Letysite.ru

IT Новости с интернет пространства
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормативно правовая безопасность

Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, в том числе и в техносфере, является Конституция — Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить; гарантом Конституции Российской Федерации является Президент.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует структуру и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, определяет ответственность всех уровней власти и граждан.

Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его повседневное поведение строго соответствовало правовым нормам

Кроме Конституции, другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере являются:

— указы Президента Российской Федерации;

— постановления Правительства Российской Федерации;

— приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств и ведомств;

— правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (указы, постановления):

— приказы (распоряжения) руководителей организаций (учреждений, объектов).

Правовой основой обеспечения безопасности в техносфере является целый ряд федеральных законов:

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

«О гражданской обороне»;

«О радиационной безопасности населения»;

«О пожарной безопасности»;

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;

«О безопасности дорожного движения»;

«О безопасности гидротехнических сооружений»;

«О газоснабжении в Российской Федерации»;

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Для реализации требований законов необходимо принятие подзаконных актов, определяющих порядок их исполнения. Подзаконными актами исполнения могут быть постановления Правительства Российской Федерации и правительств субъектов Российской Федерации. а также постановления специально уполномоченных органов в области управления безопасностью жизнедеятельности, в частности, об утверждении разного рода положений и правил.

Основные постановления Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере:

§ «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов»;

§ «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

§ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

§ «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

§ «О Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности»;

§ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

§ «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)».

В сфере трудовых отношений:

§ Федеральный закон “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

§ Постановления Правительства РФ “О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда”, “О службе охраны труда”, “О Федеральной инспекции труда” и др.

Контроль и надзор осуществляют: Санэпиднадзор Минздрава России, Роспотребнадзор, Роструд, Росздрав, Ростехнадзор и т.д.

Среди подзаконных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций выделяется Постановление Правительства РФ “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” (1995), в котором определены принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействие основных элементов, а также регулируются основные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Управление безопасностью жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое реализует государственную политику в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет координацию деятельности государственных и местных органов в этой области.

Управление безопасностью в чрезвычайных ситуаций обеспечивается единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая объединяет органы управления, силы и средства:

· федеральных органов исполнительной власти,

· органов исполнительной власти субъектов РФ,

· органов местного самоуправления

· организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

МЧС России осуществляют надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне и пожарной безопасности (за исключением пожарного надзора на подземных объектах и при ведении взрывных работ), а также защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.

Для осуществления практической деятельности в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере необходимы нормативы и правила ведения соответствующих работ, позволяющие их обеспечить. Это, прежде всего, нормативы качества среды обитания человека, нормативы допустимых нагрузок на природные среды, оборудование, здания и сооружения. Такого рода документация разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России). Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегули- рование). Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и специально уполномоченными органами управления по отдельным направлениям обеспечения безопасности жизнедеятельности в техносфере.

Документация Минздравсоцразвития России включает в себя гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) — санитарные правила и нормы (СаНПиНы), Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии — Государственные стандарты (ГОСТ), Минрегиона России — строительные нормы и правила (СНиП). На уровне отраслей это ОСТы, правила и т.д. Законы и подзаконные акты объединяются понятием «нормативные правовые акты».

Правовые основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации.

Дата добавления: 2014-09-05 ; просмотров: 16409 ; Нарушение авторских прав

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий:

регламентируетобязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан,

закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС,

определяет ответственность всех уровней власти и граждан.

Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция– Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

— Указы Президента РФ.

— Постановления Правительства РФ.

— Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.

— Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).

— Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

1. Федеральный Закон РФ № 68-ФЗ от 30.10.2007 г «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Закон определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

2. Федеральный Закон РФ № 28-ФЗ от 19.06.2007 г. «О гражданской обороне».

Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

3. Федеральный Закон РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

— правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;

— права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;

— полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

— права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья;

— права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.

4. Указ Президента РФ № 868 от 21.04.2008 г «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

Указ обязывает субъекты РФ принять на своём уровне правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий.

4. Указ Президента РФ № 24 от 10.01.2000 г. «О концепции национальной безопасности РФ»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти разработать и узаконить цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей.

Читать еще:  Обязанности службы безопасности банка

5. Указ Президента РФ № 991 от 11.07.2004 г. «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять ряд правовых актов в области совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

6. Постановление Правительства РФ № 794 от 03.10.2006 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принимать правовые акты в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. На уровне субъектов РФ приняты правовые акты в развитие федеральных законов применительно к условиям данного региона.

7. Постановление Правительства РФ № 804 от 26 11. 2007 г. «Об утверждения положения о гражданской обороне в Российской Федерации»

Указ обязывает органы законодательной и исполнительной власти принять положение о гражданской обороне в регионах.

8. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»

Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

Задачи природоохранительного законодательства:

− охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);

− предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;

− оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Эти задачи реализуются через три группы норм:

— нормативы качества окружающей среды;

— экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду;

— механизмы исполнения этих требований.

К нормативам качества окружающей природной среды относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. Нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Рособрнадзором) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях – проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов.

Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представления экологической информации, назначения экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствования с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды.

Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий.

Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля (Роскомгидромет, Госсанэпиднадзор, Минсельхоз в части мониторинга загрязнения почв, Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Комитет по геологии, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным видам природопользования. Они дают признаки и методики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей. Так, система стандартов «Охрана природы» ГОСТ 17.0.0.00 устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы).

9. Федеральный закон № 206-ФЗ от 4.12.2006 г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

10. Постановлениями Правительства РФ № 738 от 24 июля 1995 г. «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и № 842 от 2 ноября 2000 г. «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Все население страны делится на категории обучаемых:

1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов – проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.

2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны – обучаются по 20-часовой программе по месту работы.

3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны – обучаются по 14-часовой программе по месту работы.

4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений – обучаются по соответствующим программам дисциплин ОБЖ и БЖ.

5. Неработающее население – обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера – минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время.

Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакланова А.В., Стешко С.Е., Юрковец Н.В.

Рассмотрена нормативно-правовая база и основные направления, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности. Проведена сравнительная характеристика ЧС за 2013-2014 гг.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бакланова А.В., Стешко С.Е., Юрковец Н.В.

LEGAL REGULATION OF LIFE SAFETY IN EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

In this article, the regulatory framework and the basic directions that provide life safety. The comparative characteristics of emergency for 2013-2014.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях РФ»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ РФ

А. В. Бакланова, С. Е. Стешко Научный руководитель — Н. В. Юрковец

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Рассмотрена нормативно-правовая база и основные направления, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности. Проведена сравнительная характеристика ЧС за 2013-2014 гг.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, безопасность, природная среда, охрана труда, ЧС, федеральный закон.

LEGAL REGULATION OF LIFE SAFETY IN EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA

A. V. Baklanova, S. E. Steshko Scientific supervisor — N. W. Yurkovets

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: s.steshko@mail.ru

In this article, the regulatory framework and the basic directions that provide life safety. The comparative characteristics of emergency for 2013-2014.

Keyword: legal framework, security, natural environment, health and safety, emergency, federal law.

Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция — основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются: федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций; правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления); приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Обеспечение государственного управления достигается правильностью и своевременностью принимаемых управленческих решений в масштабах страны, в отраслях и на отдельно взятых производственных объектах, предприятиях и организациях. Управление ведется по трем самостоятельным направлениям, каждое из которых имеет свою правовую (законодательную), нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы. Этими направлениями являются обеспечение безопасности (охраны) труда, защиты окружающей среды и защиты в ЧС (прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС) [1].

Читать еще:  Требование к 5 группе по электробезопасности

Охрана окружающей среды. Обеспечение экологической безопасности на территории РФ, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 г. Фе-

дерального закона «Об охране окружающей природной среды» в комплексе с мерами организационного, правового, экономического и воспитательного воздействия. Задачами природоохранительного законодательства являются: охрана природной среды (а через нее и здоровья человека); предупреждение вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности; оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

Охрана труда. Законодательство РФ об охране труда состоит из соответствующих норм Конституции РФ, требований Федерального закона от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (вступил в силу с 1.02.2002 г.) и издаваемых в соответствии с ними законодательных и иных нормативных актов. Раздел 10 «Охрана труда» определяет основные понятия, требования по охране труда, организацию и обеспечение прав работников на охрану труда. В ст.211 прямо указано: «Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности».

Чрезвычайные ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера. Постановлениями Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС» и от 2 ноября 2000 г. № 842 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно совершенствуется с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонное падание.

Необходимость создания государственных систем защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обусловлена нередко имеющими место огромными масштабами последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, для предотвращения и ликвидации которых требуется сосредоточение усилий всего государства, организация взаимодействия различных органов управления, сил и средств, в целом — формирование и реализация государственной политики в данной области.

В апреле 1992 года для реализации государственной политики была образована Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная в 1995 году в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Целью создания этой системы является объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время (см. таблицу) [3].

Обзор сравнительной характеристики ЧС за период 2013-2014 гг. [2]

ЧС по характеру и Количество ЧС Погибло Пострадало

возникновения 2014 г. 2013 г. % 2014 г. 2013 г. 2014 г. 2013 г.

Техногенные ЧС 186 166 12,05 556 563 1 620 1 621

Природные ЧС 44 116 -62,07 11 6 128 233 215 947

Биолого-социальные 31 46 -32,61 0 0 2 362

ИТОГО 262 335 -21,79 567 620 129 869 218 177

Рассмотрение нормативного правового обеспечения, регулирующего отношения, связанные с защитой населения и окружающей среды, позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся система правового регулирования в основном обеспечивает решение необходимых задач БЖД.

1. Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) : учебник. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2011. 680с.

2. МЧС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru/ (дата обращения 20.02.2015).

3. Защита территорий и населения в чрезвычайных ситуациях : учеб. пособие / сост.: Н. В. Юр-ковец, О. П. Потапаева ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2014.

Нормативно-правовая база в области безопасности

Любая производственная деятельность человека должна гарантировать безопасность его самого, окружающих его людей и природной среды, в которой он осуществляет свою деятельность. Одним из условий обеспечения безопасности является выполнение требований правовых и нормативно-технических документов, регламентирующих такую деятельность.

К правовым документам, регламентирующим некоторые вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся: Конституция РФ, Основы законодательства РФ об охране труда, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ.

К основным нормативно-техническим документам, регламентирующим вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся санитарные нормы (СН, СанПиН), Нормы радиационной безопасности (НРБ), Строительные нормы и правила (СНиП), стандарты в области охраны труда, окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях. К стандартам, формулирующим требования, выполнение которых необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности, относятся Система стандартов безопасности труда (ССБТ), Система стандартов охраны природы (ССОП) и Комплекс государственных стандартов безопасности в чрезвычайных ситуациях (БЧС).

На основе государственных стандартов разрабатываются отраслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие отраслевые и местные условия, а также конкретные условия и технологии производства.

Еще одну группу нормативно-технической документации составляют различные Правила, Положения и Инструкции. Разрабатывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.

Срок действия нормативных документов обычно составляет 5 лет, местных — 3 года. После чего эти документы пересматривают и срок действия продлевают на 5 лет или они утрачивают силу вообще.

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве включает законодательство о труде и охране труда. Основными законами, на основе которых осуществляется управление охраной труда, являются: Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999г. № 181-ФЗ; Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001г.; Гражданский кодекс РФ.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. В данном Законе рассматриваются вопросы, связанные с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем. Нормы Закона распространяются как на работодателей, так и на работников, а так же на студентов и учащихся, проходящих производственную практику.

Работодатель обязан ознакомить работников с требованиями охраны труда и на каждом рабочем месте обеспечить такие условия труда, которые соответствовали бы требованиям охраны труда. Рабочие места должны аттестоваться работодателем на соответствие их условиям труда.

В Трудовом кодексе РФ (далее ТК РФ) достаточно широко представлены вопросы охраны труда.

В ст. 41 ТК РФ установлено, что в коллективный договор включаются вопросы по улучшению условий охраны труда работников; по экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве.

В ст. 92 и 94 ТК РФ зафиксированы Требования сокращения продолжительности рабочего времени, ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда. Для них ст. 116-119 ТК РФ установлены ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска. Перечни производств и профессий, которые дают право на дополнительный оплачиваемый отпуск утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

· государственное управление охраной труда;

· государственный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;

· содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

· расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда

Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми и стандартами предприятий. Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатывают с учётом специфики отрасли, они могут содержать требования более жесткие, чем в соответствующем государственном стандарте (снижение уровня требований по сравнению с государственным стандартом не допускаются). Такой же подход принят в стандартах предприятий (СТП).

ССБТ включает Следующие Подсистемы.

Стандарты подсистемы “0” устанавливают цели, задачи, область распространения, структуру ССБТ и особенности согласования стандартов ССБТ, терминологии в области охраны труда; классификацию опасных производственных факторов; принципы организации работы по обеспечению безопасности труда в промышленности.

Стандарты подсистемы “1” Устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты подсистемы “2” устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения этих требований.

Стандарты подсистемы “3” устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам, к отдельным группам технологических процессов; методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы “4” устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности.

Стандарты подсистемы “5” устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям.

Управление, контроль и надзор в области охраны труда регламентируются Трудовым кодексом РФ. Регулирование законодательства об охране труда осуществляется Трудовым кодексом, федеральными законами, Указами президента РФ и т.д.

Нормативно-правовые акты в области охраны труда всех ветвей

государственной власти не должны противоречит трудовому кодексу РФ.

На автоматизированном участке по выпуску тормозных дисков ВАЗ ОАО «Алнас» вся нормативно — правовая база соответствует Трудовому кодексу РФ.

Читать еще:  Задачи экономической безопасности банка

Анализ факторов риска

Риски производственного процесса машиностроительного предприятия и их влияние на качество производимой продукции в настоящее время изучены довольно слабо. Для оценки риска важно учесть полную группу его факторов. При этом необходимо учитывать разнообразные условия как внутренней, так и внешней среды производственного процесса, которые влияют на снижение качества продукции машиностроительного предприятия. В результате анализа двух основных групп (внешних и внутренних факторов) разработана первая версия рискологической модели производственного процесса. Для этого проведен анализ несоответствий, возникших на предприятии в течение последнего десятилетия и оформленных карточками разрешения, техническими актами заводских комиссий, сообщениями о неисправностях и рекламациями.

В результате анализа рисков на выявлено, что наиболее ощутимым фактором риска производственного процесса является человеческий фактор. Его приближенные оценки по годам составляют: 2003 г. – 38%, 2004 г. – 53%, 2005 г. – 45%, 2006 г. – 48%, 2007 г. – 62%, 2008 г. – 65%, 2009 г. – 52%, 2010 г. – 50%, 2011 г. – 43%, 2012 г. – 34%. При этом учтены лишь те факторы, которые непосредственно связаны с производством данного предприятия, например, ошибки в замерах, невнимательность исполнителей, недостаточное качество контроля, явные ошибки в конструкторской и технологической документации и т.д.

Рассмотрение дальнейшего распределения факторов риска показывает, что за человеческим фактором следуют факторы скрытых недоработок в конструкторской и технологической документации, фактор поставок комплектующих и фактор недостаточной орга­ни­зации производства, которые все эти годы находились в пределах 10-12%. Отсюда видно, что приблизительно половина из них также может включать в себя фактор, связанный с деятельностью человека, а это еще 15-20% от общего числа.

Целесообразно выделить кадровую составляющую рискологической модели. Анализ ее компонентов (возраст, квалификация и т.д.) предполагается включить во вторую версию рискологической модели производственного процесса, так как эта составляющая также играет немаловажную роль и существенно влияет на качество выпускаемой продукции.

В результате разработки рискологической модели, анализа несоответствий и причин внешнего характера, влияющих на производственный процесс, сделан вывод, что одним из существенных факторов риска снижения качества продукции является человеческий фактор. Поэтому он требует более детального изучения с отдельной проработкой вопросов мотивации и квалификации персонала с целью разработки мероприятий по повышению качества продукции и увеличению производственного и экономического потенциала предприятия.

§ 11. Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях

1. Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.

Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, принятая всенародным голосованием 1 2 декабря 1993 г.

В Конституции Российской Федерации изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

Статья 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства».

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6, п. 2).

Все положения главы 2 составляют основы правового статуса личности в стране и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации (см. раздел «Дополнительные материалы»),

2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят в 1994 г.).

Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В главе IV Федерального закона определены права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших.

В главе V определён порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

3. Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» (принят в 2010 г.).

В законе определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности.

4. Федеральный закон «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.).

В законе определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Определён порядок установления отношений в области пожарной безопасности между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности.

5. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (принят в 2008 г.)

Закон принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров. Законом определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

6. Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.). В законе определены задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.

Определены права и обязанности граждан в области гражданской обороны (ст. 10).

7. Федеральный закон «О противодействии терроризму» (принят в 2006 г.).

В законе установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Также указано, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Выводы

  1. Конституция Российской Федерации — основной закон нашего государства. В ней записаны права и обязанности граждан.
  2. Права и обязанности граждан в области безопасности изложены в Федеральных законах «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «Об обороне», «О гражданской обороне».
  3. В 2006 г. утверждён новый Федеральный закон «О противодействии терроризму», который определил, что для пресечения международной террористической деятельности могут использоваться Вооружённые Силы Российской Федерации.
  4. Вооружённые Силы Российской Федерации могут использоваться также для пресечения международной террористической деятельности за пределами Российской Федерации.

Вопросы

  1. Как Федеральный закон Российской Федерации «О безопасности» определяет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства?
  2. Какие права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности определены Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»?
  3. Какие права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности определены Федеральными законами «Об обороне» и «О гражданской обороне»?
  4. В каких случаях военная служба в рядах Вооружённых Сил может быть заменена на альтернативную гражданскую службу? Приведите известные вам примеры из жизни.

Задания

  1. Подготовьте сообщение на тему «Конституция Российской Федерации — основной закон государства».
  2. Подготовьте сообщение на тему «Федеральный закон «О противодействии терроризму» — реальный вклад Российской Федерации в борьбу мирового сообщества с международными террористическими организациями».

Дополнительные материалы к § 11

Конституция Российской Федерации
(Извлечения)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector