем качества, полковник М. Арсентьев рассмотрел вопрос об обеспечении экономической безопасности России органами ФСБ. В своей работе он указал, что именно экономика России сейчас является наиболее слабым звеном с позиции национальной безопас-ности [3].

Для поддержания достаточного уровня финансовой безопасности на современном этапе развития общества в России используются следующие пути улучшения системы финансовой и экономической безопасности: установление ограничений на участие иностранных организаций в капитале российских организаций; хозяйственные ограничения, касающиеся непосредственно отрасли производства, в которой функционирует организация; условия использования элементов деловой политики и другое [5].

Для обеспечения и выполнения всех вышеуказанных мероприятий необходимо сформировать, принять и обеспечить выполнение Финансовой доктрины, основной целью которой будет являться создание независимой финансово-банковской системы, поддержка благоприятного уровня инвестиционной активности и обеспечение экономической безопасности государства.

Наше государство имеет уникальные возможности, способные решить все вышеперечисленные задачи и цели, так как имеет огромные национальные богатства для создания и формирования нормативно-правовой базы и инфраструктуры национальной экономики в целом.

Весьма существенную роль в системе обеспечения финансовой безопасности играет финансовый контроль.

Поэтому, чтобы иметь положительные результаты в системе финансовой безопасности, необходимо ужесточить контроль над финансами, в первую очередь со стороны государства [2].

Поскольку существуют в наше время множественные факты финансового мошенничества и финансового терроризма, необходимо ужесточить ответственность в уголовном кодексе за мошенничество, мошенничество в отношении кредитных учреждений, ввести четкое понятие финансового терроризма, увеличить срок исковой давности по привлечению к уголовной ответственно-сти по этим преступлениям. Именно кредитные учреждения составляют одну из основных цепочек финансовой структуры России.

Государству необходимо контролировать и регулировать финансовую систему от случаев финансовых атак со стороны зарубежных стран, захвата криминальными структурами производственных и финансовых институтов внутри страны, их проникновение в различные структуры власти [6].

Для повышения финансовой безопасности России необходим дополнительный комплекс мер, направленных на минимизацию негативных тенденций, снижение финансовых рисков, а также обеспечение мероприятий, направленных на повышение финансовой безопасности в целях устойчивого развития экономики России.

Список литературы:

  1. Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е Финансовая безопасность в системе региональной экономической безопасности / Т.И. Безденежных // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2019. — № 3 (117). — С. 32-38.
  2. Жилкина Ю.В. Финансовая система и обеспечение экономической безопасности России в условиях санкций / Ю.В. Жилкина // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2018. — № 3 (50). — С. 33-42.
  3. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Зенцова К.С., Новикова Е.И. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности / Г.Е. Крохичева // Kant. — 2016. — № 3 (20). — С. 107-111.
  4. Курносова В.В., Чебан М.А., Жулина М.Д. Финансовая безопасность и ее место в системе экономической безопасности России / В.В. Курносова // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 277-280.
  5. Подколзина И.М., Литвинова Ю.Г. Роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России / И.М. Подколзина // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2019. — С. 179-181.
  6. Субботина Е.П. Финансовая безопасность как форма экономической безопасности в современной России / Е.П. Субботина // В сборнике: Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты. Материалы XVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор С.В. Нечаева. — 2018. — С. 149-150.

Вопрос 3. Финансовая безопасность: сущность, структура и основные направления развития;

Финансовая безопасность является частью экономического благосостояния и основой национальной безопасности государ­ства, а также приоритетным направлением государственной по­литики, так как охватывает широкий спектр национальных, эко­номических и социальных факторов.

Современной отечественной экономической наукой сформу­лировано достаточно большое количество определений понятия «финансовая безопасность». Одни ученые определяют финансо­вую безопасность как комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне и корпора­тивных структур на микроуровне, другие — как состояние фи­нансовой системы государства, обеспечивающее функциониро­вание экономики, выраженное опосредованно через систему по­казателей, характеризующих уровень ее безопасности.

Наиболее удачное определение, по нашему мнению, дано канди­датом экономических наук М. А Скворцовой. Под финансовой без­опасностью подразумевается состояние и готовность финансовой си­стемы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточ­ных для поддержания необходимого уровня экономической без­опасности страны.

Как элемент экономической безопасности страны ее финансо­вая безопасность имеет сложную структуру, которая включает в себя:

•безопасность корпоративных финансов;

•безопасность сферы страхования;

•финансовую безопасность населения.

Что касается угроз финансовой безопасности России, то, при­держиваясь основных подходов теории безопасности, их можно в основном подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние угрозы порождаются неадекватной финансово-эко­номической политикой, элементарными просчетами органов влас­ти и управления, ошибками, злоупотреблениями и иными отклоне­ниями (бесхозяйственность, волокита, разнообразные экономиче­ские преступления и т.д.) в управлении финансовой системой госу­дарства.

В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. В ка­честве основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России следует выделить следующие:

•стремительное развитие процесса транснационализации эко­номических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией)’,

•постоянное увеличение огромной массы капиталов, подвиж­ность которых создает напряженную обстановку, высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне (бюджетные системы государств и международных орга­низаций), так и на глобальном уровне (межгосударственная эко­номическая интеграция, включая ее финансовую и валютную со­ставляющие);

•растущая автономизация субгосударственных субъектов (ТНК, ТНБ и др.), располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;

•высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рын­ков на базе новейших информационных технологий;

•многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;

. беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внеш­ней политики государств, которое все больше зависит от мировых финансов (многие специалисты признают, что глобальная фи­нансовая система уже не проводит границу между внутренней и внешней экономической политикой страны). Происходит их вза­имопроникновение и формирование, по мере того как глобаль­ные рынки переносят последствия внутренней политики своей страны на экономики других стран;

. усиление конкуренции и трений между государствами в эко­номической и иных сферах, использование мощных стратегий за­воевания мирового экономического пространства;

•чрезмерная зависимость национальных экономик (в частно­сти, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спе­кулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрез­вычайно уязвимыми;

•глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовойсистемы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, не­способность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

В таких условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому в современных условиях особую ак­туальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности.

По мнению ведущих экономистов, государственная стратегия финансовой безопасности России должна включать как минимум:

•определение геофинансовых зон влияния России (исходя из экономической, климатической, этнонациональной и иных общ­ностей народов России);

•определение критериев и параметров (количественных и ка­чественных пороговых значений) финансовой системы России, отвечающих требованиям финансовой безопасности;

•разработку механизмов и мер идентификации угроз финансо­вой безопасности России и их носителей;

•характеристику областей их проявления (сфер локализации угроз);

•установление основных субъектов угроз, механизмов их функ­ционирования, критериев их воздействия на национальную эко­номическую (включая финансовую) и социально-политическую систему;

•разработку методологии прогнозирования, выявления и пред­отвращения возникновения факторов, определяющих появление угроз финансовой безопасности, проведения исследований по вы­явлению тенденций и возможностей развития таких угроз;

• организацию адекватной системы органов государственного финансового контроля (ГФК), соответствующей определенным геофинансовым зонам;

•формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализую­щих или смягчающих воздействие негативных факторов;

Читать еще:  Правовые основы обеспечения безопасности

•определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.

В то же время возникает необходимость разработки системы мер по регулированию специальными государственными органа­ми мировых финансовых потоков, воздействующих на Россию, в соответствии с ее национальными интересами (включая меры по предотвращению негативного влияния на воспроизводственные процессы по сути навязанных иностранных займов или по пред-

отвращению возникновения каких-либо финансовых обяза­тельств, не подкрепленных правовыми или этическими норма­ми). При этом в России необходимо вырабатывать правовые и финансовые приемы борьбы с недобросовестным поведением контрагентов по внешнеэкономическим договорам для защиты национальной финансовой системы от искусственно вызван­ных финансовых кризисов, механизмы защиты от различных финансовых рисков, несогласующихся со стратегией государ­ственного развития инвестиций, механизмы обеспечения по­добающего для России участия в перераспределении мирового дохода и т.д.

Итак, учет геоэкономических и геофинансовых интересов Рос­сии принципиально необходим в государственном управлении. При этом в современных условиях следует принять во внимание следу­ющие пути совершенствования системы финансовой безопасно­сти России:

•установление пределов иностранного участия в капитале оте­чественных организаций;

•отраслевые ограничения (ограничение или запрещение до­ступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социокультурного развития госу­дарства);

•меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничитель­ную деловую политику, искажающую условия конкуренции;

•требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;

•разработка действенных систем контроля привлечения и ис­пользования средств иностранных заимствований.

В заключение подводя краткий итог, необходимо отметить, что процесс обеспечения экономической безопасности государства сложен и многогранен. Достижение необходимого ее уровня не­возможно путем решения частных задач, а требует достаточно углубленного, а главное, системного подхода.

В настоящее время в нашем государстве отсутствует высокий уровень защищенности национальной экономики, но при усло­вии изменения взглядов руководства страны на данную пробле­му, учитывая огромный экономический потенциал России, су­ществующая негативная ситуация может измениться в положи­тельную сторону.

Контрольные вопросы

1.Что такое экономическая безопасность?

2.Назовите объект экономической безопасности государства.

3.Кто является субъектами экономической безопасности государства?

4.Дайте определение категорий «вызов», «опасность», «угроза».

5.Опишите классификацию угроз экономической безопасности госу­дарства.

6.Назовите основные критерии экономической безопасности госу­дарства.

7.Дайте определение понятия «энергетическая безопасность государ­ства».

8.Назовите основные факторы, характеризующие состояние энерге­тической безопасности государства.

9.Перечислите принципы обеспечения энергетической безопасности государства.

10.Дайте определение понятия «финансовая безопасность государ­ства».

11.Назовите основные элементы финансовой безопасности государ­ства.

12.Назовите опасности, имеющие международный уровень. Каковы их причины?

13.В чем заключаются геополитические интересы государства?

14.Перечислите геополитические факторы национальной безопасности России.

15.Каково значение и место РФ в СНГ? Чем оно обусловлено?

16.Каково значение и место РФ в мировом сообществе? Чем оно обусловлено?

17.Охарактеризуйте явление глобализации. Как оно влияет на систему международных отношений?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [Л. А. Михай­лов и др.] ; под ред. Л. А. Михайлова. — СПб., 2005.

Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [С. В. Белов и др.] ; под общ. ред. С. В. Белова. — М., 2005.

Безопасность жизнедеятельности : учеб, для студ. вузов / [С. В. Белов и др.] ; под общ. ред. С.В.Белова. — М., 1999.

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени : учеб, пособие / [Ю.Л.Варшамов и др.]. — СПб., 1999.

Безопасность и охрана труда : учеб, пособие / под ред. О. Н. Русака. — СПб., 2001.

Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура: словарь-спра­вочник / под ред. В. Ф. Пилипенко. — М., 2005.

Введение в демографию / под ред. В.А.Ионцева, А.А.Саградова. — М., 2002.

Власова Л. М. Безопасность жизнедеятельности. Современный комп­лекс проблем безопасности : учеб, пособие / [Л.М.Власова и др.]. — М., 2004.

Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стра­тегия / А. В. Возжеников. — М., 2000.

Губанов В. М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защи­та от них / В.М.Губанов, Л.А.Михайлов, В.П.Соломин. — М., 2006.

Демографическая модернизация России, 1900 — 2000 / под ред. А.Г.Вишневского. — М., 2006.

Дзлиев М.И. Основы обеспечения безопасности России / М.И.Дзли-ев, А.Д.Урсул. — М., 2003.

Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности : учебник / В.Ю.Микрюков. — Ростов н/Д., 2006.

Основы экономической безопасности / под ред. Е. А. Олейникова. — М., 1997.

Партыка Л. Т. Информационная безопасность : учеб, пособие / Л.Т.Партыка, И.И.Иванов. — М., 2005.

Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализа­ция, самосохранение и развитие / В. К. Сенчагов. — М., 2002.

Экономическая безопасность России: общий курс : учебник / под ред. В.К.Сенчагова. — М., 2005.

Экономическая и национальная безопасность / под ред. Л. П. Гонча-ренко. — М., 2007.

Ярочкин В. И. Информационная безопасность : учеб, для студ. вузов / В.И.Ярочкин. — М., 2005.

Угрозы экономической безопасности в финансовой сфере

События последних двух лет, связанные с обострением отношений России и Запада, падением цен на энергоносители, замедлением темпов роста мировой экономики, изменением общеэкономической конъюнктуры, поставили перед страной задачу адаптации к складывающимся условиям хозяйствования и защиты национальных интересов в тех сферах, которые в новых реалиях проявили себя как наиболее уязвимые. Вышесказанное во многом предопределило необходимость обновления стратегии национальной безопасности страны.

С подписанием Указа Президента РФ № 683 от 31.12.2015 г. вступила в силу новая Стратегия национальной безопасности РФ, в наибольшей степени, чем предыдущая ее версия, соответствующая сегодняшним условиям. В обновленной стратегии гораздо больше внимания уделяется вопросам экономической безопасности, что в условиях применяемых в отношении России ограничительных мер и упавших цен на нефть вполне очевидно.

Согласно этому документу, в числе стратегических целей обеспечения национальной безопасности перечислены развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Среди главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики отмечены незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы, сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений [11]. Таким образом, можно констатировать, что значимость существующих проблем в финансовой сфере создает реальные угрозы экономической и национальной безопасности государства.

Целью исследования является определение роли финансовой безопасности в системе обеспечения национальной безопасности государства в целом.

Материалы и методы исследования

Исследование опирается на нормативно-правовые акты РФ, данные официальной статистики, экспертные оценки и труды отечественных экономистов. В работе применяются следующие методы: анализе, синтезе, установление причинно-следственных связей, единства исторического и логического, сравнение.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того, чтобы более корректно определить эти угрозы финансовой сферы экономических отношений, поясним, что понимается под финансовой безопасностью страны, которая является одной из подсистем экономической безопасности (рисунок).

В научной литературе можно встретить множество подходов к толкованию категории «финансовая безопасность». Так, по мнению Г. Вечканова, под финансовой безопасностью можно понимать такое состояние бюджетной, денежно-кредитной, банковской, валютной систем страны, страхового и фондового рынков, которое устойчиво ко внешним и внутренним угрозам [13].

В финансово-кредитном словаре указывается, что это исследуемое понятие включает комплекс мер, методов и средств по защите финансово-экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, а также финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне [12].

В.К. Сенчагов дефенирует финансовую безопасность как обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере [10].

Финансовая безопасность в структуре национальной безопасности государства

Финансовая безопасность может быть рассмотрена как состояние защищенности финансово-экономических интересов государства и заключается в способности органов государственной власти обеспечить политическими, правовыми, экономическими и организационными методами и средствами безопасное функционирование всех сфер общественной и экономической деятельности, где обращаются финансы [3].

Несмотря на многообразие авторских трактовок категории «финансовая безопасность государства», практически во всех указывается, что оно охватывает существующие звенья финансовой системы страны, а само состояние защищенности финансовой сферы обеспечивается с помощью использования финансово-экономического и административного инструментария.

Даже до наступления кризисных явлений в России специалисты отмечали, что изъяны финансовой системы нашего государства являются тормозом для развития экономики. Финансовая сфера экономических отношений по своей природе наиболее чувствительная ко всем изменениям, в сегодняшних условиях ощутив на себе воздействие внешних шоков, и на этот раз проявила свои слабые места, вскрыв таящиеся в себе угрозы всей национальной безопасности страны. Кратко охарактеризуем в отдельности состояние тех структурных блоков финансовой безопасности государства, которые выделены на рисунке.

1. Безопасность бюджетно-налоговой системы

Сырьевая модель российской экономики предопределяет зависимость благосостояния страны от цен на энергоносители. Так, 47 % доходов федерального бюджета в 2015 г. (и почти четверть доходов консолидированного бюджета страны) приходились на нефтегазовые доходы. При этом начиная с 2010 г. они не направлялись на пополнение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а в полном объеме шли на обеспечение расходной части бюджета страны [8]. В условиях отрицательной динамики цен на нефть возникла необходимость отказа от среднесрочного бюджетного планирования и возврат к однолетнему, пересмотра заложенной в бюджет цены на нефть, а также необходимости изыскания 250 млрд руб. на реализацию антикризисного плана в 2016 г., из которых правительство может аккумулировать лишь половину, а оставшаяся часть может быть получена за счет «заморозки» пенсионных накоплений и введения режима секвестра расходов бюджета [2].

Бюджетно-налоговая сфера России характеризуется также тем, что у нас непосильная для бизнеса налоговая нагрузка (50,7 % по оценкам Всемирного Банка, 54,1 % – по итогам исследований консалтинговой компании Pricewaterhouse Coopers (PwC), 30 % – по мнению аналитиков ФНС России). С данной точки зрения страна уступает другим странам как место для ведения бизнеса и формирует демотивационные стимулы к размещению на ее территории отечественного и иностранного (не спекулятивного) капитала. Все это также способствует увеличению доли теневой экономики. Даже Росстат фиксирует рост неформальной занятости и сокращение числа малых предприятий за 2014–2015 гг. По официальным заявлениям Минфина РФ в 2013 г. теневая экономика (без учета криминального сектора) составила 15–20 % ВВП страны. По мнению специалистов, в России развитию теневой экономики способствует также несовершенство институтов права, конкуренции и защиты собственности [6].

2. Безопасность кредитно-банковской системы

В России низкодиверсифицированная финансовая структура, что говорит об отстающем финансовом развитии. Слабость национальной банковской системы России проявляется также в незначительной роли российских кредитных организаций на мировом рынке (менее 1 % всех банковских активов). Доля финансовых услуг в добавленной стоимости России является низкой (4,9 % в 2013 г., 5,4 % в 2014 г.) в сравнении с большинством развитых стран, отражает ее развивающийся характер. Россия находится в значительно худшей позиции, чем другие динамично развивающиеся страны (в частности БРИКС) в части финансирования развития реальной экономики, демонстрируя тем самым сравнительно худшие условия для финансирования экономического роста [7]. Российская кредитно-банковская система, всегда неспособная обеспечивать реальный сектор экономики «длинными» деньгами, в условиях действовавшего почти 2 года запрета на кредитование крупнейших коммерческих банков на срок свыше 30 дней стала лишена возможности даже рефинансировать свои долги. В результате этого чистый отток капитала из страны достиг в 2014 г. рекордного значения в 151 млрд дол (56 млрд дол в 2015 г.). Масштабный отзыв лицензий за предшествующий год у коммерческих банков, нацеленный, с одной стороны, на поддержание надежности и устойчивости банковской системы, с другой стороны, вызвал опасения вкладчиков и способствовал изъятию депозитов и переливу их из мелких и средних в крупнейшие банки страны.

Читать еще:  Антивирус и очистка

Таким образом, российская банковская система столкнулась с проблемой дефицита средств для проведения кредитных операций. На фоне сохраняющейся высокой цены денег (ключевая ставка 11 % с 03.08.2015 г. по настоящее время), невозможности заимствования иностранного капитала, возросших опасений отечественных вкладчиков кредитно-банковская система практически лишила российскую экономику привлекаемых средств для развития и текущего финансирования.

3. Безопасность валютно-денежной системы

Относительная стабильность национальной валюты до 2014 г. была обусловлена искусственной закрепленностью курса рубля. После перехода к свободному плаванию волатильность рубля возросла. При упавшей экспортной выручке (из-за снизившихся доходов от продажи сырья) спрос на валюту продолжал расти (в том числе из-за необходимости обслуживания корпоративного внешнего долга и психологического аспекта в поведении резидентов). По мнению ряда исследователей, зависимость российского бизнеса от иностранных кредитов и рост корпоративных внешних заимствований сформировались среди прочего в результате политики органов государственной власти РФ относительно использования Стабилизационного фонда, средства которого не направлялись на развитие отечественной экономики, а размещались в финансовых инструментах иностранных государств [4].

Инфляция в 2014 г. впервые за предшествующие 6 лет даже по официальным данным стала измеряться двузначным числом (11,36 %), в 2015 г. составила 12,9 %. Происходящее на фоне этого снижение реальных доходов населения и доли валового накопления в ВВП (с 24,9 % в 2011 г. до 20,3 % в 2014 г.) также не способствует выходу из затянувшейся рецессии [11]. Имеется тенденция сокращения доли населения, делающего сбережения (только 28 % российских семей регулярно откладывают некоторую сумму) [1].

Помимо прочего, в России по сравнению с развитыми странами велика доля наличных денег в денежной массе (25 % в 2011 г. и 20 % в 2015 г.). Уровень монетизации российской экономики составил в 2015 г. 46 % ВВП, что является недостаточным для ее развития (этот показатель для развитых стран должен быть не менее 60 % ВВП, к примеру, в Китае он близок к 200 %). Недостаточная «финансовая глубина» экономики затрудняет перераспределительные процессы в обществе и не способствует стимулированию накоплений и инвестиций.

4. Безопасность фондового рынка

Этот параметр напрямую связан с волатильностью, которую демонстрируют фондовые рынки, мгновенно реагирующие на изменения, происходящие в обществе и экономике. «Силовая смена власти и крупнейший в новом веке вооруженный конфликт на сопредельной территории, санкции, введенные против России со стороны США и ЕС, снижение цен на нефть, отток капитала, слабые экономические показатели – все это оказало угнетающее воздействие на финансовые рынки. Эмитенты и инвесторы утратили средне- и долгосрочные ориентиры», – такую характеристику российскому фондовому рынку дают эксперты НАУФОР [9].

Таким образом, вышесказанное подтверждает, что в сложившихся условиях всем звеньям финансовой системы страны присущи не только потенциальные, но и реальные угрозы безопасности данной системы. Преодоление возникших угроз финансовой безопасности и приведение финансовой системы страны в приемлемое состояние приобретают на сегодняшний день ключевое значение как для экономики страны, так и для ее национальной безопасности в целом. Несомненно, что повышенные системные и политические риски будут накладывать отпечаток и на финансовую составляющую безопасности государства, однако достижение независимости финансовой системы от внешних структур может способствовать ее стабильности и снизить уровень существующих угроз.

Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.

Благополучие в сфере экономики — главное условие функционирования государства. Наличие в Российской Федерации стабильной системы позволит сохранять конкурентные позиции на мировом рынке. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России играет важнейшую роль, поэтому предлагаю рассмотреть этот вопрос подробно. Начнём с основного понятия.

Понятие экономической безопасности

Под национальной экономической безопасностью понимается защищенность экономики страны от внешних и внутренних факторов, неблагоприятно воздействующих на экономическое функционирование, подрывающих уровень жизни населения. Это главный элемент национальной безопасности.

Существуют 3 основных принципа:

  • независимость: формируется уровень экономики, позволяющий наименьшим образом зависеть от других государств и мирового рынка;
  • стабильность: устойчивость, исключение кризисов, социальных потрясений, криминала;
  • устойчивый рост национальной экономики: совершенствование системы, создание условий для работы граждан, снижение уровня безработицы, разработка уникальных продуктов, развитие промышленности.

Концепция

Концепция экономической безопасности России представляет собой комплекс положений, направленных на поддержание стабильности и роста экономических показателей, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и сохранения надёжного статуса государства на международном рынке. Поддержание экономической устойчивости напрямую влияет на общую национальную безопасность. Именно поэтому при возникновении политических конфликтов первый удар всегда приходится по экономике.

Стратегия экономической безопасности России до 2030 года является документом, который приказал утвердить президент РФ Владимир Путин в 2017 году. В ней содержатся главные цели и задачи экономической политики, направленные на поддержание финансовой безопасности. Реализация стратегии должна полностью наладить обстановку в стране и на мировом рынке, несмотря на сложные международные отношения с некоторыми государствами.

Виды безопасности

Нельзя воспринимать экономическую безопасность как нечто абстрактное. Поддержание безопасного уровня подразумевает принятие конкретных мер в определённых сферах. Отсюда выделяются главные виды экономической безопасности России.

  • Финансовая. Состояние, когда государство способно гарантировать условия функционирования гос. учреждений, создавать благоприятные условия для развития рыночной экономики, создавать благополучные условия для граждан, снижать уровень безработицы. Необходимо контролировать бюджеты (государственный, консолидированный), уровень государственного долга, финансовые рынки, платёжный баланс и другие структурные элементы.
  • Энергетическая. Подразумевается состояние топливно-энергетических отраслей. Необходимо обеспечить надёжное энергоснабжение для успешного развития всех регионов страны.
  • Оборонная. Отражает готовность армии сдерживать внешние угрозы и противостоять им.
  • Оборонно-промышленная. Поддержание военной безопасности, готовность к самому неблагоприятному исходу международных отношений.
  • Информационная. Комплекс мер, направленных на поддержание защиты информации, правильного представления данных. Любая утечка или ложные данные ведут к усугублению обстановки. Также безопасность информации предполагает противостояние мошенническим действиям.

Основные показатели

Существует система показателей, способных наглядно охарактеризовать безопасность в стране. Она отличается многосторонностью, взаимосвязью элементов. Показатели отображают один процесс с разных сторон. Всего можно насчитать около 150 показателей, которые объединяются в 4 группы:

  • производственно-экономические (ВВП, дефлятор ВВП, чистый национальный продукт, доход (чистый и использованный), экономический рост;
  • финансово-экономические (платёжный баланс, госбюджет, дефицит, инвестирование, денежные показатели);
  • социально-экономические (занятость, безработица, прожиточный минимум, бедность + её верхний и нижний пороги, инфляция, индекс цен и пр.);
  • политические (легитимность власти).

Показатели экономической безопасности России не являются стабильными. Задачей опытных аналитиков становится поиск взаимосвязей, который помогает выявить закономерности и дать новые идеи для реализации на законодательном уровне.

Главные задачи

Проблемы обеспечения экономической безопасности России решаются следующим образом:

  • грамотная аналитика и выявление слабых мест в экономике страны, многогранное изучение вопроса на основе опыта прошлых лет (в т. ч. в других государствах);
  • прогнозирование: предполагает анализ риска появления угроз безопасности, даётся детальный прогноз возможных исходов;
  • разработка долгосрочной стратегии и конкретных мероприятий по снижению угроз;
  • создание независимых источников, включая научную и технологическую сферу;
  • нормализация и поддержка благоприятных международных отношений;
  • разработка и улучшение законодательной базы в сфере экономики;
  • формирование финансовой независимости: снижение долга перед другими странами, отказ от кредитов.

Это далеко не весь перечень задач, но здесь представлено самое необходимое.

Угрозы экономической безопасности

Существуют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. Это явления и процессы, оказывающие негативное влияние на экономику в государстве, ограничивают интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и общественные устои.

Внутренние

К внутренним угрозам относятся:

  • интенсивное расслоение общества — превышение уровня доходов высокообеспеченных граждан над уровнем менее обеспеченных;
  • криминализация — теневая экономика как угроза экономической безопасности России становится всё более опасной проблемой, коррупция среди чиновников и различных структур, по больше части государственных, также на высоком уровне;
  • разрушение потенциала в сфере науки и техники — в других странах затраты в данной сфере гораздо больше.

Коррупция как угроза экономической безопасности России представляет собой наиболее серьёзную внутреннюю проблему. Из-за коррумпированных представителей государственных и некоторых частных структур происходит огромная утечка бюджета, что крайне отрицательно сказывается на экономике нашей страны. Коррупция затрагивает практически все сферы жизни, начиная от здравоохранения, заканчивая оборонной промышленностью.

Внешние

Современные угрозы экономической безопасности России с внешней стороны выглядят следующим образом:

  • утечка интеллектуального потенциала — учёные и высококвалифицированные специалисты активно уезжают за рубеж, где имеют лучшие условия развития, нежели в России;
  • утечка капитала — средства нелегально утекают за границу;
  • импортная зависимость — относительно продовольствия и потребительских товаров Россия сильно зависима от западных стран, граждане привыкли пользоваться импортной продукцией, проблемы с импортозамещением крайне актуальны.

Внешняя политика является особенным фактором, т. к. её крайне сложно контролировать, всё зависит от коллег государства, особенно западных. Обострение ситуации в Сирии и на Украине, присоединение Крыма — всё это вызвало бурную реакцию в мире, РФ попадает под санкции. Экономические взаимоотношения между странами — первое, что попадает под угрозу, поэтому необходимо думать об импортозамещении и принятии новых мер, направленных на нормализацию внешнеполитической ситуации. Необходимые меры по нейтрализации угроз экономической безопасности России должны приниматься решительно и быстро, но главное — разработка стратегий в экономике.

Перспективы развития и повышения уровня безопасности

Минэкономразвития разработало концепцию, одним из главных ориентиров которой стало восстановление статуса мировой экономической державы. Россия должна стать одним из главных государств, выйти на уровень высокоиндустриальных стран. По уровню ВВП необходимо войти в шестёрку мирового топа, а также значительно увеличить уровень благосостояния среди населения. Неотъемлемой часть. Этого плана становится доминирование в научной, технологической и финансовой сфере.

Современное состояние экономической безопасности России оставляет желать лучшего, поэтому решением проблемы становится переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному. Преимущества в науке, образовании и технологиях становятся решающим фактором, способствующим экономическому развитию. Важно сделать прорыв в отраслях, являющихся основной специализацией РФ на мировом рынке. 4 основных стратегии:

  1. конкуренция в энергетике, транспорте, аграрном секторе;
  2. формирование мощного НТК;
  3. диверсификация нац. хозяйства;
  4. развитие рынка, предпринимательства, обеспечение на законодательном уровне.

Тенденции развития создают и определённые риски. Перспективы зависят от объективных условий развития мирового хозяйства и субъективных — процессов, происходящих на мировой арене и в отдельных регионах РФ. Экономическая безопасность России 2018 года всё ещё оставляет желать лучшего, поэтому ищутся новые партнёры, экономика постепенно развивается. Стратегия до 2030 года должна помочь в решении множества проблем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector