Letysite.ru

IT Новости с интернет пространства
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовые основы безопасности

Правовые основы БЖД

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БЖД

Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и в законе «О защите прав потребителей» (1992). Законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002). См. с. 509 и 510

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс Безопасность подобно другим аспектам жизнедеятельности подлежит охвату правовым регулированием в той части, которая санкционирована государством. На территории РФ действуют только законы и подзаконные акты РФ. В переходный период (до создания своего законодательства по всем отраслям права) на территории России действуют также законы и подза­конные акты бывшего СССР, если они не противоречат Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Поэтому важнейшие законодательные положения по БЖД закреплены в Конституции РФ, Законах РФ и СССР.

Конституция РФ (1993 г.) является юридической базой всех отраслей законодательства и обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции. РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001), законы РФ «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Об отходах производства и потребления».

Среди законодательных актов по охране труда отметим федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и Трудовой Кодекс РФ (2001), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, а также закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998). Из подзаконных актов отметим постановления Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда», «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Правила сертификации работ по охране труда».

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Детально положения Конституции РФ в области БЖД конкретизируются в следующих законодательных актах:

— Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.);

— Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.);

— Земельный кодекс РСФСР (1991 г.);

— Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991г. );

— Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» (1991 г.);

— Закон РФ «О недрах» (1992 г.);

— Закон РФ «О безопасности» (1992 г.);

— Закон РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.);

— «Кодекс законов о труде РФ» (1992 г.);

— Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (1992 г.);

— Закон «О сертификации продукции и услуг» (1994 г.);

— Закон РФ «О пожарной безопасности» (1995 г.);

— Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.);

— Закон «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.);

— Закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999 г.);

— Закон РФ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и др.

В последнем из указанных законов под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние её факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. В соответствии с Законом граждане РФ имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущего поколений.

Граждане РФ имеют право на своевременное возмещение в полном объёме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний. Возмещение ущерба проводится организациями, допустившими нарушения санитарных правил, добровольно либо по решению суда.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» — комплексный нормативный акт. Он регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя её отдельные объекты. В соответствии с Законом задачами природоохранительного законода­тельства являются: охрана природной среды (а через неё и здоровья человека), предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружаю­щей природной среды, улучшение её качества. Ведущим принципом, направленным на решение указанных задач, Закон называет научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов. В этом его основная идея.

Реализация этой идеи обеспечивается в Законе тремя группами норм, закрепляющих:

— нормативы качества окружающей природной среды;

— экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, влияющие на окружающую среду;

— механизм использования этих требований.

Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на безопасность их жизни и здоровья, на государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Статья 4 Закона устанавливает, что продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям стан­дартов, санитарных норм (СН), строительных норм и правил (СНиП), услови­ям договора, обычно предъявляемым требованиям.

Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды в соответствии с требованиями стандартов, СН, СНиП. На товары (результаты работы), использование кото­рых по истечении определённого срока представляет опасность для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, должны устанавливаться сроки службы (годности), о которых потребитель должен предупреждаться (ст. 5). Товары, на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации, т.е. подтверждению уполномоченным на то органом соответствия товара требованиям стандарта.

Потребитель вправе потребовать, а изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).

Вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объёме (ст. 12). Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, подлежит возмещению причинителем вреда. Размер возмещения вреда определяется судом (ст. 13).

Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ) определяет основные обязанности администрации по обеспечению безопасных условий труда; специальные требо­вания, предъявляемые к работникам, занятым на тяжёлых и вредных работах; требования безопасности к производственным зданиям, сооружениям, оборудованию, устанавливает материальную ответственность за ущерб, причинённый работникам повреждением их здоровья и т.п. КЗоТ содержит 18 глав, среди которых есть такие главы как «Охрана труда», «Труд женщин», «Труд молодежи», «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде».

Закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999 г.) устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организации;

— установление единых нормативных требований по охране труда, обязательных к исполнению для организаций любых форм;

— государственное управление охраной труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

— расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования;

— установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

— проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— установление порядка обеспечения работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами за счёт средств работодателя.

Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации последствий этих аварий.

Читать еще:  Онлайн антивирусник бесплатно

К категории опасных производственных объектов Закон относит объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С; используются стационарно установленные грузоподъёмные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулёры; получаются расплавы чёрных и цветных металлов; ведутся горные работы, а также работы в подземных условиях.

Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от указанных случаев на производстве и определяет порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим законом случаях.

Правовые основы безопасности жизнедеятельности.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности

Заведующий кафедрой МК и БЖ

______________ Л.Е. Механтьева

«____» ___________ 201 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«Система обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Зав. кафедрой МК и БЖ,

профессор Л.Е. Механтьева

Тема занятия «Система обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Цель занятия: Ознакомить обучающихся с основными понятиями безопасности жизнедеятельности и системой по ее обеспечению.

В результате изучения студент должен:

Знать: основные понятия по безопасности жизнедеятельности.

Уметь: анализировать социально-значимые проблемы и процессы в условиях ЧС; проводить логический и аргументированный анализ при выполнении своих профессиональных обязанностей в составе специальных формирований здравоохранения в условиях ЧС; осуществлять мероприятия по защите населения от поражающих факторов ЧС; проводить информационно-просветительскую работу по безопасности жизнедеятельности

Владеть: мерами безопасности для защиты себя и коллег; навыками общения, относящимися к основным навыкам клинической компетенции.

Компетенции:

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу социально-значимых проблем и процессов в чрезвычайных ситуациях (ОК-1);

готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);

готовность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-7);

готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8)способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, организацию защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуаций (ПК-3);

готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска ЧС и формированию навыков здорового образа жизни (ПК-16).

Педагогические технологии:объяснительно-иллюстративное обучение, технологии модульного и контекстного обучения, критического мышления.

Мотивация занятия: получить новые знания, необходимые для выполнения долга медицинского работника в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций.

Вопросы к практическому занятию:

1. Правовые основы безопасности жизнедеятельности.

2. Принципы, методы, силы и средства обеспечения БЖ. Риски.

3. Управление рисками.

4. Естественные системы защиты организма как фактор индивидуальной безопасности.

5. Понятие здорового образа жизни.

ХРОНОКАРТА

1. Контроль исходного уровня знаний (тестовые задания)

2. Разбор теоретического материала – устно-речевой опрос, разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу студентов, коррекция усвоенного материала.

3. Обсуждение тем рефератов

4. Подведение итогов, задание на следующее занятие.

Теоретический материал

Правовые основы безопасности жизнедеятельности.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция– Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

— Указы Президента РФ.

— Постановления Правительства РФ.

— Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

— Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

— Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

1. Федеральный Закон РФ № 68-ФЗ от 30.10.2007 г «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

2. Федеральный Закон РФ № 28-ФЗ от 19.06.2007 г. «О гражданской обороне».

Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3.Федеральный Закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

— правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

— права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

— полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

— права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

— права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

4.Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»

Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачи природоохранительного законодательства:

− охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

− предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;

− оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

— нормативы качества окружающей среды;

— экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

— механизмы исполнения этих требований.

5.Федеральный закон № 206-ФЗ от 4.12.2006 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения,

всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

6.Указ Президента РФ № 868 от 21.04.2008 г «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.

7.Указ Президента РФ № 24 от 10.01.2000 г. «О концепции национальной безопасности РФ»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти разработать и узаконить цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

8.Указ Президента РФ № 991 от 11.07.2004 г. «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9.Постановлениями Правительства РФ № 738 от 24 июля 1995 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и № 842 от 2 ноября 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

10.Постановление Правительства РФ № 794 от 03.10.2006 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принимать правовые акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона.

11.Постановление Правительства РФ № 804 от 26 11. 2007 г. «Об утверждения положения о гражданской обороне в Российской Федерации»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять положение о гражданской обороне в регионах.[1]

12.Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответст-венности владельцев транспортных средств» (от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ) направлен на обязательность и всеобщность его охвата, ответственность владельцев, их экономическую заинтересованность, гарантии возмещения вреда, благодаря чему повышается безопасность дорожного движения.[5]

Документация Минздрава России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты».

13.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены 10 июля 2010 г.) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, а также устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: размещению общеобразовательного учреждения; территории, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; помещениям и оборудованию, размещенных в приспособленных зданиях; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию, содержанию и соблюдению санитарных правил.

Читать еще:  Внешние и внутренние угрозы безопасности предприятия

14.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (от 28 декабря 2010 г. № 2106). Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников. Требования включают восемь групп:

1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;

3) рациональная организация образовательного процесса;

4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;

5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;

7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

Ставится задача преемственности и непрерывности обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях и уровнях образования.

Правовые основы общественной безопасности

Правовые основы общественной безопасности заложены в Конституции Российской Федерации, Законе РФ «О безопасности», законах и других нормативных актах Российской Федерации, регулирующих отношения в области общественной безопасности; конституциях, законах и иных нормативных актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятых в пределах их компетенции в данной сфере, международных договорах и соглашениях, заключенных или признанных Российской Федерацией.

Ведущая роль в регулировании общественных отношений в рассматриваемой сфере принадлежит Конституции Российской Федерации. Конституционно-правовые нормы определяют основные права и свободы граждан Российской федерации и осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения обязанностей. Эти нормы закрепляют систему законодательных, исполнительных и судебных органов, обеспечивающих общественную безопасность, определяют их правовой статус.

Исполнительно-распорядительная деятельность органов

исполнительной власти осуществляется на основе административно- правовых норм, которые широко используются и для установления мер административного принуждения .

Гражданско-правовые нормы используются для обеспечения общественной безопасности физических и юридических лиц, а также государства, устанавливая гражданско-правовую ответственность за причиненный вред . Так, в соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса

Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».

Уголовно-правовые нормы регулируют отношения в сфере общественной безопасности, возникающие при совершении наиболее общественно опасных деяний. Например, глава 24 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за преступления против общественной безопасности: терроризм (ст.205 УК РФ), бандитизм (ст.209 УК РФ), массовые беспорядки (ст.212 УК РФ), а также преступления в сфере производства, при нарушении правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217 УК РФ), на объектах атомной энергетики (ст.215 УК РФ), пожарной безопасности (ст.219) и другие .

Таким образом, сфера общественной безопасности, к которой относятся общественные отношения, связанные с предотвращением или устранением угрозы жизни и здоровью людей, собственности, окружающей среде, государственным и общественным институтам, урегулирована практически всеми отраслями права Российской Федерации .

Наряду с правовыми нормами отношения в сфере общественной безопасности регулируются и посредством технических норм, закрепляемых в паспортах, правилах, инструкциях и других документах подобного рода, но технические нормы становятся технико-юридическими и их нарушение влечет юридическую ответственность.

Отношения в сфере обеспечения общественной безопасности регулируются и организационными нормами, закрепляющими определенные

организационные структуры и институты, обеспечивающие внутрисистемное единство, согласованность функционирования элементов конкретных организационных структур и отражающие динамический характер организации определенных субъектов, но эти нормы в конечном итоге носят также юридический характер.

В то же время необходимо конкретизировать вопросы, относящиеся к административно-правовому регулированию отношений в сфере общественной безопасности.

Правовые основы безопасности труда

1. Система нормативно-правовых актов в области БЖД

В основе нормативно-правовых актов в области БЖД лежит Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс РФ «Об административных правонарушени­ях», Гражданский кодекс РФ, федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Уголовный ко­декс РФ, Постановление правительства РФ N84 «О мерах по улучшению усло­вий и охране труда».

В зависимости от области распространения всю нормативно-правовую до­кументацию делят на межотраслевую, отраслевую и документацию предпри­ятий. В систему нормативно-правовых актов по БЖД входят:

1. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТы ССБТ);

2.Санитарные правила (СП) и санитарные нормы (СН);

3.Строительные нормы и правила (СНиП),

4.Правила безопасности (ПБ);

5.Правила устройства и безопасности эксплуатации (ПУБЭ);

6.Инструкции по безопасности (ИБ).

2. Трудовой договор.

Трудовой кодекс (ТК) РФ устанавливает государственные гарантии трудо­вых прав граждан на благоприятные условия труда. Кодекс регулирует трудо­вые и иные непосредственно связанные с ними отношения по организации тру­да, материальной ответственности сторон, надзору и контролю, разрешению трудовых споров.

Правовую основу отношений между работником и работодателем состав­ляет трудовой договор. Это соглашение между работодателем и работником в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу по обу­словленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату. Ра­ботник обязуется выполнять определенную этим соглашением трудовую функ­цию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Условия трудового договора могут быть изменены только по согласию сторон в письменной форме.

Трудовой договор может заключаться на неопределенный срок и на опре­деленный срок не более 5 лет, если иной срок не установлен ТК РФ.

Запрещается требовать от работника выполнение работы, не обусловлен­ной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ.

3. Режим рабочего времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени работников на пред­приятиях всех форм собственности не может превышать 40 ч. в неделю.

Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда продол­жительность рабочего времени не должна превышать 36 ч. в неделю. При этом продолжительность смены не может превышать 8 ч. при 36 — часовой рабочей недели и 6 ч. — при 30 часовой. Список производств, цехов, профессий и долж­ностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на сокра­щенную продолжительность рабочего времени утверждается в порядке, уста­новленном законодательством. Пятидневная или шестидневная рабочая неделя устанавливается администрацией предприятия совместно с профкомом с уче­том специфики работы, мнения трудового коллектива и по согласованию с ис­полнительными органами власти субъектов РФ.

При работе в ночное время (с 22 ч. до 6 ч.) установленная продолжитель­ность работы сокращается на 1 час. Время начала и окончания работы устанав­ливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Сверхурочные работы могут проводиться работающим с письменного со­гласия работника в исключительном случае, предусмотренном законодательст­вом. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника 4 ч. в течение 2 дней подряд и 120 ч. в год.

4. Права и обязанности работодателя.

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охрану труда возла­гаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить:

  1. безопасность технологических процессов, безопасную эксплуата­цию оборудования, зданий, сооружений;
  2. применение средств коллективной и индивидуальной защиты;
  3. режим труда и отдыха — как общий, так и льготный — для различ­ных категорий работников;
  4. расследование и учет несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний;
  5. возмещение материального и морального ущерба работникам в случае получения ими увечья или профессионального заболевания;
  6. обучение, инструктаж и проверку знаний работниками норм, пра­вил и инструкций по охране труда;
  7. недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанно­стей без прохождения обязательных медицинских осмотров, а также при нали­чии медицинских противопоказаний.
  8. информировать работников о существующем риске повреждения здоровья, полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах.

5. Права и обязанности работника

Работник в области охраны труда обязан:

  1. соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
  2. правильно применять средства коллективной и индивидуальной защиты;
  3. проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи;
  4. немедленно извещать непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, а также о каждом несчастном случае на производстве;
  5. проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры.

6. Виды ответственности за проступки и правонарушения в облас­ти охраны труда.

Законодательство предусматривает дисциплинарную, административную, материальную и уголовную ответственность за нарушение норм и правил охра­ны труда. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или не­надлежащее исполнение работником возложенных на него обязанностей по ох­ране труда работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные меры:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. перевод на нижеоплачиваемую должность на срок до 3 месяцев;
  4. увольнение по соответствующим основаниям от занимаемой долж­ности.

Дисциплинарная ответственность налагается за нарушение норм и правил охраны труда, которые не повлекли и не могли повлечь за собой тяжелые по­следствия.

Административная ответственность — это наложение на виновное лицо штрафа Она наступает как следствие нарушения норм и правил охраны труда, которые также не повлекли и не могли повлечь тяжелые последствия. Она на­лагается органами федеральной инспекции труда или административными ко­миссиями при органах местного самоуправления на лиц управляющего персо­нала. Решение о наложении штрафа может быть обжаловано. Административ­ная ответственность влечет, как правило, и меры дисциплинарной ответствен­ности.

Материальная ответственность наступает вследствие нарушения норм и правил охраны труда, которые повлекли за собой материальный ущерб для ра­ботодателя или работника. Она стоит в том, что предприятие компенсирует ущерб, причиненный работнику увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Часть суммы в возмещение этого ущерба может быть взыскана с работника этого предприятия, если несча­стный случай произошел по его вине. Возмещение ущерба производится по распоряжению руководителя предприятия путем удержания из заработной пла­ты при наличии письменного согласия работника. При отсутствии согласия во­прос о возмещении ущерба рассматривается судом по заявлению администра­ции.

Читать еще:  Психологические аспекты безопасности

Уголовная ответственность наступает вследствие нарушения норм и пра­вил охраны труда, которое повлекло или могло повлечь тяжелые последствия. Она определяется судом по соответствующим статьям Уголовного кодекса по иску федеральной инспекции труда.

Нормативные и правовые акты в области обеспечения безопасности личности, общества и государства
презентация к уроку по обж (10 класс) на тему

В презентации изложены основные федеральные законы и их краткое содержание, которые действуют в области обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Законодательные и нормативные акты РФ в области обеспечения безопасности личности, общества и государства Презентация учителя ОБЖ БОУ г,Омска «Гимназия №26» Черепанова Геннадия Тихоновича

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. ( Извлечения) Права и свободы человека и гражданина ( гл (глава 2) Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанности государства. Каждый гражданин РФ обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст.6, п.2). Статья 60. Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет. Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду ………… Статья 43. Каждый имеет право на образование. Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ( принят в 1994 году). Определяет общие для Российской Федерации организационно- -правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В главе IV Федерального закона определены права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших. В главе V определён порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» ( принят в 2010 году). В В законе определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов б езопасности, предусмотренных законодательством, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» ( принят в 1994 году) В законе определены общие правовые, экономические и ссоциальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Определён порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного с амоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

Федеральный закон «О гражданской обороне» ( принят в 1998 году) В законе определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны. Определены права и обязанности граждан в области гражданской обороны ( статья 10) .

Федеральный закон «О противодействии терроризму» ( принят в 2006 году) В законе установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооружённых Сил РФ в борьбе с терроризмом. ФЗ «О борьбе с терроризмом» ( принят в 1998 году). Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в РФ, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом всех органов власти, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ( принят в 2008 году). Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Законом определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» ( принят в 1995 году). Является основным нормативным правовым документом в области дорожного движения. Задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также з ащита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Этот документ в отличие от правил дорожного движения регламентирует требования, предъявляемые не только к непосредственным участникам дорожного движения (водителям), но и к организаторам дорожного движения.

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения (№3-фз от 09.01.1996 г.) Устанавливает правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. В главе VI изложены права и обязанности граждан и общественных объединений в области обеспечения радиационной безопасности.

ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемое вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» ( №38-ФЗ от 30.03.1995 г. ). Определяет основные понятия гарантии соблюдения прав и свобод ВИЧ-инфицированных, порядок медицинского освидетельствования, права ВИЧ-инфицированных на получение информации о результатах медосвидетельствования и при оказании им медицинской помощи.

ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (№3-ФЗ от 08.01.1998 г.) Устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров , а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности.

ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» ( №116-ФЗ от 21.07.1997 г.) Определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

ФЗ « Об охране окружающей среды» ( №7-ФЗ от 10.01.2002 года) Определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами » ( №309-фз от 30.12.2008 г.) Устанавливает правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, в том числе с их действующими веществами, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей среды.

ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» ( №117-фз от 21.07.1997 г.) Регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

ФЗ «О транспортной безопасности» ( №16-фз от 09.02.2007 года) Определяет правовые основы для обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства от актов незаконного вмешательства, в том числе террористического характера в сфере транспортного комплекса, права и обязанности собственников и пользователей объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в области обеспечения транспортной безопасности.

ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (№114-фз от 25.07.2002 года) Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности РФ определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за её осуществление.

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (№52-фз от 30.03.1999 года) Направлен на обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (№29-фз от 02.01.2000 г) Регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.

Выводы Конституция РФ – основной закон нашего государства. В ней записаны права и обязанности граждан. Права и обязанности граждан в области безопасности изложены в Федеральных законах «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне». В 2006 году утверждён новый Федеральный закон «О противодействии терроризму», который определил, что для пресечения международной террористической деятельности могут использоваться Вооружённые Силы РФ. Вооружённые Силы РФ могут использоваться также для пресечения международной террористической деятельности за пределами Российской Федерации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данную презентацию можно использовать при проведении обобщающего урока в 9 классе по разделу «Основы личности, общества игосударства».

Конституция Российской Федерации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (принят в 1994). Федеральный закон РФ «О безопасности» (принят.

В презентации представлены основные нормативно-правовые акты РФ.

Контроль знаний, итоговое занятие в последнее время, мы обычно проводим как тестовые задания или традиционная контрольная работа. Наши ученики все меньше говорят на уроках, решая тесты, но и общаются .

План-конспект урока ОБЖ в 10 классе на тему: «Законодательные и нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности».

Проверка знаний учащимися законодательной базы.

Тестовые задания по теме «Информационная безопасность личности, общества и государства&raquo.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector