Letysite.ru

IT Новости с интернет пространства
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экономическая безопасность финансовых рынков

Экономическая безопасность финансовых рынков

Развитие финансового рынка в Российской Федерации экстенсивное, через укрепление финансовых институтов, и интенсивное, через более глубокое вовлечение экономических агентов в финансовые операции, формирует в национальной экономике дополнительные возможности для экономического роста посредством концентрации прямых и финансовых инвестиций в наиболее капиталоемких отраслях национального производства. Этот процесс закономерно порождает ряд специфических рисков. Современные финансовые рынки характеризуются не только рисками, то есть тем, что может быть просчитано и определено количественно, но и неопределенностью, которая от рисков отличается тем, что принципиально не может быть однозначно оценена. Финансовые рынки, таким образом, приобретают признаки «антихрупкости». Понятие «антихрупкости» было введено в научный оборот Н.Н. Талебом [7] при решении проблемы нарастания трудности измерения редких случайных событий. Теория вероятности не помогает экономистам в этом случае, так как вероятность имеет дело с массовыми событиями, и в своем пределе вероятность уже ничего общего не имеет с предсказанием исхода конкретного единичного события.

Единичные события, способные запустить лавинообразное развитие экономического кризиса, были названы Н.Н. Талебом «Черными лебедями». Последствия этих финансовых кризисов могут быть катастрофическими для страны, её институтов, домашних хозяйств, бизнеса. Для процесса нарастания потерь в этом случае скорее будет более применима математическая теория катастроф, а сама возможность теории вероятности может быть дополнена инструментариями и возможностями теории нечетких множеств. Попытки предложить некоторые методологические подходы к углублению понимания возможностей теории нечетких множеств уже были предприняты в некоторых научных публикациях (Останин В.А., Рожков Ю.В. 2014) [4]. В упомянутом исследовании предлагается идея о том, что финансовые рынки одновременно несут в себе риски и неопределенности. И именно неопределенности, которые действительно невозможно просчитать, есть причина финансовой и экономической безопасности. При этом делается вывод о том, что не только внешние стрессоры способны ввергнуть финансовую систему в кризис, но и сам стрессор находится внутри финансовой системы, где он возникает, вызревает, принимает уже опасные формы и разрешается в форме схлопывания очередного финансового пузыря. Так как добиться полной определенности наступления будущих событий невозможно, следует предложить механизмы формирования своеобразного иммунитета в финансовой системе, механизмов диверсификации и стабилизации. В периоды комплексного социально-экономического кризиса, переживаемого страной, вопросы экономической безопасности привлекают повышенный интерес ученых экономистов, так как можно оценить адекватность теоретических построений в ходе своеобразного эксперимента в реальном времени.

Нынешний кризис для Российской Федерации имеет несколько принципиально новых аспектов, в частности, сочетание глубокой экономической интеграции в мировую экономику с политическим противостоянием основным государствам – торговым партнерам, сочетание либеральной валютной политики с режимом санкций, ограничивающим доступ к финансовым рынкам, регулируемый уровень государственного долга и валютных резервов с колоссальной внешней задолженностью системообразующих корпораций.

Из совокупности ресурсов современной экономики: труд, земля, капитал – именно инвестиции (как форма реализации капитала) становятся главным рычагом мультипликации экономического роста, а следовательно, и главным источником экономических рисков. Эпоха дешевых денег, ассоциировавшаяся с периодом доминирования идей монетарного стимулирования бывшего главы ФРС Алана Гринспена, сменилась эпохой ожесточенной борьбы за инвестиционные ресурсы. У прямых инвестиций в экономику есть только четыре источника: иностранные инвестиции, внутренние инвестиции за счет капитализации прибыли предприятий, трансформация сбережений населения в инвестиции финансовой системой и государственные инвестиции.

Для выявления ключевых финансовых рисков, которые, используя терминологию Талеба, можно назвать потенциальными источниками «Черных лебедей», рассмотрим географическую природу потока прямых иностранных инвестиций за первый полный год кризиса – 2015 год. Согласно статистике Банка России, крупнейший источник иностранных финансовых инвестиций для нашей страны в 2015 году – Багамские острова с положительным сальдо 5201 млн долларов США [5].

Крупнейшие источники прямых иностранных инвестиций (млн $)

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

студент 5 курса, кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

студент 5 курса, кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

доцент кафедры финансов и экономической безопасности, ФЭИФ, Вятский государственный университет,

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается место финансовой безопасности РФ в системе экономической безопасности страны, рассматривается сущность и содержание финансовой безопасности, её угрозы и факторы, на нее влияющие, анализируются показатели-индикаторы финансовой безопасности, а также мероприятия по укреплению финансовой безопасности РФ.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовая безопасность, угрозы, стратегия, факторы, индикаторы, укрепление, контроль.

В современной России имеются различные причины, вследствие которых возникает большинство разнообразных угроз экономической безопасности. Каждая из угроз может представлять собой огромную опасность для государства.

Финансовая безопасность является важнейшей составляющей экономической безопасности и имеет при этом собственный механизм реализации, отличный от других видов экономической безопасности. Кроме того, финансовая безопасность неотделима от процессов обеспечения других видов экономической и национальной безопасности. Она выступает объединяющей основой при создании условий экономической безопасности [1].

Развитая инфраструктура, мощь и национальная безопасность государства зависят в первую очередь от экономической стабильности и уровня финансовой безопасности государства. Следовательно, тему данной статьи можно признать весьма актуальной в настоящее время.

Под финансовой безопасностью можно понимать текущее состояние финансовой системы государства, благодаря которому обеспечивается эффективная защита экономических интересов населения страны, а также успешное развитие национальной экономики в целом [4].

В целом, финансовую безопасность можно определить как подсистему экономической и национальной безопасности, которая выполняет конкретные функции управления. К функциональному уровню финансовой безопасности относятся: безопасность фондового рынка, бюджетно-налоговой, кредитно-банковской и валютно-денежной систем, внебюджетные фонды (рисунок 1).

Рисунок 1. Функциональный и организационно-обеспечивающий уровни финансовой безопасности в РФ

В системе финансовой безопасности также присутствует организационно-обеспечивающий уровень, который предполагает обеспечение оптимальных условий развития финансовой системы, распределение финансовых потоков и других денежных активов на государственном и региональном уровне, а также меры по снижению угроз финансовой безопасности в целом [2].

Факторы финансовой безопасности, создающие угрозу реализации кредитно-денежных и финансово-экономических потребностей общества, можно поделить на внутренние и внешние. Как понятно из названия, внутренние угрозы образуются в какой-либо отрасли жизнедеятельности, либо в хозяйствующем субъекте напрямую. Чаще всего данный тип угроз образуется из-за неправильно организованной финансово-денежной политики государства, ошибок и недочетов органов бюджетно-налоговой системы, уровня коррупции и иных форм экономических преступлений. Внешние угрозы финансовой безопасности определяются более широким и глобальным спектром интересов общества, к которым можно отнести интернационализацию и глобализацию мировой экономики. Как известно, данные процессы оказывают существенное влияние на круговорот экономических и хозяйственных связей в мире, на экономическую ситуацию, сложившуюся в современном обществе в целом [6].

Экономический анализ внутренних и внешних угроз финансовой безопасности проводится ежегодно и очень важен с точки зрения их предотвращения и обоснования. Такой анализ, прежде всего, предполагает использование системы пороговых значений экономических показателей на федеральном и региональном уровне, а также уровне хозяйствующих субъектов (табл. 1) [3, с. 187].

Таблица 1.

Значения индикаторов финансовой безопасности РФ

Назначение индикатора-показателя

Пороговое значение, %

Значение показателя в РФ в 2018 году, %

1. Уровень инфляции, %

2. Коэффициенты монетизации экономики, %

3. Капитализация финансового рынка к ВВП

4. Внешний долг к ВВП, %

К основным показателям-индикаторам следует отнести:

1. Уровень инфляции (10-15%), отклонение показателя которого может привести к кредитной ликвидности.

2. Коэффициенты монетизации экономики (40-50%), низкий уровень которых может стать причиной падения потребительского спроса.

3. Капитализация финансово рынка (100%) – одна из немногих причин формирования финансовых «пирамид» и проведения всевозможных денежных махинаций.

4. Внешний долг к ВВП (20-25%), рост которого усиливает риски и угрозы финансовой безопасности в целом [1].

Данная система индикаторов финансовой безопасности определяет возможности будущих рисков и потерь, а также способствует формированию мер их предупреждения, что дает возможность на повышение уровня стабильности, устойчивости и эффективности уровня экономической безопасности государства в целом [4].

Для поддержания и укрепления финансовой безопасности страны в настоящее время принято разрабатывать стратегию безопасности.

Разработка стратегии экономической безопасности в России в условиях санкций, недостаточного роста ВВП, неэффективного государственного управления и других факторов, угрожающих российской экономике, актуальна в настоящее время.

Ввиду этого, Владимир Путин в мае 2017 года подписал указ о стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.

В указе Президент поручил Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок разработать меры организационного, нормативно-правового и методического характера, необходимые для реализации новой стратегии. Кабинету министров поручено оценить состояние экономической безопасности, обеспечить мониторинг ситуации и раз в год докладывать Президенту страны о мерах по ее укреплению. Стратегия экономической безопасности должна корректироваться каждые шесть лет.

Читать еще:  Укажите три важнейших аспекта информационной безопасности

Стратегия предусматривает решение и предотвращение кризисных процессов во всех направлениях (производство, наука, финансы), формирование политики на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. Также стратегия помогает решить проблемы и на национальном уровне в услових санкций.

По мнению российских экономистов, исследование и изучение финансовой безопасности России позволяет выявить новые аспекты и методы для совершенствования финансовой безопасности страны.

Изучениями в данном направлении занимался ряд ученых-экономистов.

Так, Л. В. Афанасьева рассматривала структурную декомпозицию бюджетно-налоговой безопасности государства. В своей работе она указала, что именно в этой области недостаточно теоретических и методологических исследований как отечественных, так и зарубежных.

Консультант Совета Федерации РФ, член рабочей группы по проблемам наукоградов, член-корреспондент Академии проблем качества, полковник М. Арсентьев рассмотрел вопрос об обеспечении экономической безопасности России органами ФСБ. В своей работе он указал, что именно экономика России сейчас является наиболее слабым звеном с позиции национальной безопас-ности [3].

Для поддержания достаточного уровня финансовой безопасности на современном этапе развития общества в России используются следующие пути улучшения системы финансовой и экономической безопасности: установление ограничений на участие иностранных организаций в капитале российских организаций; хозяйственные ограничения, касающиеся непосредственно отрасли производства, в которой функционирует организация; условия использования элементов деловой политики и другое [5].

Для обеспечения и выполнения всех вышеуказанных мероприятий необходимо сформировать, принять и обеспечить выполнение Финансовой доктрины, основной целью которой будет являться создание независимой финансово-банковской системы, поддержка благоприятного уровня инвестиционной активности и обеспечение экономической безопасности государства.

Наше государство имеет уникальные возможности, способные решить все вышеперечисленные задачи и цели, так как имеет огромные национальные богатства для создания и формирования нормативно-правовой базы и инфраструктуры национальной экономики в целом.

Весьма существенную роль в системе обеспечения финансовой безопасности играет финансовый контроль.

Поэтому, чтобы иметь положительные результаты в системе финансовой безопасности, необходимо ужесточить контроль над финансами, в первую очередь со стороны государства [2].

Поскольку существуют в наше время множественные факты финансового мошенничества и финансового терроризма, необходимо ужесточить ответственность в уголовном кодексе за мошенничество, мошенничество в отношении кредитных учреждений, ввести четкое понятие финансового терроризма, увеличить срок исковой давности по привлечению к уголовной ответственно-сти по этим преступлениям. Именно кредитные учреждения составляют одну из основных цепочек финансовой структуры России.

Государству необходимо контролировать и регулировать финансовую систему от случаев финансовых атак со стороны зарубежных стран, захвата криминальными структурами производственных и финансовых институтов внутри страны, их проникновение в различные структуры власти [6].

Для повышения финансовой безопасности России необходим дополнительный комплекс мер, направленных на минимизацию негативных тенденций, снижение финансовых рисков, а также обеспечение мероприятий, направленных на повышение финансовой безопасности в целях устойчивого развития экономики России.

Список литературы:

  1. Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е Финансовая безопасность в системе региональной экономической безопасности / Т.И. Безденежных // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2019. — № 3 (117). — С. 32-38.
  2. Жилкина Ю.В. Финансовая система и обеспечение экономической безопасности России в условиях санкций / Ю.В. Жилкина // Вестник Тихоокеанского государственного университета. — 2018. — № 3 (50). — С. 33-42.
  3. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Зенцова К.С., Новикова Е.И. Финансовая безопасность в системе экономической безопасности / Г.Е. Крохичева // Kant. — 2016. — № 3 (20). — С. 107-111.
  4. Курносова В.В., Чебан М.А., Жулина М.Д. Финансовая безопасность и ее место в системе экономической безопасности России / В.В. Курносова // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 277-280.
  5. Подколзина И.М., Литвинова Ю.Г. Роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России / И.М. Подколзина // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления: сборник статей XIX Международной научно-практической конференции. — Пенза, 2019. — С. 179-181.
  6. Субботина Е.П. Финансовая безопасность как форма экономической безопасности в современной России / Е.П. Субботина // В сборнике: Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты. Материалы XVI Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор С.В. Нечаева. — 2018. — С. 149-150.

Безопасность фондового рынка

Особенности безопасности на фондовом рынке

В настоящее время экономики разных стран взаимодействуют друг с другом, все глубже проникая друг в друга и стирая физические границы между собой. В условиях глобализации все острее стоит вопрос об обеспечении безопасности стран с политической, социальной и экономической позиции.

Безопасность – это состояние объекта, при котором он сохраняет способность эффективно функционировать при воздействии на него внутренних и внешних факторов влияния.

Экономическая безопасность может быть рассмотрена на разных уровнях: мировом, международном, национальном, региональном, местном и на уровне домашних хозяйств. Важно понимать, что экономическая защищенность любого субъекта экономики как на глобальном, так и на национальном уровне не может обеспечиваться за счет использования ресурсов других субъектов рынка. Только при сохранении целостности отдельных субъектов обеспечение безопасности в области экономических отношений будет эффективным.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Фондовый рынок как часть национальной экономики

Фондовый рынок – это тип экономических отношений, возникающих между субъектами рынка в отношении выпуска и распоряжения ценны бумаг.

Рынок обращения ценных бумаг на данный момент так же подвергается мировой глобализации, в связи с чем появляется множество факторов, оказывающих давление на развитие рынка ценных бумаг на национальном уровне. Надо понимать, что являясь частью рынка финансов, фондовый рынок так же оказывает влияние и на экономическую стабильность страны в целом.

Товарное производство всегда сопровождается движением денежных средств, при этом товарообращение влияет на движение денежных активов и капиталов, как и движение последних на процесс производства.

Под влиянием развития высоких технологий у множества субъектов экономических систем разного уровня организации появился доступ к биржам как местного, так и мирового масштаба. С одной стороны исчезновение границ влияет на развитие национального фондового рынка, с другой повышает незащищенность внутренних бирж, перед более стабильными и развитыми площадками других стран.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Фондовый рынок является сложной структурой институтов и субъектов, а так же экономических отношений внутри своей сферы деятельности, тем самым создавая дополнительные внутренние угрозы собственной защищенности.

Примерная структура фондового рынка представлена на рисунке ниже:

Рисунок 1. Структура фондового рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данная схема еще раз показывает, как связаны между собой субъекты рынка и какое влияние они могут оказывать друг на друга.

Отметим также роль фондового рынка в развитии и стабильности национальной экономики. Для этого рассмотрим функции рынка:

  • обеспечение движения денежных активов и капитала в наиболее развитые отрасли народного хозяйства;
  • осуществление возможности привлечения финансовых потоков хозяйствующими субъектами;
  • формирование цен;
  • оптимизация баланса предложения и спроса;
  • обеспечение благоприятного климата для импорта и экспорта денежных средств;
  • перераспределение права собственности;
  • концентрация денежных средств;
  • укрупнение бизнес — структур;
  • отображение данных об эффективности использования финансовых инструментов.

Безопасность фондового рынка

Для российской экономики в настоящее время характерна низкая привлекательность для иностранных инвестиций, при этом наблюдается отток национального капитала зарубеж. Для того, чтобы фондовый рынок мог сохранять свою стабильность и иметь базу для развития, всем участникам финансовых отношений внутри страны необходимо следовать принципам обеспечивающим защиту и целостность рынка.

Для анализа стабильности функционирования рынка сначала определяют перечень возможных угроз, способных нанести ущерб. Так негативные факторы влияния обычно делят на внешние и внутренние угрозы.

К внешним факторам можно отнести:

  • конкуренция со стороны более развитых и стабильных рыночных экономик;
  • отток капитала в более привлекательные зарубежные денежные инструменты;
  • политические взаимоотношения стран;
  • развитие высоких технологий и их внедрение в фондовую деятельность.

Среди внутренних факторов выделяют следующие:

  • производство акций и облигаций, не обеспеченных реальными активами;
  • искусственное ценообразование с целью сокрытия данных о деятельности эмитента;
  • манипулирование ценами на биржах;
  • низкий уровень финансовой грамотности населения;
  • несовершенство правовой базы;
  • отсутствие прозрачной системы в части хранения фондовых инструментов;
  • биржевой монополизм;
  • низкий уровень привлекательности для иностранного капитала;
  • использование промышленного шпионажа.
Читать еще:  Закон об информационной безопасности сша

Важнейшей проблемой российского фондового рынка является его зависимость от иностранных денежных средств, что снижает его привлекательность как для зарубежных, так и для внутренних инвесторов. То есть нет адекватного притока денежных средств, способствующих развитию системы финансовой деятельности в целом. Для того, чтобы снизить это влияние необходимо ограничить свободу вхождения иностранных игроков на национальный рынок.

Другой проблемой является тот факт, что экономика России формировалась стихийно, что позволило спекулянтам на фондовых биржах воспользоваться положением. Для решения этого вопроса необходимо перенаправить денежные активы из сектора спекулятивной деятельности в реальный сектор экономики.

Государству необходимо разработать систему мер, направленных на обеспечение защиты деятельности субъектов рынка. То есть любой из участников финансовых отношений должен быть обеспечен финансовой безопасностью, что приведет к повышению активности хозяйствующих субъектов на внутреннем фондовом рынке. Стабильности в данном вопросе можно добиться усовершенствованием законотворческой деятельности в данной области, и обеспечение государственного контроля в области взаимодействия субъектов рынка.

Для анализа экономической безопасности применяют пороговые значения определенной группы показателей, относящихся к конкретному сегменту экономики. Так, для фондового рынка были выявлены и рассчитаны пороговые значения, приведенные в таблице ниже.

Рисунок 2. Пороговые значения для фондового рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

В системе экономической безопасности;

Важной составной частью экономической безопасности является финансовая безопасность.

Финансовая безопасность –это защищенность финансовых интересов на всех уровнях финансовых отношений; определенный уровень финансовой независимости, стабильности и финансовой устойчивости страны от влияния дестабилизирующих внутренних и внешних факторов, составляющих угрозу финансовой безопасности.

Понятие финансовой безопасности рассматривается с различных сторон, в частности:

Ø с позиции ресурсно-функционального подхода— как защищенность финансовых интересов всех субъектов экономики, обеспеченность финансовыми ресурсами, их достаточность;

Ø со стороны статистического подхода – как состояние финансовой, денежно-кредитной, валютной, банковской, бюджетной, инвестиционной, таможенной, фондовой систем, которые характеризуют сбалансированность, устойчивость к угрозам экономике;

Ø с позиций нормативноправового регламентирования – как наличие нормативно-правовойбазы функционирования финансовой системы, при которой отсутствует возможность нецелевого направления финансовых потоков и минимизирована возможность злоупотребления финансовыми ресурсами.

Финансовую безопасность страны определяют такие факторы:

· уровень финансовой независимости государства;

· характер государственной финансово-кредитной политики (внутренней и внешней);

· политический климат в стране;

· уровень законодательного обеспечения функционирования финансовой системы.

Финансовая безопасность является чрезвичайно сложной многоуровневой системой, которую образуют ряд подсистем, каждая из которых имеет собственную структуру и логику развития. Финансовая безопасность государства включает:бюджетную, налоговую, долговую безопасность, финансовую безопасность банковской системы, валютную, денежно-кредитную, инвестиционную безопасность. финансовую безопасность страхового и фондового рынка. Коротко охарактеризуем их.

Бюджетная безопасность – состояние обеспечения платежеспособности государства с учетом баланса доходов и расходов государственного и местных бюджетов, а также эффективности использования бюджетных средств.

Налоговая безопасность государства определяется эффективностью налоговой политики государства, которая должна оптимально объединять фискальные интересы государства и индивидуальные, корпоративные интересы плательщиков налогов.

Долговая безопасность государства – определенный уровень государственного внутреннего и внешнего долга с учетом стоимости его обслуживания и эффективности использования заемных средств, дающий возможность сохранить устойчивость финансовой системы, обеспечить относительную независимость государства, сохраняя при этом экономическую возможность страны осуществлять погашение основной суммы долга и процентов, без угрозы утраты суверинитетаи уровня кредитного рейтинга страны.

Финансовая безопасность банковской системы состоит в обеспечении наиболее эффективного использования ресурсного потенциала, создании благоприятных условий для реализации экономических интересов банковских учреждений, предупреждении внутренних и внешних угроз банковской системе, создании условий ее стабильного и эффективного функционирования.

Валютная безопасность государства –это, во-первых, степень обеспеченности государства необходимыми валютными средствами; во-вторых, состояние валютного курсообразования, которое максимально защищает страну на международных валютных рынках и создает условия для развития отечественного экспорта, поступления в страну иностранных инвестиций, интеграции Украины в мировую экономическую систему.

Денежно-кредитная безопасность – состояние денежно-кредитной системы, характеризующееся стабильностью денежной единицы, доступностью кредитных ресурсов и таким уровнем инфляции, который обеспечивает экономический рост и повышение реальных доходов населения.

Инвестиционная безопасность – достижение уровня инвестиций, дающего возможность удовлетворять текущие потребности экономики в капитальных вложениях, с учетом эффективного их использования и возврата инвестируемых средств, оптимального соотношения между размерами иностранных инвестиций в страну и отечественных за границу, поддержка позитивного национального платежного баланса.

Финансовая безопасность фондового рынка – оптимальный объем его капитализации, способный обеспечить устойчивое финансовое состояние эмитентов, собственников, покупателей, организаторов торгов, торговцев, ИСИ, посредников и др. участников рынка , а также государства в целом.

Под финансовой безопасностью страхового рынка в целом и конкретного страховщика вчастности, следует понимать такой уровень обеспеченности страховых компаний финансовыми ресурсами, который дал бы им возможность в случае необходимости выплатить обусловленный в договорах страхования ущербих клиентов, и обеспечить собственное эффективное функционирование.

Также в состав финансовой безопасности, кроме названных выше, целесообразно включить и другие структурные компоненты(см. рис. 17.5.).

Основным вопросом международной экономической безопасности является создание условий для сотрудничества государств в решении не только национальных проблем, но и глобальных проблем человечества.

Таким образом,в н.вр.возрастает актуальность проблемы обеспечения финансовой безопасности, как основной составляющей национальной экономической безопасности каждого государства.

Рис. 17.5. Структурные компоненты финансовой безопасности

19.1. Роль финансовых и фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности

Рис. 19.1. Доходность ГКО (со сроком погашения от менее 1 мес. до свыше 6 мес.) в июле-августе 1998 г., % годовых

Расчеты по: Эксперт. 1998. № 30. С. 74; № 34. С. 66.
1 Экономическая безопасность: производство — финансы — банки / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Финстатинформ, 1998. С. 551.
Весной — летом 1998 г. доходность ГКО держалась на очень высоком уровне — 50-60% годовых. В начале августа начался ее неуклонный рост. К концу
первой недели августа доходность государственных облигаций достигла рубежа в 100% годовых. Еще через неделю средняя учетная ставка по всем выпускам ГКО превысила 320% годовых (рис. 19.1).
В этих условиях 17 августа было принято решение о дефолте. Платежи по ГКО/ОФЗ и операции с ними прекращались, а вложения в эти бумаги замораживались. В итоге впервые за период реформ угроза нарушения экономической безопасности России была воплощена в реальность. Иностранные спекулятивные инвесторы дестабилизировали финансовый рынок страны и отбросили его по основным показателям (процентные ставки, доходность ГКО/ОФЗ, курсы акций) почти на два года назад.
Прямым следствием кризиса на фондовом рынке явилось:
уменьшение золотовалютных резервов страны с 23 млрд долл. в октябре
г. до 11,5 млрд долл. в начале 1999 г. Половина всех резервов была истрачена ЦБ РФ на скупку ГКО/ОФЗ и валютные интервенции;
провал одной из главных задач финансово-кредитной политики ЦБ РФ — снижение ставки ссудного процента до уровня, при котором возможно предоставление недорогих кредитов реальному сектору. С осени 1997 г. по середину
г. ставки резко возросли (например, по ломбардным кредитам — с 15-21 до 42% годовых) ;
усиление зависимости государственных финансов от внешних источников финансирования. Кризис на рынке ГКО/ОФЗ привел к недобору госзаимствований на внутреннем рынке. Эти средства были получены на внешнем рынке. В итоге доля госзаимствований на внутреннем и внешнем рынках составила соответственно 45,5 и 54,5% против 52 и 48% по плану. Если же учесть, что и на внутреннем рынке 25-30% средств было получено от нерезидентов, то почти 2/3 всех госзаимствований с середины 1997 г. по середину 1998 г. пришлось на иностранный капитал, что крайне негативно сказалось на экономической безопасности страны ;
кризис в реальном секторе, дезорганизация кредитного и валютного рынков. Курс доллара вырос с 6,4 руб. летом 1998 г. до 22,98 руб. в начале января 1999 г.
В 1999-2002 гг. в связи со значительными изменениями, произошедшими на фондовом рынке, изменился и характер угроз экономической безопасности страны. Прежде всего резко уменьшилось прямое воздействие иностранных спекулятивных инвесторов на рынок ГЦБ. Нерезиденты не имеют права вкладывать новые средства в ГКО/ОФЗ, а также свободно репатриировать средства, полученные от продажи имеющихся у них реструктурированных после дефолта государственных облигаций.
Существенно снизилась угроза со стороны нерезидентов на рынке акций. В 1997-1998 гг. они могли в короткие сроки продать акции российских эмитентов на сумму 2-2,5 млрд долл. и вывести их из страны. В настоящее время в связи с сокращением количества свободно обращающихся акций нерезиденты способны в короткие сроки вывести из страны всего несколько десятков миллионов долларов.
Наконец, в связи с уменьшением емкости чрезмерно раздутого в додефол- товский период фондового рынка, принятием им уровня более адекватного уровню реального сектора снизилось влияние изменения конъюнктуры рынка
(скачкообразных изменений доходности государственных облигаций, курсов акций, оборотов ценных бумаг) на экономику.
В 1999-2002 гг. наиболее реальными угрозами экономической безопасности на фондовом рынке являлись следующие факторы. Несмотря на то что влияние нерезидентов на рынке значительно сократилось, именно они вносили главное дестабилизирующее влияние на рынок ГЦБ. Дело в том, что часть имевшихся у них ГКО/ОФЗ погашена в рублях. Эти рублевые средства, а также средства, полученные от продажи имеющихся у них ГКО/ОФЗ, конвертируются в СКВ на специальных аукционах. В промежутках между аукционами нерезиденты покупают облигации, а непосредственно перед аукционом — продают их. В результате доходность ГКО/ОФЗ изменялась на 5-7%, а обороты рынка носили скачкообразный характер.
Негативное влияние на экономическую безопасность страны оказывала все большая монополизация рынка ценных бумаг. В Российской торговой системе до 2/3 от общего объема сделок с акциями приходилось на 3-5 компаний, причем эти компании либо со 100%-ным иностранным капиталом, либо тесно связаны с ним. На рынке ГЦБ основная часть сделок приходилась на несколько десятков юридических лиц — коммерческих банков и нерезидентов, попавших под реструктуризацию госдолга по ГКО/ОФЗ. Рост монополизации фондового рынка делает его все более замкнутой системой, препятствует участию в операциях с ценными бумагами средним и мелким инвесторам. Это не позволяет расширить масштабы операций, снизить зависимость состояния рынка от поведения небольшого числа крупных спекулятивных инвесторов.
Наконец, нельзя не обратить внимание и на тот факт, что возобновление эмиссии ГЦБ с конца 1999 г. вернуло фондовый рынок в систему бюджетно- перераспределительных отношений. Средства, полученные от размещения ГКО, идут не на инвестирование народного хозяйства, а на покрытие текущих потребностей федерального бюджета, в том числе на выплату процентов нерезидентам — держателям ОФЗ и на погашение этих ценных бумаг. В 2002 г. эмиссия федеральных облигаций резко возросла. Было выпущено ОФЗ на сумму 120 млрд руб. Из них 100 млрд руб. пошло на погашение прежних выпусков ОФЗ. Налицо новое строительство пирамиды ГКО/ОФЗ.
Вовлечение фондового рынка в бюджетную систему, строительство пирамиды ГКО/ОФЗ, как убедительно показала практика 1997-1998 гг., подрывает инвестиционный потенциал страны, ведет к губительным последствиям для экономики (пример — дефолт 1998 г.). Возрождение рынка ГЦБ по образцу рынка додефолтовского периода увеличивает неустойчивость фондового рынка России, повышает угрозу ее экономической безопасности.
На экономическую безопасность страны помимо внутренних факторов влияют и внешние. После временного затишья на мировом фондовом рынке в конце 1998-1999 гг., когда казалось, что угроза глобального кризиса, назревавшего в 1997-1998 гг., прошла, положение на нем вновь резко обострилось.
За последние годы на мировом фондовом рынке произошли радикальные перемены. Расширились функции фондового рынка в системе международных экономических отношений, резко увеличилось его влияние на стабильность как финансового рынка в целом, так и реального сектора.
Основными факторами, влияющими на состояние мирового фондового рынка, являются:
• возникший осенью 2000 г. кризис на рынке акций США. В результате важнейшие фондовые индексы США за последние 2,5 года упали: Dow Jones Industrial с 11 310 до 7286; Standard&Poors 500 с 1520 до 777; NASDAQ с 5100 до 1114. Только в акциях hi-tech «сгорело» свыше 5 трлн долл.;
начавшийся в конце 2000 г. — начале 2001 г. под влиянием событий в США кризис на мировом фондовом рынке. Важнейшие фондовые индексы за год упали: британский FTSE-100 с 6798 до 3671; французский САС-40 с 6922 до 2656; германский DAX-30 с 7445 до 2598; гонконгский Hang Seng с 17 274 до 8934. В настоящее время на фондовом рынке США началось оживление. Dow Jones Industrial вырос до 10 200, a NASDAQ до 1950 пунктов. Однако до предкризисного уровня еще очень далеко. Европейские фондовые индексы выросли крайне незначительно;
террористические акты в США, усилившие кризис на мировом рынке акций. После событий 11 сентября 2001 г. суммарная рыночная стоимость акций уменьшилась более чем на 1,5 трлн долл. ;
перспективы крупномасштабных военных действий против террористов.
На Россию кризис на мировом фондовом рынке оказал неоднозначное
влияние. Рынок ГЦБ практически не пострадал от кризиса. Лишь после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. был отложен аукцион по размещению ОФЗ, а также незначительно снизились котировки некоторых выпусков федеральных облигаций. Однако уже через несколько дней котировки ГЦБ вернулись к своей долгосрочной тенденции — продолжающемуся с конца 1999 г. росту.
Зато рынок акций серьезно пострадал от кризиса. Уже в начале весны 2001 г. котировки дивидендных бумаг резко упали. Однако в июне-июле последовал почти 30%-ный рост «голубых фишек». После некоторого снижения котировок в августе-сентябре начал формироваться восходящий тренд котировок. Однако вечером 11 сентября после получения известий о трагических событиях в США котировки в течение короткого времени буквально «провалились» (рис. 19.2).
Из рис. 19.2 видно, что курсы акций РАО «ЕЭС России» (на них приходится более 50% оборота торгов акциями на ММВБ) в течение первых 6 ч торгов находились в диапазоне 3,155-3,177 руб. за акцию. Однако около 17 ч московского времени поступила информация, о том, что в одно из зданий Всемир- _. T > 1 І І ‘ . 1 А . .. . 1 ?. І Г Y*JR Г Г Г Г 7%,
. L ! 1.. . І > І. _ V 7
>.. . ? .1 Н-F—^ І
T 4 » > І І » Г «

Читать еще:  Методы анализа безопасности

(» » » ‘•• Г » — Г Т » І Г Г Г Г . 7 Г І І * ! ; г ; ! | 1 !] ‘ W _ > » І T І І » ; Щ Г — — «
L, ,„ „, _ „ .. _ І, „ _ L _ <., „ . _ І Д, _ . „ „. „ І, „. „ І Д L ,„ J, руб. 3,18 f 3,17 | 3,16 # 3,15 J 3,14 I 3,13 f 3,12 f 3,11 І 3,10 J 3,09 f 3,08 І 3,07 t 3,06 T 3,05 f
3f04 T’ 1 ‘ ¦ 1 11 і 1 ‘ m 8 1,1 jl ‘j’ 1 ‘»» * 1 11″» і’ ч • »»i ‘ m ‘ M ¦ ¦ і і і і і і ¦¦ j » M I ч ! I . I J—’и ¦ і j
10:5911:21 11:4512:0912:3312:5713:21 13:4514:0914:3314:5715:21 15:4516:0916:3316:5717:21 17:4518:09
РИС. 19.2. Изменение котировок акций РАО «ЕЭС России» на ММВБ 11 сентября 2001 г., руб.
Расчеты по: Данные официального сайта ММВБ в Интернете.
ного торгового центра в Нью-Йорке врезался захваченный террористами самолет. В итоге за 7 мин курс акций упал с 3,167 до 3,108 руб. Затем последовала попытка участников биржи стабилизировать ситуацию — курс акций вырос до 3,142. Но в это время поступили новые известия об атаке террористов на второе здание Всемирного торгового центра и на Пентагон, после чего в течение примерно 20 мин курс акций снизился до 3,04 руб.
Рынок вошел в состояние крайней нестабильности. Явно проявился понижающийся тренд с высокой степенью волатильности (рис. 19.3).
На рис. 19.2 до момента получения известий о террористических актах в США показано изменение котировок, типичное для стабильного рынка, — отклонения от тренда невелики. Их сравнение с изменением котировок, представленных на рис. 19.3, дает яркое представление о переходе рынка в крайне нестабильное положение. Котировки меняются скачками, причем каждый новый скачок завершается на отметке ниже предыдущего.

РИС. 19.3. Изменение котировок акций РАО «ЕЭС России» на ММВБ 13 сентября 2001 г., руб.

Расчеты по: Данные официального сайта ММВБ в Интернете.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector