Letysite.ru

IT Новости с интернет пространства
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Региональная безопасность это определение

Региональная и национальная безопасность

1. Понятие региональной и национальной безопасности.

2. Основные элементы концепции национальной безопасности России.

3. Национальные интересы.

4. Объекты национальной безопасности.

5. Угрозы и вызовы региональной безопасности.

6. Направления национальной безопасности (геополитическая, оборонная, политическая, социальная, экономическая, продовольственная, демографическая, экологическая, информационная, психологическая).

8. Программа развития ООН.

9. Консультативный форум ГУАМ как альтернатива Евразийскому экономическому сообществу (ЕврАзЭс),

10. Организация сотрудничества прикаспийских государств (ОСПГ).

11. НАТО и программа «Партнерство ради мира» (ПРМ).

12. Место России в системе международных отношений.

1. Понятие региональной и национальной безопасности

Безопасность – состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних опасностей и угроз, базирующееся на деятельности людей, общества, государства, мирового сообщества народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый ущерб, закрыть путь для выживания и развития.

Национальная безопасность – это сочетание внутренних и внешних обстоятельств воздействующих на жизнь государства, при которых отсутствуют угрозы критического характера и в то же время сохраняется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы, коль скоро они возникнут. (По Белоусову)

Национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства (Стратегия национальной безопасности до 2020).

Региональная безопасность — составная часть международной безопасности, характеризующая состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества как свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п.

На мой взгляд, региональная безопас­ность представляет собой про­екцию концепции национальной безопасности РФ на региональном уровне, которая нацелена на обеспечение защиты жизненно важных инте­ресов индивида, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

Высшая цель национальной безопасности — создание условий, необходимых для благополучного, стабильного и устойчивого разви­тия общества, его структур и институтов.

2. Основные элементы концепции национальной безопасности России

«элементы: национальные интересы, объекты и направления национальной безопасности Концепции национальной безопасности России от 10 января 2000 г. N 24 и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года от 12 мая 2009 г. № 537».

Нац. Интересы, объекты описала в 3 и 4 пункте. Здесь только напишу направления:

своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности РФ;

·реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

·обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства;

·подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

·преодоление научно — технической и технологической зависимости РФ от внешних источников;

·обеспечение на территории РФ личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

·совершенствование системы государственной власти РФ, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства РФ, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально — политической стабильности общества;

·обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства РФ всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

·обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества РФ прежде всего с ведущими государствами мира;

·подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

·укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

·принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против РФ;

·коренное улучшение экологической ситуации в стране.

3. Национальные интересы

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Интересы личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий — социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Реализация национальных и региональных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются ключевыми.

1) Во внутриполитической сфере национальные интересы России:

· сохранение стабильности конституционного строя, институтов государственной власти,

· обеспечение гражданского мира и национального согласия,

· единства правового пространства,

· завершение процесса становления демократического общества,

· нейтрализация политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

2) В социальной сфере — обеспечение высокого уровня жизни народа.

3) В духовной сфере: сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культ. и научного потенциала страны.

4) В международной сфере:

· упрочение позиций России как великой державы

· развитие равноправия и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями (с СНГ),

· соблюдение прав и свобод человека.

5) В информационной сфере:

· соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею,

· развитие современных телекоммуникационных технологий,

· защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

6) В военной сфере:

· защита ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности,

· предотвращение военной агрессии против Росси и ее союзников,

· обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

7) В экологической сфере: сохранение и оздоровление окружающей среды.

Классификация угроз региональной безопасности:

— по сфере деятельности людей – социальная, экономическая, военная и др.

— по источнику: внутренние угрозы – на территории страны или региона, внешние – вне территории страны или региона.

— по масштабам распределения: федеральные, региональные, локальные, индивидуальные угрозы.

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ

Найдено 6 определений термина БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ

составная часть международной безопасности; комплекс согласованных мер по обеспечению безопасности государств, расположенных в границах определенного региона. Наибольшее значение в общей структуре региональной безопасности имеют общеевропейская, ближневосточная и азиатско-тихоокеанская безопасность.

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ

состояние международных отношений в той или иной части мира, при котором в результате осуществления комплекса совместно принятых заинтересованными сторонами мер и заключения обычно многостороннего международного договора или соглашения обеспечивается поддержание мира и сотрудничества стран и народов, решение спорных вопросов путем переговоров, отказ от применения силы или угрозы силой.

Б. Р. — важное условие и серьезный фактор международной безопасности при условии, что договоры и соглашения о Б.Р. совместимы с целями и принципами ООН. Наиболее наглядными примерами обеспечения Б.Р. могут служить Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), охватывающая сегодня свыше 40 стран Европы и Северной Америки; Организация африканского единства (ОАЕ), объединяющая более 50 независимых африканских стран; Организация американских государств (ОАГ), в составе которой более 30 стран Западного полушария; Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. Сегодня происходит процесс становления системы Азиатско-тихоокеанской безопасности, в которую должна войти и Россия.

БЕЗОПАСНОСТЬ региональная

состояние отношений внутри и между социально-территориальными общностями определенного региона, при котором для всех относящихся к нему государств, народов, граждан, общественных институтов и групп обеспечивается защищенность их жизненно важных интересов, надежное существование и стабильное развитие. Реализуется на разных уровнях: в рамках отдельных административно-территориальных единиц страны; применительно к нескольким соседним районам государства; в масштабе группы стран, входящих в определенную географическую зону. На любом уровне строится во взаимосвязи с национальной и международной безопасностью, включает в качестве основных элементов экономическую, политическую, экологическую, военную и другие виды безопасности. Сфера компетенции и пути обеспечения Б.р. определены положениями гл. 8 Устава ООН «Региональные соглашения». Они предусматривают мирное урегулирование споров, предупреждение конфликтов между членами региональной системы, организацию коллективных мер по пресечению актов агрессии и устранению угрозы миру, превентивную дипломатию, поддержание, установление и укрепление мира в постконфликтный период. Б.р. формируется, как правило, через региональные соглашения. Из совокупности таких соглашений, организаций и структур образуется региональная система безопасности.

Читать еще:  Правовые основы безопасности жизни

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ

состояние международных отношений в конкретном регионе мирового сообщества, свободное от военных угроз, экономических опасностей и т.п., а также от вторжений и вмешательств извне, наносящих ущерб и посягающих на суверенитет и независимость государств региона.

Процесс поддержания Б.р. могут обеспечивать как специально созданные организации, в частности, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), так и объединения государств более универсального характера, напр., Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ).

Степень вовлеченности великих держав в обеспечение Б.р. особенно высока на европейском континенте и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для поддержания и укрепления Б.р. заключаются региональные межгосударственные соглашения, диктуемые необходимостью адаптации региональных структур безопасности к изменяющимся реалиям, стремлением укрепить их. В Европе, где во второй половине XX в. были накоплены огромные арсеналы оружия всех видов, достигнуты соглашения о значительных сокращениях ядерных ракет средней и малой дальности и обычных вооружений. В других регионах, где гонка вооружений не приняла таких больших масштабов, осуществляются превентивные меры по ее сдерживанию, напр., Договор Тлателолко (1967), запрещающий распространение ядерного оружия в Латинской Америке.

РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

состояние отношений внутри и между социально-территориальными общностями определенного региона, при котором для всех относящихся к нему государств, народов, граждан, общественных институтов и групп обеспечивается защищенность их жизненно важных интересов, надежное существование и стабильное развитие. Реализуется на различных уровнях: в рамках отдельных административно-территориальных единиц страны; применительно к нескольким соседним районам государства; в масштабе группы стран, входящих в определенную географическую зону. На любом уровне строится во взаимосвязи с национальной и международной безопасностью, включает в качестве основных элементов экономическую, политическую, экологическую, военную и др. виды безопасности. Сфера компетенции и пути обеспечения Р. б. определены положениями главы 8 Устава ООН «Региональные соглашения». Они предусматривают: мирное урегулирование споров, предупреждение конфликтов между членами региональной системы; организация коллективных мер по пресечению актов агрессии и устранению угрозы миру; превентивная дипломатия, поддержание, установление и укрепление мира в постконфликтный период. Р. б. формируется, как правило, через региональные соглашения. Из совокупности таких соглашений, организаций и структур образуется региональная система безопасности. Лит.: Кузнецов В.Н. Гуманитарные взаимодействия: Социологическое исследование становления геокультурной теории безопасности. В 3 т. Т. 1. Россия и Евразия: Социология геокультурной динамики евразийской безопасности XXI века. М., 2008; Bailes A.J.K., Cottey A. Regional security cooperation in the early 21st century // SIPRI Yearbook 2006: Armaments, Disarmament and International Security. New York, 2006.

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНАЯ

система соотношений между странами тех или иных регионов мира, при которой государства располагают возможностью суверенного определения форм и путей своего экономического, политического и культурного развития, свободны от угрозы войн, экономических и политических диверсий, а также вмешательства в их внутренние дела.

Региональная безопасность является органической частью международной безопасности и формой реализации безопасности национальной. Согласно Уставу ООН допускается создание региональных соглашений и институтов, если они не противоречат целям и принципам ООН. Объединение стран в региональные группы осуществляется, как правило, на добровольной основе, преследуют мирные цели. Необходимость и вытекающая отсюда специфика региональной безопасности заключена в культурно-историческом, экономическом и политическом многообразии современного мира, несмотря на его целостность и взаимозависимость. Геополитические различия и международной разделение труда рождает региональную общность военных, политических и экономических интересов стран, что закрепляется созданием их военно-политических и политико-экономических союзов, блоков, организаций (НАТО, СНГ, ЕС и т.д.). Помимо этого данная общность выражается в межгосударственных договорах и соглашениях (к примеру, договоры о создании безъядерных зон).

В современном мире действует ряд традиционных систем региональной безопасности — к примеру, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Африканского единства (ОАЕ), ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. Современные системы региональной безопасности корректируются в соответствии с глобальными переменами в международной политике после распада СССР и окончания «холодной войны». Одной из главных задач России в этой связи является участие в создании эффективной общеевропейской системы безопасности на евразийском пространстве СНГ, а также в становлении системы Азиатско-Тихоокеанской системы безопасности.

Лекция 3 1. Определение региональной безопасности Региональная безопасность – это состояние отношений общностей населения, граждан, формирующихся применительно. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЕлизавета Шпонкина

Похожие презентации

Презентация на тему: » Лекция 3 1. Определение региональной безопасности Региональная безопасность – это состояние отношений общностей населения, граждан, формирующихся применительно.» — Транскрипт:

2 1. Определение региональной безопасности Региональная безопасность – это состояние отношений общностей населения, граждан, формирующихся применительно к административно -территориальному делению страны, при которых обеспечивается безопасность жизнедеятельности людей и организаций и устойчивое развитие человека, семьи, этнических групп.

3 2. Аспекты региональной безопасности Аспекты региональной безопасности включают следующие составляющие: Региональный аспект национальной безопасности; Региональный аспект социально – экономической безопасности; Региональный аспект природно–технологической безопасности.

4 3. Факторы, влияющие на безопасность жизнедеятельности людей и организаций факторы признаков опасности – причины отклонений характеристик элементов, влияющих на безопасность, от установленных требований безопасности; факторы предпосылок к происшествиям – причины отказов и несанкционированных срабатываний элементов, влияющих на безопасность; негативные факторы – причины появления опасности деятельности; фактор происшествий – причины возникновения происшествий и другие.

5 Факторы, влияющие на региональную безопасность Факторы, влияющие на региональную безопасность можно разделить на следующие виды: факторы, влияющие на социально – экономическую безопасность; факторы, влияющие на эколого-экономическую безопасность; факторы, влияющие на природно-техногенную безопасность.

6 5. Абсолютные показатели опасности для жизнедеятельности населения регионов К абсолютным показателям опасности относятся: количество ЧС природного и техногенного характера в год; социальные потери – количество пострадавших и погибших в ЧС в год; количество людей с нарушенными условиями жизнедеятельности (отражает снижение качества жизни в результате ЧС); материальный ущерб от ЧС в год (отражает возможности регионов по ликвидации последствий ЧС и поддержанию качества жизни населения ).

7 6. Показатели потенциальной опасности территории Показателями потенциальной опасности территории являются: число различных видов потенциально опасных объектов; площади зон, в которых возможно действие поражающих и вредных факторов ЧС; численность населения, проживающего в указанных зонах и др.

8 7. Структура управления региональными опасностями Структура управления региональными опасностями включает: управление социально – экономическими опасностями (угрозами безопасности); управление природно–техно природными опасностями; управление экономико-экологическими опасностями; управление социо–техническими опасностями техногенных объектов; управление и защита населения и территорий от ЧС.

9 8. Элементы системы управления региональной безопасностью 1. Под организационной структурой системы управления понимается взаимосвязь структур, выделенных по различным признакам. 2. Цель управления безопасностью представляет собой желаемое будущее состояние безопасности региона, конкретный желаемый результат, на достижение которого направлено управление. Управление безопасностью является много целым. Содержание цели зависит от объективного состояния безопасности в регионе, возможностей существующих структур и применяемых средств для достижения цели.В теории управления выделяют цели разного уровня: стратегические, (перспективные) и тактические (оперативные). Кроме того цели могут отличаться по содержанию (экономические, социальные и т.д.) и носить комплексный характер, что будет типично для СУРБ. 3. Техника управления представляет собой взаимосвязанный комплекс технических средств, совокупность операций, процессов и процедур, выполняемых с использованием механизации и автоматизации управленческого труда.

10 8. Элементы системы управления региональной безопасностью (часть 2) 4. Технология управления представляет собой целенаправленную последовательность операций управления, совокупность приемов, способов, форм и методов получения наилучших конечных результатов функционирования системы. 5. Процесс управления моделируется с помощью сетевого графика, оперограмм и органиграмм решения задач и технологических карт процесса управления и регламентируется специально разработанными нормативно-методическими документами, отражающими специфику управления безопасностью. 6. Функции управления безопасностью представляют собой особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда, представляющие собой часть процесса управления, выделенные по определенному признаку. К общим функциям управления безопасностью можно отнести: прогнозирование, нормирование, планирование, организация, регулирование, мотивация, контроль, учет и анализ.

11 8. Элементы системы управления региональной безопасностью (часть 3) 7. Принципы управления – это основные исходные положения теории управления, основополагающие правила, отражающие совокупные требования законов объективного мира в практике регионального управления. 8. Методы управления – это способы, приемы осуществления воздействия субъекта управления на объект управления безопасностью.В практике управления существуют методы: административные, экономические, социально-психологические, организационные, правового регулирования. 9. Регламент управления – это определенная совокупность правил, положений, определяющих порядок проведения совещаний, заседаний, конференций и т.д. Регламенты представляют собой составную часть организационного метода управления, который позволяет устанавливать границы и рамки деятельности отдельных должностных лиц, отделов, управлений, департаментов и т.д. отдельных подсистем управления или системы в целом.

Читать еще:  Экономическая безопасность финансовых рынков

12 8. Элементы системы управления региональной безопасностью (часть 4) 10. Информация управления – совокупность полученных сведений и данных, которые дополняют имеющуюся информацию и устраняют неопределенность знаний и данных, передаваемых различными средствами и по различным каналам и используемых управленческим персоналом для выработки управленческого решения. Продукт информирования, который снимает существующую до его появления (получения) неопределенность. 11. Решение управленческое – представляет акт осуществления управляющего воздействия или выбор курса действий, который обеспечивает получение требуемых обстановкой результатов и тем самым обеспечивает нормальное функционирование или развитие системы.

13 9. Основные задачи СУЧС 1. Проведение на территории региона единой политики, предусматривающей реализацию комплекса мер (экономических, экологических, правовых и др.) по защите населения, материальных и культурных ценностей, природной среды региона при чрезвычайных ситуациях. 2. Разработка и реализация в этих целях государственных и региональных комплексных долгосрочных, среднесрочных целевых программ, а также проведение в этих целях научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ. 3. Обеспечение устойчивого функционирования системы наблюдения, контроля за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов. 4. Мониторинг и прогнозирование возможности возникновения различного рода опасностей и заблаговременное выявление потенциально опасных объектов (территорий и районов).

14 9. Основные задачи СУЧС (продолжение) 5. Обеспечение устойчивости и безопасности функционирования объектов и систем жизнеобеспечения населения. При необходимости принятия действенных мер при появлении признаков опасности. 6. Накопление резервов материально-технических средств, медицинского оборудования и препаратов, продовольствия и других средств для обеспечения жизнедеятельности населения и проведения спасательных работ. 7. Поддержание высокой готовности и обученности органов управления, сил и средств СУЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях. 8. Быстрое реагирование на ЧС, своевременное принятие мер по ликвидации последствий в районе бедствий, проведение поисково- спасательных и аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий ЧС.

RuStudents

Всё для студентов!

РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Понятие региональной безопасности

Эта заметка посвящена обоснованию концептуальных основ для выявления и устранения угроз и вызовов региональной безопасности (далее — РБ). При этом важно подчеркнуть многомерный характер анализа, так как рассматриваются военные, геополитические и иные характеристики вызовов и угроз РБ.

Выявление угроз и вызовов РБ весьма существенно для эффективного осуществления внутренней и внешней политики государства. Например, как показывает практика международных отношений, война всегда присутствует в международной политике и вне международной политики никакой войны не может быть. Поэтому в современном мире нельзя недооценивать значение угроз и вызовов для РБ.

На современном этапе геополитического развития в сфере РБ проходят значительные изменения, касающиеся не только методов поддержания РБ в современной международной политике, но и трансформации самого понятия «региональная безопасность» в современной геополитике в контексте соответствия новым вызовам и угрозам. Изменение геополитической ситуации порождает споры об оптимальной форме организации мирового сообщества, о позициях основных действующих акторов глобальной и региональной политики.

Современная геополитическая наука рассматривает под термином «региональная безопасность» способность государств региона отражать агрессию и обеспечивать стабильность системы региональных отношений. В настоящее время понятие «региональная безопасность» рассматривается как система факторов безопасности или отдельных аспектов РБ: экономической безопасности, экологической безопасности, технологической безопасности, информационной.

Можно также выделить следующие аспекты РБ: военный, политический, торговый, научно-технический, идеологический, дипломатический и криминогенный. Соответственно, сфера изучения РБ в контексте геополитики рассматривает каким способом современные государства осуществляют политику в области РБ. Следовательно, роль системы РБ заключается в обеспечении порядка и безопасности в пределах региональных границ (границ макро-региона). Соответственно, РБ ― это необходимое условие для развития народов и государств.

В концепции РБ государства важная роль отводится сохранению государственной целостности. В классическом своем смысле РБ рассматривается как сохранение конституционного строя государств региона, их суверенитета и независимости и территориальной целостности, внутренней стабильности, и обороноспособности. Однако трудно согласиться с утверждением, что «региональная безопасность есть безопасность государств», поскольку первое понятие гораздо шире второго. Поэтому разделение понятий национальной и региональной безопасности не значит отхода от сохранения безопасности государственности, а только констатация потребности критически рассмотреть вопрос о том, как политический режим РБ обеспечивает национальную безопасность государств.

Невозможно отрицать, что РБ взаимосвязана с безопасностью государств региона. В шкале приоритетов РБ первостепенное значение уделялось сохранению государственной целостности всех стран региона. В традиционном контексте РБ означает защиту конституционного строя государств отдельного региона, их суверенитета и независимости и территориальной целостности, внутренней стабильности, и обороноспособности.

Следует также отметить, что в настоящее время политика РБ уже не может игнорировать проблемы экологии. Одной из основных проблем РБ в настоящее время стало устранение экологической опасности. Экологический аспект РБ включает систему экономических и политических мер для уменьшения и предотвращения экологической угрозы.

С учетом динамики современного геополитического процесса понятен интерес к поиску механизмов и контексте обоснования практических рекомендаций по развитию и совершенствованию системы РБ. Одним из методов преодоления угроз РБ является урегулирование международных, региональных и локальных конфликтов. Для урегулирования региональных конфликтов необходимо устранение конфликтного взаимодействия, снижение интенсивности негативных эмоций между представителями враждующих государств. Восприятие угроз и вызовов РБ весьма часто обусловлено национальной психологией и культурой политической элиты. Кроме того, угрозы и вызовы РБ можно условно разделить на объективно и субъективно-воспринимаемые.

Серьезную угрозу РБ представляют международная преступность, неразрешенные социальные, межэтнические и религиозные конфликты. В современных региональных конфликтах в качестве сторон выступают не государства и движения ― этнические, религиозные, сепаратистские. Возникают новые сверхдержавы, сросшиеся с мафией, организованной преступностью и несущие угрозу демократическим обществам. Деиделогизированные, вступив в союз с этими новыми криминальными акторами, они оказались тесно взаимосвязанными в распространении всемирного господства. Откат советско-американского противостояния оставил огромные регионы в трясине их собственных трудностей. Происходит криминализация политики. Поэтому региональные конфликты с негосударственными акторами плохо урегулируются традиционными средствами дипломатии — официальными переговорами и посредническими процедурами.

Изменение геополитической ситуации порождает споры об оптимальной форме организации мирового сообщества, о позициях основных действующих акторов глобальной и региональной политики. Важным условием и принципом РБ служит сегодня интегрированность государства в систему региональной и международной безопасности. Однако в рамках данного подхода высказывается мысль, что современные международные отношения слишком комплексны, чтобы в них появилась возможность доминирования «регионального господства» коалиции региональных держав.

Изучение феномена РБ способно вывести предмет анализа угроз и вызовов РБ из узкоспециальной области геополитики и представить его в системе многих общественных взаимосвязей. Более того, что природа РБ как международно-политического явления ориентирует на поиск обусловливающих ее причин и факторов в обществе. Кроме того, следует подчеркнуть, что РБ не есть какая-то совершенно автономная, замкнутая сфера, где выступают только государственные учреждения и институты, а также должностные лица, наделенные специальной компетенцией. Поэтому РБ, создаваемая вне региональной и глобальной системы безопасности и преподносимая ему затем в качестве дара, попросту не существует.

Итак, РБ в современной международной геополитике – это сложное явление, действующее на многих уровнях международной политической жизни. В сферу национальной безопасности входят следующие аспекты РБ: безопасность в региональном масштабе и безопасное осуществление самой деятельности по реализации региональной системы. Следовательно, концепция и политика РБ современного государства состоят из многих различных политик безопасности. Рассматривая «внутренние» аспекты РБ, можно выявить политические, экономические и духовно-идеологические аспекты национальной безопасности. Традиционные и современные вызовы и угрозы РБ, такие сложные явления, как региональная и оборонная безопасность, конечно, не могут замыкаться только в рамках геополитики и обуславливают также изучение в контексте политики, экономики и культуры.

Терроризм как угроза региональной безопасности

До недавнего времени терроризм воспринимался нами как одна из неотъемлемых черт западного общества. Хладнокровные убийства ни в чем не повинных людей без противоречий вписывались в сложившийся в нашем сознании стереотип «дикого Запада». С недавнего же времени терроризм ворвался и в нашу жизнь. Со временем отечественные террористы поднабрались опыта и объявили настоящую войну обществу. Буденновск и Кизляр повергли всю страну в шок. Мы стали заложниками терроризма. Октябрьская 2002 г. трагедия в Москве и трагедия в г. Беслан, продемонстрировали еще раз, что от террористических актов не застрахован никто.

Политический терроризм рассматривается как самостоятельный политический феномен (не рассматривается государственный террор на постсоветском пространстве и террор криминальных организаций против общества и представителей власти). Проблема терроризма и противодействия этому феномену актуальна не только для России, но и для всего постсоветского пространства, преимущественно для государств Средней Азии, где терроризм сопровождает этнополитические, этноконфесиональные или властные конфликты. Проблема исследования терроризма и стратегии борьбы с этим феноменом политической жизни на постсоветском пространстве весьма актуальна, о чем свидетельствует большое количество публикаций, рассматривающих данную проблему.

Читать еще:  Антивирус и очистка

СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В МИРЕ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Прежде чем говорить о системах региональной безопасности, мы должны разобраться, что мы подразумеваем под термином «регион».

В настоящее время имеется значительное многообразие определений, в основе которых различные подходы. Так наиболее общее определение.

Регион – это крупная индивидуальная территориальная единица, включающая, как правило, несколько государств, имеющих сходство государственного и экономического устройства, политическую и экономическую взаимосвязь и географическую общность.

Региональная безопасность предполагает такое состояние отношений, в рамках которого для всех государств, народов, граждан, общественных институтов и групп, входящих в регион, обеспечивается защищенность их жизненно важных интересов, надежное существование и стабильное развитие.

Системы региональной безопасности основаны на принципе создания международных блоков, союзов и организаций (много- и двухсторонних) между государствами, ставящими перед собой цели и задачи по защите общих территорий от внешних и внутренних угроз различной направленности, существующих для этих стран. В соответствии с этими договоренностями создаются общие силы и средства для решения различных задач (например, мониторинг за природными явлениями, общие силы спасения, вооруженные группировки и.т.д.).

Региональная, также как и глобальная, безопасность составляет часть международной безопасности. На международном уровне государствами формируются соответствующие механизмы поддержания международного мира и безопасности — системы обеспечения международной безопасности.

Обеспечение международной безопасности предполагает, прежде всего, поддержание международной стабильности, как центральной характеристики взаимоотношений субъектов на международной арене. При этом международная стабильность может быть обеспечена либо соответствующим изменением баланса сил между субъектами, либо признанием всеми субъектами соответствующих правил поведения. В связи с этим можно условно выделить две исторически сложившиеся формы коллективной безопасности:

1) групповые — интегрирующие возможности группы государств в противовес прочим государствам (группам государств) для их скоординированного использования при достижении групповых целей или защиты от общей угрозы;

2) универсальные — основанные на добровольно взятых заинтересованными государствами обязательствах и практических мерах по поддержанию международной безопасности согласованными усилиями.

Принцип коллективной безопасности подразумевает такую систему международного сотрудничества, при которой агрессия против одного из ее участников расценивается как агрессия против всей системы.

Традиционно к групповым системам коллективной безопасности относятся только военно-политические союзы. Их различают по количеству участников (двух и многосторонние); международно-правовому оформлению (формальные и неформальные); степени интеграции.

По последнему признаку определяются военные блоки и коалиции.

Военный блок — военно-политический союз государств, предусматривающий координацию их политической, экономической и военной деятельности. Они создаются в мирное время при обострении международной обстановки как наднациональный инструмент обеспечения групповой безопасности на достаточно длительный срок. Примером военного блока выступает блок НАТО.

Коалиции — временные военно-политические объединения государств, создаваемые для подготовки и ведения войн. В отличие от блоков, коалиция предусматривает только военную интеграцию для ведения коалиционной войны или достижения целей коалиции иными способами. Число участников коалиции определяется чисто военной целесообразностью.

Организационные формы коллективной безопасности зависят от представлений государств о степени согласованности национальных интересов, а также о мерах, необходимых для противодействия общим угрозам национальной безопасности.

Традиционной формой региональных организаций выступают групповые системы — военные блоки, такие как НАТО, Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), АНЗЮС. Параллельно развиваются региональные системы коллективной безопасности — ОБСЕ, Лига арабских государств (ЛАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Организация американских государств (ОАГ).

В последние годы все большую значимость приобретают формы так называемой кооперативной безопасности — многосторонние политические консультативные процессы и системы взаимного оповещения — Шанхайская организация сотрудничества, Региональный форум АСЕАН по вопросам безопасности (АРФ). Возрастает также роль международных неправительственных организаций (Международный Красный Крест, «Врачи без границ» и др.) и даже частных лиц.

В обеспечении всех видов безопасности, в том числе региональной, важнейшую роль стали играть так называемые «большая восьмёрка», «двадцатка», когда на самом высшем уровне встречаются первые лица восьми («восьмерка»), либо двадцати («двадцатка») ведущих государств мира (как правило главы государств) и обсуждают различные актуальные вопросы, связанные с защитой населения и территорий от различных угроз мирового масштаба (например, терроризм).

Основными системами обеспечения региональной безопасности сегодня являются:

-в Европе – НАТО, Европейский союз (ЕС), организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСБ);

-в арабском мире – Лига арабских государств (ЛАГ), Совет сотрудничества арабских государств (ССАГ), организация африканского единства (ОАЕ);

-На территории бывшего СССР -Содружество независимых государств (СНГ), организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ);

-на территории стран бассейна Тихого океана – азиатско-тихоокеанский форум экономического сотрудничества (АТЭС);

-на американском континенте – организация американских государств (ОАГ).

Охарактеризуем основные из них:

Военно-политический блок НАТО представляет собой крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы и Северной Америки. Появился 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

Главная цель НАТО — гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН. Для достижения этой цели НАТО использует свое политическое влияние и военный потенциал в соответствии с характером вызовов безопасности, с которыми сталкиваются его государства-члены.

Участники Договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения каким-либо образом, несовместимым с целями ООН, разрешать все свои споры мирными средствами, содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений.

Отдельного упоминания заслуживает «Партнёрство ради мира» — созданная в 1994 году программа военного сотрудничества НАТО с европейскими государствами и бывшими советскими республиками Закавказья и Центральной Азии, которые не являются членами организации. На сегодняшний день в программе «Партнёрство ради мира» участвуют 24 страны.

Для осуществления целей Североатлантического договора создана сложная политическая и военная структура.

Высшим органом НАТО является Североатлантический совет (САС) — Постоянный совет. В рамках Совета проводятся широкие политические консультации по всем вопросам внешних сношений, рассматриваются «опросы обеспечения безопасности, поддержания международного мира, военного сотрудничества». Решения принимаются единогласно. Создан постоянный рабочий орган — Секретариат во главе с Генсеком НАТО.

Для организации сотрудничества государств — членов НАТО в политической и экономической областях созданы Политический и Экономический комитеты.

Также в рамках НАТО действует значительное количество разнообразных и разноуровневых военных органов.

Комитет военного планирования (КВП) обычно состоит из постоянных представителей, но заседания проводит на уровне министров обороны (не реже двух раз в год). Он занимается решением большинства военных вопросов и проблем, относящихся к планированию коллективной обороны.

Группа ядерного планирования (ГЯП) является основным форумом для проведения консультаций по всем вопросам, касающимся роли ядерных сил в осуществлении политики НАТО в области обороны и безопасности. Обычно заседания ГЯП проводятся два раза в год на уровне министров обороны, как правило, в одно время с заседаниями Комитета военного планирования, а в случае необходимости — на уровне послов.

Военный комитет отвечает за выработку рекомендаций политическому руководству НАТО, касающихся мер по обеспечению совместной обороны зоны действия НАТО, и за подготовку общих директив по военным вопросам.

Международный военный штаб, в свою очередь, обеспечивает работу Военного комитета НАТО.

Кроме того, имеется ряд военных управлений, осуществляющих надзор за конкретными аспектами деятельности Военного комитета.

НАТО осуществляет следующие основные виды деятельности:

-осуществляет противовоздушную оборону, цель которой — отражение потенциальных воздушных угроз и обеспечение неприкосновенности воздушного пространства стран НАТО;

-контроль над вооружениями с целью их недопущения применения в решении спорных вопросов и особенно ядерного оружия;

-борьба с терроризмом, как одной из главных мировых угроз социального характера;

-выполнение странами блока международных договоренностей по сокращению обычных вооружений, распространению ядерного, биологического и химического оружия и средств их доставки;

-гражданское чрезвычайное планирование. Его главные задачи — обеспечить поддержку военных операций со стороны гражданских властей и населения, а также содействовать государственным органам власти при невоенных чрезвычайных ситуациях, особенно в защите мирного населения.

-оказание государствам-членам и партнерам в защите их населения от возможных последствий атак террористов с применением химических, биологических и ядерных боевых средств.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector