Letysite.ru

IT Новости с интернет пространства
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Правовые основы безопасности жизни

Правовые основы БЖД

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ БЖД

Юридической базой всех отраслей законодательства является Конституция РФ (1993 г.), которая обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции.

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего Министерство природных ресурсов, Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РФ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» (1999), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности факторов среды обитания и требования к обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксирован в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) и в законе «О защите прав потребителей» (1992). Законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002). См. с. 509 и 510

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды отметим Водный кодекс Безопасность подобно другим аспектам жизнедеятельности подлежит охвату правовым регулированием в той части, которая санкционирована государством. На территории РФ действуют только законы и подзаконные акты РФ. В переходный период (до создания своего законодательства по всем отраслям права) на территории России действуют также законы и подза­конные акты бывшего СССР, если они не противоречат Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Поэтому важнейшие законодательные положения по БЖД закреплены в Конституции РФ, Законах РФ и СССР.

Конституция РФ (1993 г.) является юридической базой всех отраслей законодательства и обладает наивысшей юридической силой. Основы конституционного строя РФ в области БЖД изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции. РФ (1995), Земельный кодекс РФ (2001), законы РФ «О недрах» (1992), «Об охране атмосферного воздуха» (1999), «Об отходах производства и потребления».

Среди законодательных актов по охране труда отметим федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999) и Трудовой Кодекс РФ (2001), устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда, а также закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998). Из подзаконных актов отметим постановления Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда», «Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» и «Правила сертификации работ по охране труда».

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994), «О пожарной безопасности» (1994), «Об использовании атомной энергии» (1995). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Детально положения Конституции РФ в области БЖД конкретизируются в следующих законодательных актах:

— Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1990 г.);

— Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» (1982 г.);

— Земельный кодекс РСФСР (1991 г.);

— Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991г. );

— Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» (1991 г.);

— Закон РФ «О недрах» (1992 г.);

— Закон РФ «О безопасности» (1992 г.);

— Закон РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.);

— «Кодекс законов о труде РФ» (1992 г.);

— Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (1992 г.);

— Закон «О сертификации продукции и услуг» (1994 г.);

— Закон РФ «О пожарной безопасности» (1995 г.);

— Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.);

— Закон «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (1998 г.);

— Закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999 г.);

— Закон РФ «О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.) и др.

В последнем из указанных законов под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние её факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. В соответствии с Законом граждане РФ имеют право на благоприятную среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или используемую продукцию), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущего поколений.

Граждане РФ имеют право на своевременное возмещение в полном объёме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение массовых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний. Возмещение ущерба проводится организациями, допустившими нарушения санитарных правил, добровольно либо по решению суда.

Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» — комплексный нормативный акт. Он регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя её отдельные объекты. В соответствии с Законом задачами природоохранительного законода­тельства являются: охрана природной среды (а через неё и здоровья человека), предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровление окружаю­щей природной среды, улучшение её качества. Ведущим принципом, направленным на решение указанных задач, Закон называет научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов. В этом его основная идея.

Реализация этой идеи обеспечивается в Законе тремя группами норм, закрепляющих:

— нормативы качества окружающей природной среды;

— экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, влияющие на окружающую среду;

— механизм использования этих требований.

Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями, устанавливает права потребителей на безопасность их жизни и здоровья, на государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Статья 4 Закона устанавливает, что продавец (изготовитель, исполнитель) обязан продать потребителю товар (передать результаты выполненной работы, оказать услугу), соответствующий по качеству обязательным требованиям стан­дартов, санитарных норм (СН), строительных норм и правил (СНиП), услови­ям договора, обычно предъявляемым требованиям.

Потребитель имеет право на то, чтобы товары (работы, услуги) при обычных условиях их использования, при их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни, здоровья, окружающей среды в соответствии с требованиями стандартов, СН, СНиП. На товары (результаты работы), использование кото­рых по истечении определённого срока представляет опасность для жизни, здоровья потребителей, окружающей среды, должны устанавливаться сроки службы (годности), о которых потребитель должен предупреждаться (ст. 5). Товары, на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации, т.е. подтверждению уполномоченным на то органом соответствия товара требованиям стандарта.

Потребитель вправе потребовать, а изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставить необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах).

Вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объёме (ст. 12). Моральный вред, причинённый потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, подлежит возмещению причинителем вреда. Размер возмещения вреда определяется судом (ст. 13).

Кодекс законов о труде РФ (КЗоТ) определяет основные обязанности администрации по обеспечению безопасных условий труда; специальные требо­вания, предъявляемые к работникам, занятым на тяжёлых и вредных работах; требования безопасности к производственным зданиям, сооружениям, оборудованию, устанавливает материальную ответственность за ущерб, причинённый работникам повреждением их здоровья и т.п. КЗоТ содержит 18 глав, среди которых есть такие главы как «Охрана труда», «Труд женщин», «Труд молодежи», «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде».

Закон «Об основах охраны труда в РФ» (1999 г.) устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности организации;

— установление единых нормативных требований по охране труда, обязательных к исполнению для организаций любых форм;

— государственное управление охраной труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;

— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

— расследование каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования;

— установление компенсаций за тяжёлую работу и работу с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

— проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— установление порядка обеспечения работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами за счёт средств работодателя.

Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации последствий этих аварий.

К категории опасных производственных объектов Закон относит объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные вещества; используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С; используются стационарно установленные грузоподъёмные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулёры; получаются расплавы чёрных и цветных металлов; ведутся горные работы, а также работы в подземных условиях.

Читать еще:  Вирус удалил антивирус что делать

Закон РФ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от указанных случаев на производстве и определяет порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим законом случаях.

Правовые основы безопасности жизнедеятельности

Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской федерации отражены в многих нормативно-правовых актах. Конституция Российской Федерации (ст. 23) определяет, что каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телефонных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья 55 (ч. 3) устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 56 устанавливает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием предела и срока их действия. Однако в ч. 3 этой статьи оговаривается, что даже при введении чрезвычайного положения основные права и свободы личности обеспечиваются государством (ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 46 — 54).

Конституционные положения о безопасности личности, государства и общества реализуются и в ряде федеральных законов. Закон РФ «О безопасности» оговаривает неприкосновенность прав и свобод граждан. При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (ст. 7). Понятие «безопасность», согласно российскому законодательству, охватывает такие аспекты, как защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, общества и государства от последствий воздействия на окружающую среду, а также стихийных бедствий и катастроф, безопасность продукции, работ для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. В уголовном законодательстве предусмотрены многочисленные нормы напрямую защищающие безопасность личности. В целях охраны прав и свобод человека и гражданина УПК (ст. 11,166,193) в числе других мер предусматривает сокрытие данных о личности свидетеля, потерпевшего или его представителя при проведении следственных действий. Для обеспечения задач безопасности государство создает и содержит соответствующие государственные органы, законодательную, исполнительную и судебную власти, армию, флот, полицию и другие силовые структуры. В систему безопасности входят общественные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также само законодательство, которое регулирует отношения в данной сфере.

Судебная защита является наиболее эффективным из всех выработанных мировой практикой способом охраны прав и свобод человека и гражданина. Реализация судебной защиты происходит в строго регламентированной процессуальной форме Конституционным Судом, федеральными судами общей юрисдикции, арбитражными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации. Процессуальная судебная форма обеспечивает заинтересованным лицам возможность участвовать в судебном разбирательстве и наделяет их широкими процессуальными правами, позволяющими активно защищать свои права и интересы.
Право на судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ) принадлежит неограниченному кругу субъектов общественных отношений и не зависит от их юридического статуса. Оно распространяется на всех физических и юридических лиц, гарантируется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам, не имеющим гражданства. Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они не были закреплены — в Конституции РФ, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах. Это следует из смысла ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установившей, что сам факт перечисления в Конституции основных прав и свобод не должен толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Целым рядом законов на многие государственные структуры возложены обязанности по обеспечению безопасности личности в чрезвычайных или критических ситуациях. Ниже представлены некоторые наиболее значимые законы, необходимые для изучения и формирования культуры безопасности и способности к работе в чрезвычайных ситуациях.

• ФЗ от 31 мая 1996года № 61-ФЗ «Об обороне».

• ФЗ от 26 февраля 1997года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».

• ФЗ от 28марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

• ФКЗ от 30мая 2001 года № 3-ФК, «О чрезвычайном положении».

• ФКЗ от 30 января 2002 года № 1 «О военном положении».

• ФЗ от 29 декабря 2004года№ У9-ФЗ «О государственном материальном резерве».

В целом законодательство РФ в полной мере защищает безопасность личности. Однако правовой нигилизм, коррупция и бюрократические препятствия приводят к «бездействию права» и его неэффективности. Формирование и воспитание личности, в том числе правовой культуры, донесение знаний о законах и правовой ответственности способствует преодолению негативных проявлений в рамках БЖД. Активная жизненная позиция на правовой основе обеспечения БЖД должно является неотъемлемой частью жизни любого гражданина РФ, что в конечном итоге должно привести к формированию «личности безопасного типа». В связи с этим стоит более активно включаться в организацию мероприятий по защите населения от вредных и опасных факторов природного и техногенного происхождения, что позволит сформировать «личность безопасного типа», и обеспечит безопасность общества исходя из потребностей граждан.

Правовые основы безопасности жизнедеятельности

Эффективность работы государства, общества, личности по обеспечению безопасности жизнедеятельности определяется наличием законодательства, а также обоснованностью и своевременностью принимаемых управленческих решений в масштабах страны, субъекта федерации, отрасли или объекта (предприятия, организации).

Управление системой безопасности жизнедеятельности в РФ в настоящее время ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы.

К этим направлениям относятся:

1. Обеспечение безопасности (охрана труда).

2. Защита (охрана) окружающей среды.

3. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

По каждому из трех основных направлений обеспечения безопасности жизнедеятельности разработаны и постоянно совершенствуются правовые акты, регулирующие все общественные отношения в данной области, а также созданы органы государственного управления и контроля.

Правовую и организационную основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Право — это система юридических актов, регулирующая все общественные отношения в стране (государственные, административные, хозяйственные, гражданские и уголовные).

С точки зрения права, законодательство Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности на современном этапе представлено:

— Федеральными конституционными законами;

Для реализации требований законов РФ принимаются подзаконные акты, определяющие порядок их исполнения, среди которых:

— нормативные правовые акты РФ – Указы и Поручения Президента РФ, Постановления и Распоряжения Правительства РФ;

— нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти – приказы министерств и ведомств;

— нормативные акты субъектов РФ – законы субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ, приказы региональных министерств и ведомств.

Для осуществления практической деятельности применяют нормы и правила ведения работ.

— Гигиенические нормативы (ГН);

— Санитарные нормы (СН);

— Санитарные правила (СП);

— Санитарные правила и нормы (СанПиН);

— Строительные нормы и правила (СНиПы);

— Правила безопасности (ПБ);

— Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);

— Отраслевые стандарты (ОСТы).

Гражданское (конституционное) право закрепляет основы общественно-политической системы государства, основные права и обязанности граждан и государственных органов управления. Ряд положений действующей Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, относится к правовым основам обеспечения безопасности жизнедеятельности (глава 1, статья 7; глава 2, статьи 36, 37, 41, 42, 55, 56 и 58). В конституционных документах субъектов Российской Федерации также содержатся основные положения государственного права по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на подведомственной территории.

В Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий». Основной Закон Российской Федерации закрепил права граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу.

В целях реализации положений Конституции Российской Федерации разработаны и в соответствующем порядке утверждены: Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция общественной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации и другие основополагающие документы.

Административное право – совокупность законодательных актов, указов высших должностных лиц и постановлений органов исполнительной власти, а также ведомственных актов, регламентирующих общественные отношения в области государственного управления.

В настоящее время приняты и действуют десятки федеральных законов, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Важнейшими из них являются: «О безопасности, «О государственной тайне», «Об обороне», «Об статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О чрезвычайном положении», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О борьбе с терроризмом», «О противодействии экстремистской деятельности», «Об оружии», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об информации, информатизации и защите информации», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «Трудовой кодекс Российской Федерации», «Уголовный кодекс Российской Федерации», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», «О защите прав потребителей», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Об обращении лекарственных средств», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и другие.

Кроме того, представительными органами субъектов Российской Федерации принят большой комплекс законов, по тематике соответствующих федеральным, но учитывающий специфику региона, края или области. Указы высших должностных лиц и постановления органов исполнительной власти (федеральных, субъектов федерации и местных) устанавливают в соответствии с действующими законами систему и полномочия органов управления безопасностью жизнедеятельности на подведомственных территориях.

Читать еще:  Три типа угроз национальной безопасности

В области безопасности жизнедеятельности Правительство Российской Федерации, на основе федеральных законов, принимает подзаконные нормативные правовые акты, конкретизирующие меры защиты жизни и здоровья граждан.

Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты».

В соответствии с законодательством, безопасность жизнедеятельности достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Реферат: Правовые, законодательные и нормативно-технические основы БЖ

Тема: Правовые, законодательные и нормативно-технические основы БЖ

Тип: Реферат | Размер: 28.09K | Скачано: 35 | Добавлен 11.04.13 в 00:59 | Рейтинг: 0 | Еще Рефераты

Содержание.

Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности 4

Законодательная база по охране окружающей среды 5

Система стандартов безопасности труда 7

Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям 11

Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности 12

Список литературы 18

Введение.

В современном мире мы часто узнаем из средств массовой информации о следующих происшествиях: «объявлено чрезвычайное положение», «произошла авария на предприятии», «пожар лесного массива», «ЧП на химическом заводе» и др. Многие из них происходят по вине человека от незнания законодательства. Государством разрабатываются правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности. Люди, до которых данные знания не доведены, автоматически становятся угрозой для общества и в первую очередь для самого себя. Не зная основ безопасности в той или иной сфере, человек подвергается риску получения травм и может нанести неисправимый вред окружающему себя миру. Поэтому каждый должен знать основы законодательства по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Целью моей работы является изучение законодательного и нормативно-правового обеспечения безопасности жизнедеятельности и выявление его значимости. Для этого необходимо решить ряд задач: рассмотреть правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности; определить законодательную базу по охране окружающей среды; познакомиться с системой стандартов безопасности труда; рассмотреть основную законодательную и нормативно-техническую документацию по чрезвычайным ситуациям.

Безопасность жизнедеятельности достигается за счет правильных и своевременных управленческих решений в масштабах мирового сообщества, страны, в отраслях и на отдельных предприятиях. Управление безопасностью жизнедеятельности имеет правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, руководящие и контролирующие органы.

Систему обеспечения безопасности жизнедеятельности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством, регламентирующим отношения в данной сфере.

Система управления безопасностью жизнедеятельности имеет следующий вид:

Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности.

Правовой основой обеспечения государственной безопасности является целый ряд законов: федеральные законы «О безопасности» (в ред. Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288); «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ); «Об обороне» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 1999 г. № 223-ФЗ); «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ); «О радиационной безопасности населения» (от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ); «О борьбе с терроризмом» (от 25 июля 1998 г. № 130-ФЗ); «О транспортной безопасности» (от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ).

Правовые условия обеспечения безопасности в основном позволяют государственным и иным правоохранительным структурам организовать противодействие противоправным посягательствам на государство, общество, человека.

На современном этапе важное значение имеет Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (с изменениями и дополнениями в новой редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24). Эта Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Важное значение придается национальным интересам России, представляющим собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. [1, С. 196-197]

Законодательная база по охране окружающей среды.

Правовой основой охраны окружающей среды в России является федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее этот закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности для человека, факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Требования охраны окружающей среды зафиксированы в Законах РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г.) и «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Для защиты среды обитания во всех странах разрабатывается природоохранное законодательство, в котором имеется раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды жизнедеятельности.

Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Охрана окружающей среды сопряжена с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил.

Государственная система охраны природной среды включает четыре группы юридических мероприятий:

  1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов;
  2. Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;
  3. Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы;
  4. Юридическая ответственность правонарушений.

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.). закон устанавливает систему природоохранного законодательства, основные принципы и объекты охраны окружающей природной среды, порядок управления ею.

Из других законодательных актов в области охраны окружающей среды можно выделить Земельный кодекс РФ (2001 г.), Водный кодекс РФ (1995 г.), Закон РФ «Об использовании атомной энергии» (1995 г.).

Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают санитарные нормы и правила Минздравсоцразвития РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Росстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; общефедеральные нормативные документы, устанавливающие принципы контроля природных сред, расчеты ожидаемых концентраций в них загрязняющих веществ и т.д.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы» (ГОСТы).

Отраслевая нормативная документация предприятий по охране окружающей среды включает в себя ОСТы, СТП, разного рода руководящие документы, положения и др.

Эти нормативы представляют собой технические правила, и в этом виде они не они не рассматриваются как источники права. В указанных законах устанавливается юридическая обязанность их исполнения, что и придает таким нормам юридический характер. Ведомственные нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ, если они противоречат закону. Нормативные акты вступают в силу только после регистрации в Министерстве юстиции РФ. [2, С. 137-139]

Система стандартов безопасности труда.

Основным видом нормативно-правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Росстандарта. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения.

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются с учетом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с государственным стандартом не допускается). Такой же подход принят в стандартах предприятий (СТП).

ССБТ включает следующие подсистемы:

  • стандарты подсистемы «0» — устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологии а области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности;
  • стандарты подсистемы «1» — устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов;
  • стандарты подсистемы «2» — устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований;
  • стандарты подсистемы «3» — устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности;
  • стандарты подсистемы «4» — устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним;
  • стандарты подсистемы «5» — устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

К нормативно-правовым актам относятся также межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания, рекомендации), которые распространяются на все отрасли народного хозяйства и вводятся в действие федеральными директивными органами совместно с Федерацией профсоюзов.

Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами и отраслевыми организационно-методическими документами.

Объектами стандартизации на предприятии являются организация работ по охране труда; контроль состояния условий труда; планирование работ по безопасности труда; порядок стимулирования работ по безопасности труда; организация обучения и инструктаж работающих по безопасности труда.

Организация работ на предприятиях по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. В соответствии с Трудовым кодексом РФ в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, численностью более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. В организациях с численностью менее 100 работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда или введении должности специалиста по охране труда принимается работодателем с учетом специфики деятельности данной организации. [1, С. 207-211]

В Трудовом кодексе РФ достаточно широко представлены вопросы охраны труда – в частности, в таких разделах, как «Общие положения», «Трудовой договор», «Рабочее время», «Время отдыха», «Оплата и нормирование труда», «Охрана труда», «Защита трудовых прав работников. Разрешение трудовых споров. Ответственность за нарушение трудового законодательства».

В ст. 212 и 214 ТК РФ установлены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и обязанности работника в области охраны труда. В ст. 215 изложено соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда. [3]

При не соблюдении правил охраны и безопасности труда, на предприятиях повышается численность травматизма.

Читать еще:  Лучший мобильный антивирус 2020

Травматизм на производстве. Таблица 1.

Правовые основы безопасности жизнедеятельности.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности

Заведующий кафедрой МК и БЖ

______________ Л.Е. Механтьева

«____» ___________ 201 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«Система обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Зав. кафедрой МК и БЖ,

профессор Л.Е. Механтьева

Тема занятия «Система обеспечения безопасности жизнедеятельности»

Цель занятия: Ознакомить обучающихся с основными понятиями безопасности жизнедеятельности и системой по ее обеспечению.

В результате изучения студент должен:

Знать: основные понятия по безопасности жизнедеятельности.

Уметь: анализировать социально-значимые проблемы и процессы в условиях ЧС; проводить логический и аргументированный анализ при выполнении своих профессиональных обязанностей в составе специальных формирований здравоохранения в условиях ЧС; осуществлять мероприятия по защите населения от поражающих факторов ЧС; проводить информационно-просветительскую работу по безопасности жизнедеятельности

Владеть: мерами безопасности для защиты себя и коллег; навыками общения, относящимися к основным навыкам клинической компетенции.

Компетенции:

способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу социально-значимых проблем и процессов в чрезвычайных ситуациях (ОК-1);

готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);

готовность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-7);

готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8)способность и готовность проводить противоэпидемические мероприятия, организацию защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуаций (ПК-3);

готовность к просветительской деятельности по устранению факторов риска ЧС и формированию навыков здорового образа жизни (ПК-16).

Педагогические технологии:объяснительно-иллюстративное обучение, технологии модульного и контекстного обучения, критического мышления.

Мотивация занятия: получить новые знания, необходимые для выполнения долга медицинского работника в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций.

Вопросы к практическому занятию:

1. Правовые основы безопасности жизнедеятельности.

2. Принципы, методы, силы и средства обеспечения БЖ. Риски.

3. Управление рисками.

4. Естественные системы защиты организма как фактор индивидуальной безопасности.

5. Понятие здорового образа жизни.

ХРОНОКАРТА

1. Контроль исходного уровня знаний (тестовые задания)

2. Разбор теоретического материала – устно-речевой опрос, разбор теоретического материала данного занятия, в том числе выделенного на самостоятельную работу студентов, коррекция усвоенного материала.

3. Обсуждение тем рефератов

4. Подведение итогов, задание на следующее занятие.

Теоретический материал

Правовые основы безопасности жизнедеятельности.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция– Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

— Указы Президента РФ.

— Постановления Правительства РФ.

— Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

— Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

— Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

1. Федеральный Закон РФ № 68-ФЗ от 30.10.2007 г «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

2. Федеральный Закон РФ № 28-ФЗ от 19.06.2007 г. «О гражданской обороне».

Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3.Федеральный Закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

— правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

— права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

— полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

— права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

— права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

4.Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»

Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство. Задачи природоохранительного законодательства:

− охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

− предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;

− оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

— нормативы качества окружающей среды;

— экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

— механизмы исполнения этих требований.

5.Федеральный закон № 206-ФЗ от 4.12.2006 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения,

всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

6.Указ Президента РФ № 868 от 21.04.2008 г «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.

7.Указ Президента РФ № 24 от 10.01.2000 г. «О концепции национальной безопасности РФ»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти разработать и узаконить цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

8.Указ Президента РФ № 991 от 11.07.2004 г. «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9.Постановлениями Правительства РФ № 738 от 24 июля 1995 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и № 842 от 2 ноября 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

10.Постановление Правительства РФ № 794 от 03.10.2006 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принимать правовые акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона.

11.Постановление Правительства РФ № 804 от 26 11. 2007 г. «Об утверждения положения о гражданской обороне в Российской Федерации»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять положение о гражданской обороне в регионах.[1]

12.Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответст-венности владельцев транспортных средств» (от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ) направлен на обязательность и всеобщность его охвата, ответственность владельцев, их экономическую заинтересованность, гарантии возмещения вреда, благодаря чему повышается безопасность дорожного движения.[5]

Документация Минздрава России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты».

13.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены 10 июля 2010 г.) направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях, а также устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: размещению общеобразовательного учреждения; территории, зданию, оборудованию помещений, воздушно-тепловому режиму; естественному и искусственному освещению; водоснабжению и канализации; помещениям и оборудованию, размещенных в приспособленных зданиях; режиму образовательного процесса; организации медицинского обслуживания обучающихся; санитарному состоянию, содержанию и соблюдению санитарных правил.

14.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» (от 28 декабря 2010 г. № 2106). Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, воспитанников. Требования включают восемь групп:

1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;

3) рациональная организация образовательного процесса;

4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;

5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;

6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;

7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;

8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.

Ставится задача преемственности и непрерывности обучения здоровому и безопасному образу жизни (здоровью) на различных ступенях и уровнях образования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector