Letysite.ru

IT Новости с интернет пространства
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовая система и экономическая безопасность

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

студент 5 курса, кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

студент 5 курса, кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

доцент кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается место финансовой безопасности РФ в системе экономической безопасности страны, рассматривается сущность и содержание финансовой безопасности, её угрозы и факторы, на нее влияющие, анализируются показатели-индикаторы финансовой безопасности, а также мероприятия по укреплению финансовой безопасности РФ.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, угрозы, стратегия, факторы, индикаторы, укрепление, контроль.

В современной России имеются различные причины, вследствие которых возникает большинство разнообразных угроз экономической безопасности. Каждая из угроз может представлять собой огромную опасность для государства.

Финансовая безопасность является важнейшей составляющей экономической безопасности и имеет при этом собственный механизм реализации, отличный от других видов экономической безопасности. Кроме того, финансовая безопасность неотделима от процессов обеспечения других видов экономической и национальной безопасности. Она выступает объединяющей основой при создании условий экономической безопасности [1].

Развитая инфраструктура, мощь и национальная безопасность государства зависят в первую очередь от экономической стабильности и уровня финансовой безопасности государства. Следовательно, тему данной статьи можно признать весьма актуальной в настоящее время.

Под финансовой безопасностью можно понимать текущее состояние финансовой системы государства, благодаря которому обеспечивается эффективная защита экономических интересов населения страны, а также успешное развитие национальной экономики в целом [4].

В целом, финансовую безопасность можно определить как подсистему экономической и национальной безопасности, которая выполняет конкретные функции управления. К функциональному уровню финансовой безопасности относятся: безопасность фондового рынка, бюджетно-налоговой, кредитно-банковской и валютно-денежной систем, внебюджетные фонды (рисунок 1).

Рисунок 1. Функциональный и организационно-обеспечивающий уровни финансовой безопасности в РФ

В системе финансовой безопасности также присутствует организационно-обеспечивающий уровень, который предполагает обеспечение оптимальных условий развития финансовой системы, распределение финансовых потоков и других денежных активов на государственном и региональном уровне, а также меры по снижению угроз финансовой безопасности в целом [2].

Факторы финансовой безопасности, создающие угрозу реализации кредитно-денежных и финансово-экономических потребностей общества, можно поделить на внутренние и внешние. Как понятно из названия, внутренние угрозы образуются в какой-либо отрасли жизнедеятельности, либо в хозяйствующем субъекте напрямую. Чаще всего данный тип угроз образуется из-за неправильно организованной финансово-денежной политики государства, ошибок и недочетов органов бюджетно-налоговой системы, уровня коррупции и иных форм экономических преступлений. Внешние угрозы финансовой безопасности определяются более широким и глобальным спектром интересов общества, к которым можно отнести интернационализацию и глобализацию мировой экономики. Как известно, данные процессы оказывают существенное влияние на круговорот экономических и хозяйственных связей в мире, на экономическую ситуацию, сложившуюся в современном обществе в целом [6].

Экономический анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности проводится ежегодно и очень важен с точки зрения их предотвращения и обоснования. Такой анализ, прежде всего, предполагает использование системы пороговых значений экономических показателей на федеральном и региональном уровне, а также уровне хозяйствующих субъектов (табл. 1) [3, с. 187].

Таблица 1.

Значения индикаторов финансовой безопасности РФ

Назначение индикатора-показателя

Пороговое значение, %

Значение показателя в РФ в 2018 году, %

1. Уровень инфляции, %

2. Коэффициенты монетизации экономики, %

3. Капитализация финансового рынка к ВВП

4. Внешний долг к ВВП, %

К основным показателям-индикаторам следует отнести:

1. Уровень инфляции (10-15%), отклонение показателя которого может привести к кредитной ликвидности.

2. Коэффициенты монетизации экономики (40-50%), низкий уровень которых может стать причиной падения потребительского спроса.

3. Капитализация финансово рынка (100%) – одна из немногих причин формирования финансовых «пирамид» и проведения всевозможных денежных махинаций.

4. Внешний долг к ВВП (20-25%), рост которого усиливает риски и угрозы финансовой безопасности в целом [1].

Данная система индикаторов финансовой безопасности определяет возможности будущих рисков и потерь, а также способствует формированию мер их предупреждения, что дает возможность на повышение уровня стабильности, устойчивости и эффективности уровня экономической безопасности государства в целом [4].

Для поддержания и укрепления финансовой безопасности страны в настоящее время принято разрабатывать стратегию безопасности.

Разработка стратегии экономической безопасности в России в условиях санкций, недостаточного роста ВВП, неэффективного государственного управления и других факторов, угрожающих российской экономике, актуальна в настоящее время.

Ввиду этого, Владимир Путин в мае 2017 года подписал указ о стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

В указе Президент поручил Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок разработать меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации новой стратегии. Кабинету министров поручено оценить состояние экономической безопасности, обеспечить мониторинг ситуации и раз в год докладывать Президенту страны о мерах по ее укреплению. Стратегия экономической безопасности должна корректироваться каждые шесть лет.

Стратегия предусматривает решение и предотвращение кризисных процессов во всех направлениях (производство, наука, финансы), формирование политики на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Также стратегия помогает решить проблемы и на национальном уровне в услових санкций.

По мнению российских экономистов, исследование и изучение финансовой безопасности России позволяет выявить новые аспекты и методы для совершенствования финансовой безопасности страны.

Изучениями в данном направлении занимался ряд ученых-экономистов.

Так, Л. В. Афанасьева рассматривала структурную декомпозицию бюджетно-налоговой безопасности государства. В своей работе она указала, что именно в этой области недостаточно теоретических и методологических исследований как отечественных, так и зарубежных.

Консультант Совета Федерации РФ, член рабочей группы по проблемам наукоградов, член-корреспондент Академии проблем качества, полковник М. Арсентьев рассмотрел вопрос об обеспечении экономической безопасности России органами ФСБ. В своей работе он указал, что именно экономика России сейчас является наиболее слабым звеном с позиции национальной безопас-ности [3].

Для поддержания достаточного уровня финансовой безопасности на современном этапе развития общества в России используются следующие пути улучшения системы финансовой и экономической безопасности: установление ограничений на участие иностранных организаций в капитале российских организаций; хозяйственные ограничения, касающиеся непосредственно отрасли производства, в которой функционирует организация; условия использования элементов деловой политики и другое [5].

Для обеспечения и выполнения всех вышеуказанных мероприятий необходимо сформировать, принять и обеспечить выполнение Финансовой доктрины, основной целью которой будет являться создание независимой финансово-банковской системы, поддержка благоприятного уровня инвестиционной активности и обеспечение экономической безопасности государства.

Наше государство имеет уникальные возможности, способные решить все вышеперечисленные задачи и цели, так как имеет огромные национальные богатства для создания и формирования нормативно-правовой базы и инфраструктуры национальной экономики в целом.

Весьма существенную роль в системе обеспечения финансовой безопасности играет финансовый контроль.

Поэтому, чтобы иметь положительные результаты в системе финансовой безопасности, необходимо ужесточить контроль над финансами, в первую очередь со стороны государства [2].

Поскольку существуют в наше время множественные факты финансового мошенничества и финансового терроризма, необходимо ужесточить ответственность в уголовном кодексе за мошенничество, мошенничество в отношении кредитных учреждений, ввести четкое понятие финансового терроризма, увеличить срок исковой давности по привлечению к уголовной ответственно-сти по этим преступлениям. Именно кредитные учреждения составляют одну из основных цепочек финансовой структуры России.

Государству необходимо контролировать и регулировать финансовую систему от случаев финансовых атак со стороны зарубежных стран, захвата криминальными структурами производственных и финансовых институтов внутри страны, их проникновение в различные структуры власти [6].

Для повышения финансовой безопасности России необходим дополнительный комплекс мер, направленных на минимизацию негативных тенденций, снижение финансовых рисков, а также обеспечение мероприятий, направленных на повышение финансовой безопасности в целях устойчивого развития экономики России.

Список литературы:

  1. Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е Финансовая безопасность в системе региональной экономической безопасности / Т.И. Безденежных // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2019. — № 3 (117). — С. 32-38.
  2. Жилкина Ю.В. Финансовая система и обеспечение экономической безопасности России в условиях санкций / Ю.В. Жилкина // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2018. — № 3 (50). — С. 33-42.
  3. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Зенцова К.С., Новикова Е.И. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности / Г.Е. Крохичева // Kant. — 2016. — № 3 (20). — С. 107-111.
  4. Курносова В.В., Чебан М.А., Жулина М.Д. Финансовая безопасность и ее место в системе экономической безопасности России / В.В. Курносова // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 277-280.
  5. Подколзина И.М., Литвинова Ю.Г. Роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России / И.М. Подколзина // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2019. — С. 179-181.
  6. Субботина Е.П. Финансовая безопасность как форма экономической безопасности в современной России / Е.П. Субботина // В сборнике: Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты. Материалы XVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор С.В. Нечаева. — 2018. — С. 149-150.

Финансово-экономическая безопасность предприятия и принципы ее обеспечения

Автор: Орлик О.В.

Источник: Economics and management: theory and practice: collection of scientific articles. – 2014. – Т. 2. – С. 286-291.

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы управления финансово-экономической безопасностью предприятия. Определена система основных принципов обеспечения финансово-экономической безопасности предприятия.

Ключевые слова: финансово-экономическая безопасность, принципы обеспечения финансово- экономической безопасности.

В современных условиях хозяйствования перед каждым предприятием стоит проблема обеспечения его экономической безопасности. Финансово- экономическая безопасность является важной составляющей системы экономической безопасности предприятия и занимает в ней особое место.

Сущность экономической безопасности предприятия заключается в обеспечении поступательного его экономического развития с целью производства необходимых благ и услуг, удовлетворяющих потребности предприятия и общественные потребности. Экономическая безопасность предприятия проявляется в обеспечении его стабильной деятельности [1, с.177].

Читать еще:  Требования безопасности к производственному оборудованию

нсовая безопасность, под которой понимают: степень защищенности финансовых интересов предприятия на всех уровнях финансовых отношений; способность финансовой системы обеспечить эффективное функционирование экономической системы и устойчивый экономический рост; способность субъекта хозяйствования противостоять угрозам вследствие формирования соответствующего финансового обеспечения; уровень обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами, достаточными для удовлетворения его потребностей и выполнения существующих обязательств; состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов, выраженное в наилучших значениях финансовых показателей [2 с.142; 3, с.28; 4, с.101].

Главной целью обеспечения финансовой безопасности является гарантирование стабильного и максимально эффективного функционирования предприятия в текущем периоде и высокий потенциал развития в будущем.

Понимание финансово-экономической безопасности не будет целостным без рассмотрения ее основных функциональных целей, к которым следует отнести [5, с.143]: обеспечение высокой финансовой эффективности работы, финансовой устойчивости и независимости предприятия; обеспечение технологической независимости и достижение высокой конкурентоспособности технического потенциала предприятия; достижение высокой эффективности менеджмента, оптимальной и эффективной организационной структуры управления предприятием; достижение высокого уровня квалификации персонала и его интеллектуального потенциала; минимизация разрушительного влияния результатов производственно-хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды; качественная правовая защищенность всех аспектов деятельности предприятия; достижение необходимого уровня информационного обеспечения работы всех подразделений и отделов предприятия; обеспечение защиты информационного поля, коммерческойтайны; эффективная организация безопасности персонала, капитала и имущества предприятия, а также коммерческих интересов.

В современных условиях субъекты хозяйствования постоянно находятся под влиянием угроз и опасностей, исходящих из внешней и внутренней среды.

Для обеспечения своей экономической безопасности предприятия используют совокупность корпоративных ресурсов – факторов бизнеса, среди которых выделяют ресурсы: капитала, персонала, информации и технологии, техники и оборудования, прав на патенты, лицензии, квоты, пользования землей и т.п. Наиболее эффективное использование корпоративных ресурсов достигается путем предотвращения негативных воздействий угроз на экономическую безопасность предприятия [6, с.306].

Наибольшую угрозу для предприятия несут финансовые опасности, которые могут иметь как объективный, так и субъективный характер.

Объективные факторы финансовой опасности могут быть обусловлены изменениями механизмов экономических и финансовых отношений, природными явлениями и т.п. Внешние субъективные факторы финансовой опасности могут быть связаны со спекуляциями ценными бумагами, агрессивным приобретением акций предприятия конкурентами, ценовой конкуренцией соперников, мошенничеством со стороны отдельных подставных фирм и физических лиц и т.п. Внутренние субъективные факторы возникают вследствие недостаточной деятельности менеджеров финансово-экономических служб, маркетинга и административного менеджмента предприятия [4, с.101].

Управление финансовой безопасностью предприятия предусматривает следующие действия: защиту финансовых интересов субъекта хозяйствования; управление его финансовой деятельностью; предупреждение возникновения и развития угроз финансовой безопасности, снижение степени их негативного влияния; управление финансовыми рисками; учет альтернативных путей обеспечения безопасности предприятия путем применения финансовых инструментов и методов финансового анализа; оценка финансового состояния предприятия с использованием пороговых значений показателей; анализ негативных финансовых последствий для предприятия с точки зрения изменения его платежеспособности, рентабельности и прибыльности; анализ рынка ценных бумаг с точки зрения состояния привлекательности ценных бумаг предприятия, привлечения им финансовых средств на инвестиции и развитие; защиту от агрессивного приобретения акций предприятия конкурентами и возможного установления контроля над ним; анализ инвестиционных проектов; анализ деловых предложений предприятию с точки зрения деловой этики и др. [4, с.102-103; 7, с.247].

Управление финансово-экономической деятельностью осуществляется с помощью определенных методов и принципов управления.

Согласно [8, с.296-297; 9, с.78-80; 10, с.39-41; 11] механизм управления финансово-экономической безопасностью предприятия включает такие методы, как: административные, экономические, организационно-технологические, институционально-правовые, информационные, социально-психологические.

Анализ ряда научных источников [2, с.142-143; 8, с.69; 9, с.77-78; 12, с.142-143] позволяет сформировать систему основных принципов обеспечения финансово-экономической безопасности предприятия, среди которых:

  • разработка системы безопасности на основе и в соответствии с действующим законодательством Украины и нормативными актами по безопасности предприятия; все принятые управленческие решения не должны противоречить действующему законодательству (принцип законности);
  • все элементы системы управления финансово-экономической безопасностью предприятия должны быть взаимосвязаны и согласованы (принцип системности построения);
  • эффективность работы системы безопасности должна быть выше ее стоимости (принцип экономической целесообразности);
  • расходы на мероприятия по ликвидации, нейтрализации или минимизации угроз финансово-экономическим интересам предприятия должны быть меньше, чем возможные убытки от их реализации (принцип эффективности управленческих решений);
  • своевременное предупреждение и/или эффективное преодоление негативного влияния угроз, при этом обеспечивая развитие предприятия (принцип результативности);
  • расходы на предупреждение и/или преодоление угроз должны быть адекватными их уровню и объему (принцип оптимизации расходов);
  • все мероприятия по безопасности должны проводиться с использованием современных достижений науки и техники, предоставлять надежную защиту на определенных уровнях безопасности (принцип обоснованности);
  • решение вопросов экономической безопасности с привлечением всех субъектов и активов предприятия (принцип комплексности);
  • обеспечение сбалансированности финансовых интересов предприятия, отдельных его подразделений, персонала (принцип сбалансированности);
  • своевременность разработки и принятия мер по нейтрализации угроз финансовой безопасности и финансовым интересам предприятия (принцип своевременности);
  • процесс управления финансово-экономической безопасностью предприятия должен проходить непрерывно (принцип непрерывности);
  • постоянный системный мониторинг подразделениями экономической безопасности данных о финансово-экономическом состоянии предприятия и его анализ с целью недопущения угроз деятельности предприятия; мониторинг внешней среды предприятия с целью своевременного выявления и идентификации угроз финансово-экономическим интересам предприятия (принцип постоянного мониторинга);
  • реализация активных действий и мер защиты финансово-экономических интересов предприятия с использованием нестандартных форм и способов защиты (принцип активности);
  • координация мероприятий по обеспечению финансовой безопасности на предприятии; организация взаимодействия мероприятий со всеми подразделениями предприятия и осуществление единого управления процессом безопасности предприятия, организация взаимодействия с государственными и правоохранительными органами (принцип координации и взаимодействия);
  • единый подход к выполнению своих функций участниками процесса обеспечения безопасности при координирующей роли и методическом руководстве со стороны подразделения экономической безопасности предприятия; управление безопасностью должен осуществлять первый руководитель предприятия (принцип централизации);
  • система управления финансово-экономической безопасностью предприятия должна быть органично интегрирована в общую систему менеджмента и общую систему управления экономической безопасностью предприятия (принцип интегрированности);
  • все принятые управленческие решения не должны противоречить общей стратегии финансово-экономического развития предприятия (принцип направленности на стратегические цели);
  • управленческие решения должны разрабатываться с учетом объективных экономических законов, на основе глубокого анализа ситуации с применением научных методов познания (принцип объективности);
  • система управления финансово-экономической безопасностью должна обеспечивать быструю реакцию предприятия на появление реальных и потенциальных угроз и своевременное принятие соответствующих управленческих решений (принцип оперативности и динамичности);
  • каждое управленческое решение в сфере финансово-экономической безопасности должно разрабатываться в нескольких альтернативных вариантах, учитывая определенные критерии (принцип вариативности);
  • мероприятия по реагированию на угрозы финансово-экономическим интересам предприятия должны разрабатываться в соответствии с определенными критериями (принцип адекватности реагирования);
  • система управления финансово-экономической безопасностью предприятия, ее элементы должны адаптироваться к изменению факторов внешней и внутренней среды предприятия (принцип адаптивности);
  • разработанные или принятые управленческие решения должны быстро корректироваться, если этого требуют изменения внешней или внутренней среды предприятия (принцип гибкости управления);
  • необходимость и своевременность совершенствования системы финансовой безопасности предприятия; способность системы к развитию и совершенствованию (принцип развития и усовершенствования);
  • создание стимулов для эффективного использования ресурсного потенциала, внедрения инновационных проектов; должна быть разработана действенная и эффективная система стимулов и ответственности должностных лиц за состояние финансово-экономической безопасности предприятия; (принцип стимулирования и ответственности).

Финансово-экономическая безопасность предприятия, основанная на взаимосвязи и соблюдении всех принципов, позволяет предприятию быть устойчивым, адекватно реагировать на опасности и угрозы, развиваться и совершенствоваться.

Финансовая система и экономическая безопасность

События последних двух лет, связанные с обострением отношений России и Запада, падением цен на энергоносители, замедлением темпов роста мировой экономики, изменением общеэкономической конъюнктуры, поставили перед страной задачу адаптации к складывающимся условиям хозяйствования и защиты национальных интересов в тех сферах, которые в новых реалиях проявили себя как наиболее уязвимые. Вышесказанное во многом предопределило необходимость обновления стратегии национальной безопасности страны.

С подписанием Указа Президента РФ № 683 от 31.12.2015 г. вступила в силу новая Стратегия национальной безопасности РФ, в наибольшей степени, чем предыдущая ее версия, соответствующая сегодняшним условиям. В обновленной стратегии гораздо больше внимания уделяется вопросам экономической безопасности, что в условиях применяемых в отношении России ограничительных мер и упавших цен на нефть вполне очевидно.

Согласно этому документу, в числе стратегических целей обеспечения национальной безопасности перечислены развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Среди главных стратегических угроз национальной безопасности в области экономики отмечены незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала, уязвимость ее информационной инфраструктуры, несбалансированность национальной бюджетной системы, сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений [11]. Таким образом, можно констатировать, что значимость существующих проблем в финансовой сфере создает реальные угрозы экономической и национальной безопасности государства.

Целью исследования является определение роли финансовой безопасности в системе обеспечения национальной безопасности государства в целом.

Материалы и методы исследования

Исследование опирается на нормативно-правовые акты РФ, данные официальной статистики, экспертные оценки и труды отечественных экономистов. В работе применяются следующие методы: анализе, синтезе, установление причинно-следственных связей, единства исторического и логического, сравнение.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того, чтобы более корректно определить эти угрозы финансовой сферы экономических отношений, поясним, что понимается под финансовой безопасностью страны, которая является одной из подсистем экономической безопасности (рисунок).

В научной литературе можно встретить множество подходов к толкованию категории «финансовая безопасность». Так, по мнению Г. Вечканова, под финансовой безопасностью можно понимать такое состояние бюджетной, денежно-кредитной, банковской, валютной систем страны, страхового и фондового рынков, которое устойчиво ко внешним и внутренним угрозам [13].

Читать еще:  Проверка ноута на вирусы онлайн

В финансово-кредитном словаре указывается, что это исследуемое понятие включает комплекс мер, методов и средств по защите финансово-экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, а также финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне [12].

В.К. Сенчагов дефенирует финансовую безопасность как обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые финансовые условия для социально-экономической и финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности и единства финансовой системы (включая денежную, бюджетную, кредитную, налоговую и валютные системы), успешного преодоления внутренних и внешних угроз России в финансовой сфере [10].

Финансовая безопасность в структуре национальной безопасности государства

Финансовая безопасность может быть рассмотрена как состояние защищенности финансово-экономических интересов государства и заключается в способности органов государственной власти обеспечить политическими, правовыми, экономическими и организационными методами и средствами безопасное функционирование всех сфер общественной и экономической деятельности, где обращаются финансы [3].

Несмотря на многообразие авторских трактовок категории «финансовая безопасность государства», практически во всех указывается, что оно охватывает существующие звенья финансовой системы страны, а само состояние защищенности финансовой сферы обеспечивается с помощью использования финансово-экономического и административного инструментария.

Даже до наступления кризисных явлений в России специалисты отмечали, что изъяны финансовой системы нашего государства являются тормозом для развития экономики. Финансовая сфера экономических отношений по своей природе наиболее чувствительная ко всем изменениям, в сегодняшних условиях ощутив на себе воздействие внешних шоков, и на этот раз проявила свои слабые места, вскрыв таящиеся в себе угрозы всей национальной безопасности страны. Кратко охарактеризуем в отдельности состояние тех структурных блоков финансовой безопасности государства, которые выделены на рисунке.

1. Безопасность бюджетно-налоговой системы

Сырьевая модель российской экономики предопределяет зависимость благосостояния страны от цен на энергоносители. Так, 47 % доходов федерального бюджета в 2015 г. (и почти четверть доходов консолидированного бюджета страны) приходились на нефтегазовые доходы. При этом начиная с 2010 г. они не направлялись на пополнение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а в полном объеме шли на обеспечение расходной части бюджета страны [8]. В условиях отрицательной динамики цен на нефть возникла необходимость отказа от среднесрочного бюджетного планирования и возврат к однолетнему, пересмотра заложенной в бюджет цены на нефть, а также необходимости изыскания 250 млрд руб. на реализацию антикризисного плана в 2016 г., из которых правительство может аккумулировать лишь половину, а оставшаяся часть может быть получена за счет «заморозки» пенсионных накоплений и введения режима секвестра расходов бюджета [2].

Бюджетно-налоговая сфера России характеризуется также тем, что у нас непосильная для бизнеса налоговая нагрузка (50,7 % по оценкам Всемирного Банка, 54,1 % – по итогам исследований консалтинговой компании Pricewaterhouse Coopers (PwC), 30 % – по мнению аналитиков ФНС России). С данной точки зрения страна уступает другим странам как место для ведения бизнеса и формирует демотивационные стимулы к размещению на ее территории отечественного и иностранного (не спекулятивного) капитала. Все это также способствует увеличению доли теневой экономики. Даже Росстат фиксирует рост неформальной занятости и сокращение числа малых предприятий за 2014–2015 гг. По официальным заявлениям Минфина РФ в 2013 г. теневая экономика (без учета криминального сектора) составила 15–20 % ВВП страны. По мнению специалистов, в России развитию теневой экономики способствует также несовершенство институтов права, конкуренции и защиты собственности [6].

2. Безопасность кредитно-банковской системы

В России низкодиверсифицированная финансовая структура, что говорит об отстающем финансовом развитии. Слабость национальной банковской системы России проявляется также в незначительной роли российских кредитных организаций на мировом рынке (менее 1 % всех банковских активов). Доля финансовых услуг в добавленной стоимости России является низкой (4,9 % в 2013 г., 5,4 % в 2014 г.) в сравнении с большинством развитых стран, отражает ее развивающийся характер. Россия находится в значительно худшей позиции, чем другие динамично развивающиеся страны (в частности БРИКС) в части финансирования развития реальной экономики, демонстрируя тем самым сравнительно худшие условия для финансирования экономического роста [7]. Российская кредитно-банковская система, всегда неспособная обеспечивать реальный сектор экономики «длинными» деньгами, в условиях действовавшего почти 2 года запрета на кредитование крупнейших коммерческих банков на срок свыше 30 дней стала лишена возможности даже рефинансировать свои долги. В результате этого чистый отток капитала из страны достиг в 2014 г. рекордного значения в 151 млрд дол (56 млрд дол в 2015 г.). Масштабный отзыв лицензий за предшествующий год у коммерческих банков, нацеленный, с одной стороны, на поддержание надежности и устойчивости банковской системы, с другой стороны, вызвал опасения вкладчиков и способствовал изъятию депозитов и переливу их из мелких и средних в крупнейшие банки страны.

Таким образом, российская банковская система столкнулась с проблемой дефицита средств для проведения кредитных операций. На фоне сохраняющейся высокой цены денег (ключевая ставка 11 % с 03.08.2015 г. по настоящее время), невозможности заимствования иностранного капитала, возросших опасений отечественных вкладчиков кредитно-банковская система практически лишила российскую экономику привлекаемых средств для развития и текущего финансирования.

3. Безопасность валютно-денежной системы

Относительная стабильность национальной валюты до 2014 г. была обусловлена искусственной закрепленностью курса рубля. После перехода к свободному плаванию волатильность рубля возросла. При упавшей экспортной выручке (из-за снизившихся доходов от продажи сырья) спрос на валюту продолжал расти (в том числе из-за необходимости обслуживания корпоративного внешнего долга и психологического аспекта в поведении резидентов). По мнению ряда исследователей, зависимость российского бизнеса от иностранных кредитов и рост корпоративных внешних заимствований сформировались среди прочего в результате политики органов государственной власти РФ относительно использования Стабилизационного фонда, средства которого не направлялись на развитие отечественной экономики, а размещались в финансовых инструментах иностранных государств [4].

Инфляция в 2014 г. впервые за предшествующие 6 лет даже по официальным данным стала измеряться двузначным числом (11,36 %), в 2015 г. составила 12,9 %. Происходящее на фоне этого снижение реальных доходов населения и доли валового накопления в ВВП (с 24,9 % в 2011 г. до 20,3 % в 2014 г.) также не способствует выходу из затянувшейся рецессии [11]. Имеется тенденция сокращения доли населения, делающего сбережения (только 28 % российских семей регулярно откладывают некоторую сумму) [1].

Помимо прочего, в России по сравнению с развитыми странами велика доля наличных денег в денежной массе (25 % в 2011 г. и 20 % в 2015 г.). Уровень монетизации российской экономики составил в 2015 г. 46 % ВВП, что является недостаточным для ее развития (этот показатель для развитых стран должен быть не менее 60 % ВВП, к примеру, в Китае он близок к 200 %). Недостаточная «финансовая глубина» экономики затрудняет перераспределительные процессы в обществе и не способствует стимулированию накоплений и инвестиций.

4. Безопасность фондового рынка

Этот параметр напрямую связан с волатильностью, которую демонстрируют фондовые рынки, мгновенно реагирующие на изменения, происходящие в обществе и экономике. «Силовая смена власти и крупнейший в новом веке вооруженный конфликт на сопредельной территории, санкции, введенные против России со стороны США и ЕС, снижение цен на нефть, отток капитала, слабые экономические показатели – все это оказало угнетающее воздействие на финансовые рынки. Эмитенты и инвесторы утратили средне- и долгосрочные ориентиры», – такую характеристику российскому фондовому рынку дают эксперты НАУФОР [9].

Таким образом, вышесказанное подтверждает, что в сложившихся условиях всем звеньям финансовой системы страны присущи не только потенциальные, но и реальные угрозы безопасности данной системы. Преодоление возникших угроз финансовой безопасности и приведение финансовой системы страны в приемлемое состояние приобретают на сегодняшний день ключевое значение как для экономики страны, так и для ее национальной безопасности в целом. Несомненно, что повышенные системные и политические риски будут накладывать отпечаток и на финансовую составляющую безопасности государства, однако достижение независимости финансовой системы от внешних структур может способствовать ее стабильности и снизить уровень существующих угроз.

Сущность финансовой безопасности и её место в системе экономической безопасности организации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.01.2020 2020-01-18

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Воробьева М. А. Сущность финансовой безопасности и её место в системе экономической безопасности организации // Молодой ученый. — 2020. — №3. — С. 327-330. — URL https://moluch.ru/archive/293/66443/ (дата обращения: 03.04.2020).

Деятельность любого предприятия, даже с самой удачной системой управления, не может быть полностью прогнозируемой, поскольку каждый хозяйствующий субъект работает в условиях неопределенности и динамичности условий хозяйствования.

Одним из главных показателей, свидетельствующих о том, что предприятие экономически безопасно, является стабильная и устойчивая работа его финансовой подсистемы, основной целью функционирования которой является обеспечение всех остальных подсистем финансовыми ресурсами в требуемом объеме с минимальными затратами.

Недостаток или неэффективное распределение финансов может повлечь за собой невыполнение производственного плана, утрату кадровых ресурсов, привести к потере конкурентных преимуществ, если не будут финансово обеспечены меры по стабилизации информационной безопасности и так далее.

Важность обеспечения финансовой безопасности хозяйствующего субъекта так же состоит в том, что финансовые риски напрямую связаны с формированием его прибыли, и в неблагоприятном случае приводят к потерям не только доходов, но и капитала предприятия, что может привести к необратимым последствиям его деятельности, то есть к банкротству.

Основываясь на характеристиках таких понятий, как «национальная безопасность» и «экономическая безопасность», отраженных в Указах Президента РФ представляется возможным дать следующую формулировку понятия «финансовая безопасность хозяйствующего субъекта» [1, 2].

Финансовая безопасность хозяйствующего субъекта — одна из важнейших составляющих его экономической безопасности, характеризующая защищенность финансовых отношений, используемых финансовых активов и иных финансовых ресурсов, осуществляемых предприятием финансовых сделок и операций от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечиваются финансовая устойчивость и независимость, благоприятные условия для удовлетворения законных интересов и потребностей хозяйствующего субъекта.

Читать еще:  Государственное управление в области безопасности

Таким образом, финансовая безопасность представляет собой такое состояние системы, при котором:

1) имеет место быть финансовое равновесие, устойчивость и платежеспособность предприятия, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;

2) отдельные аспекты деятельности предприятия обеспечены необходимыми финансовыми ресурсами;

3) обеспечивается достаточная финансовая независимость;

4) обеспечивается достаточная гибкость при принятии финансовых решений;

5) обеспечивается защищенность финансовых интересов собственников;

6) существует способность противостоять существующим и возникающим опасностям и угрозам, стремящимся причинить финансовый ущерб предприятию, нежелательно изменить структуру капитала или принудительно ликвидировать предприятие.

Главная цель финансовой безопасности предприятия — обеспечение его продолжительного и максимально эффективного функционирования сегодня и высокого потенциала развития в будущем.

Из этой цели вытекают функциональные цели финансовой безопасности хозяйствующего субъекта (рис. 1).

Рис. 1. Функциональные цели финансовой безопасности предприятия [3]

Финансовая безопасность должна быть направлена на выявление и пресечение угроз финансовым интересам субъектов финансовых отношений, а также нивелирование последствий таких угроз.

Угроза финансовой безопасности предприятия — это реальная или потенциальная возможность проявления деструктивного воздействия различных факторов на финансовое развитие предприятия, приводящего к определенному экономическому ущербу.

Наиболее применяемая сегодня классификация — разделение угроз на внешние и внутренние.

Внешние угрозы не зависят от деятельности организации, являются сложно контролируемыми и относятся к факторам риска окружающей среды, в которой существует хозяйствующий субъект. Ими могут быть: скупка акций и долговых обязательств нежелательными конкурентами; неразвитость рынков капитала и их структуры; недостаточно развитая система защиты прав инвесторов и исполнения законодательства; неблагополучные макроэкономические условия, нестабильная общеэкономическая ситуация в стране и на уровне регионов; несовершенство механизма формирования экономической политики государства.

Внутренние угрозы связаны, прежде всего, с деятельностью самого хозяйствующего субъекта, поэтому им следует уделять особое внимание. К внутренним угрозам, влияющим на финансовую безопасность организации, относятся: преднамеренные или случайные ошибки менеджмента в части управления финансами хозяйствующего субъекта и стратегическом планировании; недостаточная ликвидность активов предприятия, неплатежеспособность организации, низкие показатели финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности; проведение неэффективной ценовой политики; отсутствие планирования деятельности предприятия в аварийных ситуациях.

Все угрозы нуждаются в контроле и ликвидации со стороны хозяйствующего субъекта.

Чтобы эффективно и своевременно идентифицировать угрозы, присущие предприятию, руководству целесообразно проводить постоянный мониторинг и оценку финансовой безопасности организации. На основе информации, полученной в процессе мониторинга, о наличии внешних и внутренних угроз следует разрабатывать систему мероприятий по их нейтрализации, ликвидации последствий угроз, а также выработать меры по предупреждению возможных угроз в будущем, что будет способствовать повышению устойчивости функционирования предприятия в будущем [4].

Особый вклад в разработку методологии оценки финансовой безопасности внесли И. А. Бланк, Г. В. Савицкая, Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова, Т. Б. Кузенко и, конечно, нельзя не упомянуть в этом списке Д. А. Шеремета, как основоположника классического финансового анализа [5].

Обзор литературы по данному вопросу позволил выделить наиболее распространенные методы оценки уровня финансовой безопасности организации (рис. 2).

Рис. 2. Методы оценки финансовой безопасности организации

Выбор одного или другого метода не исключает использования методологического аппарата других, напротив, наиболее качественным будет комплексный анализ с использованием одновременно нескольких методов.

Правильное и грамотное построение работы по проведению анализа деятельности организации и получение определенных результатов в результате оценки ее финансового состояния, показывает объективную картину текущей ситуации, а также помогает выявить все сильные и слабые стороны. Эти данные становятся необходимой базой для принятия дальнейших управленческих решений: изменение деятельности в организации, оптимизация расходов, увеличение доходов за счет дополнительных возможностей предприятия и т. д.

Применение превентивных мероприятий позволяет снизить частоту наступления негативных событий и тяжесть последствий, сократить общие издержки на обеспечение безопасности. Практика показывает, что затраты на предупредительные меры в десятки раз ниже затрат на ликвидацию последствий угроз [6].

Таким образом, защита финансовой безопасности хозяйствующего субъекта от потенциальных угроз, а также способ его защиты будут основаны на результате, полученном в зависимости от применяемой модели оценки угроз финансовой безопасности.

Именно от того, насколько заблаговременно руководство и менеджеры предприятия способны выявить возможные угрозы, избежать их и нейтрализовать ущерб от их воздействия, будет зависеть уровень финансовой безопасности хозяйствующего субъекта.

  1. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года»
  2. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности РФ»
  3. Каранина, Е. В. Финансовая безопасность (на уровне государства, региона, организации, личности) — Монография. — Киров: ФГБУ ВО «ВятГУ», 2015–239 с
  4. Кайрова В. М., Бурова А. В. Проблемы экономики, финансов и управления производством./ В. М. Кайрова, А. В. Бурова // Сборник научных трудов вузов России. — 2012.- № 32.- С. 134–142.
  5. Золотова А. А. Использование методов корпоративного анализа при оценке финансовой безопасности организации./ А. А. Золотова// Наука сегодня: реальность и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. В 2-х частях. — ООО «Маркер».- Вологда, 2018. –С. 100–102.
  6. Любушин Н. П. Использование ресурсоориентированного экономического анализа в оценке устойчивого развития хозяйствующих субъектов / Н. П. Любушин, А. И. Лылов, Н. Э. Бабичева // Вестник Тамбовского университета. — Тамбов, 2015. — № 2 (142). — С. 32–45.

Финансовая безопасность государства, как составляющая экономической системы

Основными составляющими экономической безопасности каждой страны являются финансовая, технологическая, энергетическая, продовольственная виды безопасности. Обеспечение финансовой безопасности государства является важной задачей для многих стран. Эта задача становится приоритетной перед опасностью финансового кризиса. Особенно это актуально, когда государство находится в зоне действия финансового кризиса, так как такая ситуация априори означает потерю финансовой безопасности в той или иной степени [1].

Вопрос финансовой безопасности уже давно привлекает внимание многих ученых. Такие ведущие ученые, как Л. Абалкин, В. Амитан, В. Гейц, Г. Пастернак-Таранущенко и другие в своих работах систематически отражают различные аспекты обеспечения финансовой безопасности государства. Комплексно к решению данной проблемы подошли А. Барановский, Н. Ермошенко, А. Сухоруков, О. Ладюк и ряд других ученых.

Финансовая безопасность государства является важной составляющей системы экономической безопасности на макроуровне. Под экономической безопасностью мы понимаем такое состояние экономическое системы, которое характеризуется сбалансированностью и устойчивостью к негативному влиянию каких-либо угроз, способностью обеспечивать на основе собственных экономических интересов свое устойчивое и эффективное развитие. Особенностью экономической безопасности государства является то, что без социальной стабильности она практически невозможна. Поэтому при формировании системы финансовой безопасности государства социальному аспекту следует придавать особое значение [1].

Под финансовой безопасностью государства понимают защищенность интересов государства в финансовой сфере, или такое состояние бюджетной, налоговой и денежно-кредитной систем, которое гарантирует способность государства эффективно формировать, сберегать от чрезмерного обесценения и рационально использовать финансовые ресурсы страны для обеспечения социально-экономического развития и обслуживания финансовых обязательств [1]. Именно от состояния финансовой безопасности зависит уровень развития реального сектора экономики, производственная, и все другие элементы и виды безопасности [2].

Устойчивость финансовой системы государства определяется уровнем дефицита бюджета, стабильностью цен, оптимизацией финансовых потоков и расчетных отношений, устойчивостью банковской системы и национальной валюты, степенью защищенности интересов вкладчиков, размером валютных резервов, развитием отечественного финансового рынка, состоянием внешней и внутренней задолженности, величиной дефицита платежного баланса, инвестиционным климатом и др. [2].

Уровень финансовой безопасности страны обусловлен и степенью развития рынка капиталов, на которых оборачиваются акции в большом количестве реально функционирующих субъектов хозяйствования. Влияют на него мера открытости внутреннего рынка; разлад финансовых инструментов; склонность населения к операциям с фондовыми ценностями; концентрация интеллектуальных ресурсов, задействованных в развитии финансового рынка [2].

Однако необходимо сделать одно существенное дополнение. Финансовая безопасность страны в целом, определяется, прежде всего, эффективностью бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики. При этом следует учитывать степень влияния государства на каждую из сфер финансовой системы. Публичные финансы можно рассматривать как объект прямого управления со стороны государства. Государство также должно создавать все условия для устойчивого финансового состояния хозяйственных систем реального сектора экономики, в сфере международных финансов с учетом интеграции страны и, конечно же, в сфере финансового рынка. Поэтому для того, чтобы определить потенциал обеспечения финансовой безопасности государства необходимо понимать те противоречия, которые присущи финансовой системе страны в целом и особенности их проявления в каждой из сфер финансовых отношений [1].

Таким образом, государство может эффективно осуществлять функции финансового контроля и финансового регулирования социально-экономического развития страны на основе мониторинга: 1) структуры доходов и расходов по отношению к ВВП, соответствующей избранной модели финансовых отношений; 2) индикаторов финансовой безопасности отдельно каждой из сфер финансовых отношений и финансовой системы в целом. При этом необходимо отметить, что условия обеспечения финансовой безопасности государства специфичны для каждой из сфер финансовой системы, а возможности государства по управлению финансовой системой в целом ограничены, так как не все функции управления могут быть задействованы по отношению к каждой из сфер финансовой системы [1].

1. Хорошева А.С. Условия обеспечения финансовой безопасности государства / А.С. Хорошева // Финансы, учет, банки. – №14. – 2008. – С.90-96

2. Ткаченко В.Г. Об особенностях финансовой безопасности Украины в условиях рыночных трансформационных процессов / В.Г. Ткаченко // Міжнародний науково-виробничий журнал «Економіка АПК». – №6. – 2009. – С.8-14

3. Никитина М.Г. Теоретико-методологические основы концепции экономической безопасности региона / Никитина М.Г., Рудницкий А.О., Деренуца А.С.// Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Экономика и управление». – №2. – 2011. – С. 140-148

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector