Letysite.ru

IT Новости с интернет пространства
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Условия безопасности жизнедеятельности в постиндустриальную эпоху

Условия безопасности жизнедеятельности в постиндустриальную эпоху

Начиная с 40-50-х годов ХХ столетия, после появления работ теоретиков Франкфуртской школы, а также после оформления теории индустриализма, сформулированной Р.К.Ф. Ароном в его лекциях в Сорбонне (1956-1959) и У. Ростоу в книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест», объектом изучения западной философии стала «индустрия культуры».

Рассматривая историю общества как последовательную смену доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной стадий его развития, теоретики постиндустриализма сопоставляли эти эпохи по таким параметрам:

— основной производственный ресурс (соответственно сырье, энергия, информация);

— тип промышленной деятельности (добыча, изготовление, последовательная обработка);

— характер базовых технологий (трудоёмкие, капиталоёмкие, наукоёмкие).

Эта схема позволила в качестве принципиального отличия постиндустриальной эпохи рассматривать Переход от взаимодействий человека с природой в доиндустриальном и преобразованной природой в индустриальном обществе к взаимодействию между людьми, где характер межличностных отношений определяется не имитацией действий других людей и не усвоением опыта предыдущих поколений, а комплексным социальным взаимодействием. В этих теоретических системах наиболее значительное внимание отводилось информации, информационным технологиям и средствам коммуникации. В качестве ведущих признаков нового типа общества его исследователи называли ускорение технического прогресса, уменьшение доли материального производства в совокупном общественном продукте, развитие сектора услуг, повышение качества жизни.

Вместе с этим, как отмечалось еще в технократической утопии Д. Белла «Приход постиндустриального общества. Авантюра в социальном предсказании» (1973), в обществе, где основным фактором социальных трансформаций становится производство и использование информации, существенному обновлению неизбежно подвергается не только экономика, но и человек. Концепция постиндустриального общества по Беллу выглядит следующим образом:

— в качестве базисного феномена выступают знание и информация;

— ведущее значение интеллектуальных технологий;

— качественно новый способ организации технологической сферы;

— демонтаж классовой структуры и формирование профессиональной дифференциации;

— реорганизация культурной сферы и ее переориентация на интеллектуальные приоритеты;

— формирование индустрии знания.

Показательно, что Белл представил оптимистический вариант доктрины «массового общества», где масса рассматривалась как преобладающая часть населения, удовлетворенная своим положением и отказавшаяся от борьбы, поскольку «определенный образ жизни, права, нормы и ценности, стремления, привилегии, культура все то, что когда-то составляло исключительное достояние высших классов, распространяется теперь на всех».

Представление о том, что ведущей тенденцией развития современного общества, перерастающего в общество нового информационного порядка, является интеграция новейших массовых информационных и коммуникационных технологий и существующей социальной системы, лежит и в основе концепций информационного общества, составляющих существенную часть постиндустриальной теории и разработанных Е. Масудой, Дж. Нейсбитом, Дж. Бенингером, Т. Стоуньером, М. Маклюэном, Э. Тоффлером, М. Кастельсом.

Критерием прогресса в таком обществе является возрастание скорости внедрения инноваций, увеличение объёма и скорости коммуникации, рост объёма полезной информации и ускорение ее обработки за единицу времени в контурах управления за счет автоматизации этой сферы. В новом обществе изменяются типы организационных стилей, характер восприятия реальности, семейные ценности.

Осуществляя последовательное сопоставление индустриального и постиндустриального общества, сравнивая их экономическую основу, особенности аппарата управления, исследуя психологические характеристики индивидов, включенных в процесс производства, Тоффлер, в частности, приходит к выводу о том, что супериндустриальное общество характеризуется не только высоким уровнем инновативности, но и демассификацией и дестандартизацией всех сторон политической и экономической жизни.

Изменение характера труда и межличностных отношений изменяет систему ценностей и ориентации человека на психологические, социальные и этические цели. Изменяется и профессиональная характеристика индивида, прошедшего многоуровневое обучение, обладающего не только мастерством, но и информацией, развитого не только физически, но и духовно.В новом обществе под индивидуальные потребительские нужды подлаживается и культура, специфика которой описывается Тоффлером в категориях «приспособления к возрастанию жизненного уровня» и «совершенствования технологий», позволяющих снижение себестоимости «культурных продуктов» даже при условии введения их различных вариантов.

Пытаясь определить характер и специфику постиндустриального и информационного общества, прежде всего, необходимо учитывать эволюционный, а не революционный характер развития общества, что, в частности, подтверждает и содержание самой постиндустриальной теории, где все этапы социального развития (доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный), во-первых, преемственны по отношению друг к другу, и, во-вторых, не определяются в четких хронологических границах. Здесь каждый из этапов развития формируется в пределах предшествующего, где новые тенденции «не замещают предшествующие общественные формы как «стадии» общественной эволюции», но «часто сосуществуют, углубляя комплексность общества и природу социальной структуры», когда новые экономические, социальные и политические формы взаимодействуют с установившимися, приводя к значительному усложнению всей социокультурной системы.

Так, переход от аграрного общества к индустриальному сделал доминирующим индустриальный уклад, но не привел к исчезновению сельского хозяйства. На следующем этапе развития все большее значение приобретают наукоемкие информационные технологии, а индустриальный сектор существенно сокращает свою долю в валовом национальном продукте. Эта закономерность проявляется достаточно отчетливо на каждом этапе развития общества, что, в частности, позволило М. Кастельсу сделать вывод о том, что качественного различия между обществом индустриальным и постиндустриальным нет: «когда в самых развитых странах занятость в промышленном производстве достигла пика, рост производительности на базе знаний был чертой индустриальной экономики».

Именно эти складывающиеся новые формы и дают основание предположить, что в рамках старого типа общества в данном случае постиндустриального создаются предпосылки для перехода к качественно новой деятельности человека, где труд как основа экономического производства постепенно сменяется таким новым видом производственной активности, как творческая деятельность, а отношения между человеком и природой замещаются межличностным общением. По существу, подобной коррекции может быть подвергнута любая из тех тенденций, которые характеризуют изменившийся тип производительных сил и производственных отношений нового типа общества, что и позволяет сделать вывод о том, что формирование новых производственных отношений в постиндустриальном обществе является лишь тенденцией, но отнюдь не ведущим процессом.

В частности, это касается и такой существенной особенности постиндустриальных обществ, как приоритет сферы услуг и сокращение производственной сферы, в том числе предприятий, где уровень массовизации, то есть, концентрации рабочей силы достаточно велик. Вслед за М. Кастельсом, можно сослаться на исследования Коэна и Зисмана, которые утверждают, что многие услуги «зависят от прямых связей с промышленным производством и что промышленная деятельность (отличная от промышленной занятости) является критически важной для производительности и конкурентоспособности экономики».

Это позволяет различать в качестве равноправных две модели экономического развития «модель экономики услуг», представляемую США, Великобританией и Канадой, и «модель индустриального производства», наглядно демонстрируемую Японией и в значительной мере Германией. Итак, постиндустриальную экономику можно рассматривать как существенно более развитую индустриальную экономику.

Можно сделать вывод, что постиндустриальное или информационное общество характеризуется не только изменением характера производства, но и, в первую очередь, трансформацией потребностей и ценностных ориентиров человека. Согласно прогнозам и утверждениям теоретиков постиндустриализма и постмодернизма, современная эпоха является эпохой демассификации общества, дестандартизации культуры и персонализации человека.

С позиций теории безопасности современная ситуация выглядит следующим образом. Постоянное повышение уровня безопасности общества за счёт преобразования окружающей среды натолкнулось на небывалое препятствие. До того вторичные опасности, неизбежно возникающие, как гласит аксиома теории, в борьбе с исходными опасностями, традиционно доводились до приемлемого уровня методом проб и ошибок – в целом безопасность повышалась. Однако новые технологии достигли такой мощности, что первая же проба одних стала грозить одномоментной гибелью всего человечества, а постоянное применение других угрожает постепенной гибелью от деградации среды обитания. Неосторожные действия «новаторов» или умышленные злодеяния «геростратов», которые всегда присутствуют среди людей, могут иметь непоправимые глобальные последствия, поэтому появилась главная проблема современности — обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Комплекс новых проблем безопасности, парадоксально возникших от собственной жизнедеятельности с целью повышения уровня безопасности, обширен: военная, экологическая, демографическая, культурная, продовольственная, экономическая, энергетическая, сырьевая, информационная, проблема здоровья и т.д. Все они теснейшим образом связаны друг с другом. В связи с этим условия существования человека принципиально изменились: привычный перечень возможных опасных ситуаций пополнился самой масштабной из них — ситуацией возможности глобальной катастрофы. Новые виды энергии, техники и технологий производства и применения оружия обусловили изменение содержания категории безопасности. Волновые и световые потоки, колебания и излучения, различных физико-биологических и иных полей, зон, голограмм, а также результаты естественных распадов химически и физически активных веществ искусственных образований распространение последствий ядерных, физических, биологических, генетических, социальных и иных экспериментов часто не имеют пространственных границ.

Начало XXI в. характеризуется тем, что, наряду с природными катаклизмами, разрушительными движениями (колебаниями) подземных, магнитных и световых видов энергий, они воздействуют на живые организмы, представляют опасность для человеческой популяции, ее материально-духовных форм и сопутствующих ей рас­тительного и животного мира.

Читать еще:  Алгоритмическое программирование это

Одновременно идет процесс формационной трансформации индустриального общества к постиндустриальному (информационному — сервисному) обществу. Экономика постиндустриального общества — инновационный процесс, поставленный на поток, который обеспечивается глобальной информатизацией общества. Наиболее весомый вклад в ВВП развитых стран начинает вносить объём знаний и эффективность использования уже имеющихся в мире информационных ресурсов. Экономический рост приобретает информационную направленность. Ее отличительная черта — функционирование информации как всеобщей универсальной производительной силы общества. Информация — всеобщий предмет труда, всеобщее средство труда и всеобщий продукт труда. Для экономического роста образующейся формации основную роль играет не количество вовлекаемых в материальное производство вещества и энергии, а сте­пень потребления (и качества) информации. В самом материальном производстве доминируют не масштабы, а технологический уровень (hightech), образующий труднопреодолимый разрыв между передовыми и остальными производствами, экономически развитыми и развивающимися странами. Поэтому в постин­дустриальном (информационном) обществе все виды человеческой деятельности в той или иной мере связаны с информацией. Одна из главных целей руководства экономически развитых стран мира в настоящее время — завоевание и сохранение в XXI в. информационного превосходства для осуществления глобального лидерства и создания выгодной для них международной политической и экономической обстановки.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Постиндустриальтное общество как общество риска.

Современное общество может быть определено как «постиндустриальное общество» (Д.Белл), «постэкономическое общество» (Д. Белл, В.Л. Иноземцев), «информационное общество», «планетарное информационное общество», «устойчивое общество» и даже «планетарное гражданское общество» (Н. Моисеев, Д.И Львов) , но, прежде всего, это «общество риска».

Риск – обратная сторона потребления и комфорта, потеря которого вызывает такой же страх, как потеря собственной идентичности.

Основной смысл понятия риска в самом общем виде заключен в терминах “ценность” и “вероятность” (“неопределенность”) последствий. Риск неустраним из социальной жизни, а пределы безопасности создаются самим обществом.

Понятие безопасности многозначно: как общенаучное понятие – это необходимое свойство, атрибут живой материи, а также условие функционирования и самосохранения биосоциальных организмов, систем; как общесоциологическое понятие — качественная характеристика устойчивого развития социальных, социетальных и социокультурных систем; как специализированное понятие — защищенность объектов безопасности, их определенное состояние, при котором они способны противодействовать угрозам; как социокультурное понятие — конкретная историческая форма обеспечения безопасного развития .

Для социологического анализа безопасности в современном обществе наиболее значимым являются теоретико-методологические основы теории риска, разработанные в трудах У. Бека, Н. Лумана, Э. Гидденса, П. Штомпки, О. Яницкого.

Концепция «общества риска» У. Бека основывается на теории модернизации, в рамках которой, риск – действие ее механизмов. Индустриальное общество, как общество благ, уступает место «обществу риска», в котором риски сознательно производятся обществом и подрывают установленную систему безопасности.

Н. Луман рассматривает риск как ситуацию у порога катастрофы , т.е. как готовность принять его как неизбежную данность. При этом, по его мнению, разные социальные группы имеют свои критерии отбора риска, с учетом качества информации, которой они располагает.

По его мнению, «современное общество рассматривает опасности со стороны риска и воспринимает их всерьез только как риски».

Э. Гидденс считает, что жить в эпоху «поздней современности» (late modernity) значит жить в мире случайности и риска – неизменных спутников системы, стремящейся к установлению господства над природой и рефлексивному творению истории. «Риск – это не то же самое, что опасность или угроза. Понятие риска связано с активным анализом опасностей с точки зрения будущих последствий».

По определению П. Штомпки, риск и угрозу несут в себе уже сами социальные изменения, независимо от их содержания, т.к. любое изменение в социальной жизни сопряжено с ломкой системы норм и ценностей, что, по сути, тождественно социальной травме.

По определению Яницкого О. Н. , российское общество постепенно трансформируется в общество всеобщего риска, которое не имеет доминирующего взгляда на мир.

Его сущностным качеством является двузначность: то, что для некоторой группы выступает благом, позитивом, то для ее оппонентов и для среды, в которой она функционирует, является риском, бедствием. Для данного общества характерны вынужденные, а потому негативные солидарности, т.е. противоестественные общности людей с противоположными интересами и ценностями, а также с различными социальными статусами, которые вынуждены (в целях самосохранения) взаимно поддерживать друг друга.

В итоге ключевой характеристикой общества всеобщего риска является опасный сдвиг к перемене знака: производство рисков угрожает вытеснить производство общественного богатства, будь то здоровье общества, его интеллектуальный потенциал, товары или услуги .

Т.о., «общество риска» — это определенная стадия развития социальности, которая характеризуется генерированием рисков, опасностей и угроз, нестабильностью, неопределенностью, двойственностью, отсутствием четких критериев поведения в обществе, снижением ценностей нормативно-регулятивного ряда, а в качестве основы социальной солидарности людей выступают риск и безопасность.

В целом, вышеперечисленные теории риска объединяет критическое отношение к социокультурным особенностям «поздней современности».

Условия безопасности жизнедеятельности

5. Условия безопасности жизнедеятельности

Гармония Знания и Веры в миропонимании

Судьба, будущее общества зависит не только от организованных мер по обеспечению безопасности, но в большей степени – от сознания людей, от мировоззрений индивидов. Мировоззрения, содержащие систему ценностей и цели осмысленной жизнедеятельности личности, у всех разные. Но для выживания общества мировоззрения разных людей должны содержать общую составляющую. Эта составляющая, названная Н.Н.Моисеевым миропониманием, должна носить характер гармоничного сочетания Знаний и Веры.

Знания – это отражение в сознании индивида познанной им и обществом части окружающей среды. Под Верой понимается основа представлений индивида о непознанной и безграничной окружающей среде и характер его идеалов. Вера неизбежно присутствует в мировоззрении, даже если его называют «научным», отрицающим религию. «Материалистическое» мировоззрение содержит Веру в законы природы (Кто их установил? Кто поддерживает их исполнение?). Гуманность Веры определяет степень духовного развития личности и общества.

В течение многих веков в обществе существовало противопоставление Знаний и Веры. То догматические церковнослужители преследовали учёных, открывавших новые горизонты Знания. То догматические материалисты объявляли религию, Веру, опиумом для народа. Современные взгляды общества признают диалектическое единство Знаний и Веры, настаивая на их гармоничном сочетании при формировании общего миропонимания в мировоззрениях людей. Только это может обеспечить уход общества с пути, ведущего к катастрофе, на путь устойчивого развития. Общее миропонимание в условиях достижения цивилизацией пределов роста должно повлечь за собой смену ценностей, целей и направленности жизнедеятельности личности и общества – от максимального удовлетворения бесконечно растущих материальных потребностей к обеспечению необходимой безопасности жизнедеятельности.

Механизм формирования мировоззрения в целом таинствен, поскольку содержит непостижимый (иногда говорят – иррациональный) элемент Веры, но очевидно, что в этом механизме участвуют образование и воспитание.

Образование и воспитание людей должно быть построено на началах культуры безопасности.

Вообще-то, воспитание в области безопасности осуществлялось всегда — от момента рождения человека до конца его жизни — родителями и близкими, обществом и государством. Но происходило это разрозненно, а, главное, стихийно. Новая эпоха требует формирования культуры безопасности на основе применения научных подходов и системного включения вопросов безопасности в образование молодёжи.

Говоря о культуре безопасности, целесообразно исходить из общего понимания культуры как «особой области, которая противопоставляется природе, передаётся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования». Культура представляется в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социокультурной (разумной) деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности и общества. Культура человека является сложной структурой, состоящей из многих элементов, каждый из которых относится к определённой сфере деятельности. Понятие безопасность относится ко всем сферам деятельности, её обеспечение составляет специфическую область жизнедеятельности человека в целом.

Культура безопасности — это способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой области.

Общие результаты жизнедеятельности привели человечество к глобальному кризису. Для благополучного выхода из кризиса в устойчивое развитие необходимо изменить степень развитости личности и общества в области обеспечения безопасности, для чего дополнить используемые до настоящего времени способы жизнедеятельности в этой области (защита, преобразование окружающей среды) третьим способом – преобразованием собственного сознания (см. рис. Новая культура безопасности). Миропонимание, адекватное новой эпохе ноосферы, должно изменить систему ценностей и целей жизнедеятельности людей, переключить их с максимального удовлетворения постоянно и неограниченно растущих материальных потребностей на духовное развитие, на информационную сферу жизнедеятельности.

Становление новой культуры безопасности, опирающееся на повышение степени развитости личности и общества, возможно в результате преобразования сознания всех слоёв общества. Образование при этом должно носить опережающий характер, позволяющий обществу (профессиональному коллективу, нации, мировому сообществу) перейти от приоритета защиты в сложившихся ситуациях к приоритету предотвращения этих ситуаций, к устранению причин угроз, к обеспечению безопасности своей жизнедеятельности.

Читать еще:  Синтаксис языка программирования

Важнейшим компонентом образования, его системообразующим стержнем, должны стать общеобразовательная область «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) — в школе, дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) — в учреждениях профессионального образования. Подготовка слоёв общества при этом должна выглядеть как на рисунке:

Общеобразовательная область ОБЖ и дисциплина БЖД в целом составляет комплексную образовательную область «Безопасность жизнедеятельности». Все разделы области тесно связаны не только друг с другом, но и с другими образовательными компонентами межпредметными связями, образуя общее поле подготовки молодёжи к жизни в новой эпохе. Структура образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя разделы (модули):

· «Безопасное» (рациональное) поведение, индивидуальная защита в опасных и чрезвычайных ситуациях (ОС и ЧС);

· Защита населения государством (Минобороны, МЧС, МВД, Минздрав и т.п.);

· Современный комплекс проблем безопасности (мировоззренческие модули разных уровней в школе и в профессиональных учебных заведениях);

· Защита учреждений и предприятий в ЧС;

· Обеспечение безопасности профессиональной жизнедеятельности для человека и среды его обитания (предотвращение ОС и ЧС).

Два последних раздела различаются в профессиональных учебных заведениях различных специализаций. Можно выделить четыре основных направления этих специализаций, принципиально разнящихся между собой: техническое, гуманитарное, педагогическое и специальное (защитного, «силового» типа). На рисунке это проиллюстрировано:

При изучении проблем безопасности нельзя обойти вопроса конфликтов между интересами личности, общества и его слоёв, государства и человечества в целом. Каждый из этих субъектов имеет свою цель. Но результат, т.е. степень достижения цели, зависит не только от собственных действий субъекта, но и от действий других субъектов. Стремясь достичь своих целей, субъект должен согласовать свои действия с другими, чем-то поступиться, чтобы действия этих других не оказались направленными против его действий. Компромисс состоит в согласовании своих действий с другими, в необходимости чем-то поступиться. Реальный переход в новой эпохе к устойчивому развитию возможен только при компромиссе между разными народами и цивилизациями, государством и бизнесом, «зелёными» и «патриотами», «экологами» и «хозяйственниками», «глобалистами» и «антиглобалистами», защитниками «прав человека» и сторонниками несущей надежду общечеловеческой Хартии Земли.

В общем случае конфликта решения быть не может – не существует стандартного способа согласования несовпадающих интересов различных субъектов. Однако существует класс систем (субъектов), в которых отыскание компромисса принципиально возможно. Положение, когда есть общая цель, Н.Н.Моисеев назвал ситуацией «путешественников в одной лодке», у которых помимо собственных интересов есть ещё один общий – доплыть до берега. Лодка одна, и успех этого общего дела зависит от общих усилий. Значит, имеются предпосылки для компромисса (compromissum – лат., соглашение между различными мнениями, достигнутое путём взаимных уступок). Конечно, надо ещё определить необходимые, устраивающие всех условия, но это вопрос согласования, а не принципиальный.

Компромисс между интересами личности и общества в рамках нации выработан веками и заключается в нормах национальной морали и нравственности – основе существования сообщества. Признание всеми членами сообщества общих норм жизнедеятельности, следование этим нормам, предписывающим в определённых (не обязательно экстремальных) ситуациях предпочитать общественные интересы личным, является главным условием жизнеспособности сообщества. При создании государства компромисс интересов оформляется в виде законов государства, которые обязан выполнять и соблюдать каждый гражданин этого государства.

В новой ситуации на планете очень важно нахождение компромисса между интересами стран, государств и человечества в целом, так как многие страны сегодня не выполняют научно обоснованных рекомендаций ООН по переходу на устойчивое развитие. Причины разные:

— отсталые страны считают несправедливым ограничение их развития по пути, уже пройденному странами развитыми, пути, который обеспечивает современный комфорт населению и современные гарантии национальной безопасности (в виде, например, ядерных «сил сдерживания»),

— развитые страны, финансирующие деятельность ООН, желают формировать её рекомендации по принципу «кто платит – тот и заказывает музыку», а «музыка», по их мнению, должна давать им определённые преимущества. Так появляется понятие «двойного стандарта» – что нельзя развивающимся, то можно им, развитым.

По-видимому, для перехода к обязательности исполнения принимаемых ООН рекомендаций по проблемам глобальной безопасности должно пройти какое-то время, должны произойти настораживающие события, которые изменят общее отношение к этому вопросу (как отмечал ещё в 70-ых годах Форрестер). Сегодня ясно, однако, что только такая обязательность, подкреплённая единством понимания всеми жителями планеты судьбоносности выполнения принимаемых ООН рекомендаций, может в какой-то степени гарантировать дальнейшее устойчивое развитие цивилизации. Так же, как и в случае компромиссов между личностью и сообществом на этническом уровне, в основе компромиссов между государствами недостаточно иметь формальные международные соглашения. Необходимость компромисса между интересами личности, общества, государства и мирового сообщества требует, чтобы всё население планеты выработало, признало и руководствовалось в своей жизнедеятельности единой духовной основой в виде приоритета общечеловеческих ценностей.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие интересы человека являются жизненно важными?

2. Какое место среди потребностей человека занимает безопасность?

3. В чём заключается разница между понятиями «безопасность», «безопасность жизни», «безопасность жизнедеятельности»?

4. Как человек своей жизнедеятельностью обеспечивает безопасность?

5. Как изменялись уровни безопасности индивида и общества до настоящего времени?

6. Каким образом духовное здоровье сообщества определяет его жизнеспособность?

7. Как возникают угрозы от жизнедеятельности?

8. Каким образом безопасность индивида связана с безопасностью общества?

9. Возможно ли в ближайшее время осуществление идей «русских космистов», касающихся расширения сферы жизнедеятельности человека?

10. Какими представляются возможные сценарии будущего для человечества?

11. В чём заключаются особенности проблем безопасности в новой эпохе?

12. Как характер жизнедеятельности человечества будет влиять на его будущее?

13. В чём заключается системный подход к анализу проблем безопасности?

14. Применительно к каким объектам формируются системы для анализа безопасности?

15. Как различаются системы для анализа проблем безопасности (на примерах)?

16. Какова структура современного комплекса проблем безопасности, выявляемая системным анализом?

17. Что должно быть основой гармонии Знания и Веры в миропонимании?

18. Какой должна стать культура безопасности в новой эпохе?

19. Почему возможен компромисс интересов разнообразных слоёв общества в новой эпохе?

20. Каким образом проблемы глобальной и национальной безопасности касаются в настоящее время каждого человека?

§ 20. Культура безопасности жизнедеятельности — условие формирования антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления

Культура безопасности жизнедеятельности — это определённый уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задач обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространённостью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угрозы и опасной во всех сферах жизнедеятельности, в том числе от террористической деятельности во всех видах её проявления.

Безопасность — это состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.

Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надёжно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу и государству.

Необходимо отметить, что абсолютной безопасности жизнедеятельности человека не существует. В настоящее время обозначилась тенденция возрастания опасностей природного характера из-за глобального потепления климата на планете, возрастают опасности техногенного характера из-за увеличения технической оснащённости жизнедеятельности человека, растёт социальная напряжённость в связи с возрастанием угрозы терроризма, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения, не исключаются возможности возникновения крупных вооружённых конфликтов.

Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе и последствий террористических актов, свидетельствует, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит при несоблюдении человеком установленных мер безопасности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, что свидетельствует о несоответствии уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны реальным условиям жизнедеятельности личности, общества и государства.

По мнению специалистов МЧС России, человеческий фактор в настоящее время является если не главным, то определяющим в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, при этом роль каждого человека в обеспечении личной безопасности, безопасности общества и государства постоянно возрастает.

Необходимо знать, что культура безопасности жизнедеятельности — это собственно часть общей культуры.

Следовательно, наиболее фундаментальные свойства общей культуры как целого в той или иной степени присущи его части -культуре безопасности жизнедеятельности.

Читать еще:  Плюсы и минусы модульного программирования

Культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, а также реализуемые в ходе их деятельности знания, умения и навыки, уровень интеллектуального, нравственного и этического развития, способы и формы общения. Культура безопасности жизнедеятельности содержит мировоззренческие идеи, нравственные и этические ценности, интеллектуальный опыт решения проблем безопасности жизнедеятельности, опыт безопасного общения среди людей при совместном выживании, в том числе противостояние идеологии терроризма и экстремизма.

На индивидуальном уровне в рамках культуры безопасности жизнедеятельности осуществляется:

  • привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения безопасности окружающих людей;
  • сохранение и сбережение природной среды;
  • развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью;
  • привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем и проблем противодействия терроризму и экстремизму является приоритетом;
  • мотивирование безопасной деятельности;
  • развитие врождённых и формирование жизненно необходимых способностей, обеспечивающих возможность надёжного предупреждения и защиты от внешних и внутренних угроз и опасностей;
  • привитие знаний, умений и навыков по обеспечению безопасности во всех сферах жизнедеятельности;
  • соблюдение правил безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

В настоящее время приоритетным в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности следует признать формирование антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления личности путём самовоспитания и самообразования.

Для этого каждому человеку необходимо выработать в себе ряд убеждений и качеств (см. § 19).

Вывод

Под современным уровнем культуры безопасности жизнедеятельности следует понимать способности личности и общества в условиях современного окружающего мира придерживаться принятых социальных норм и правил поведения с учётом перспектив их развития, соблюдение которых обеспечивает на доступном уровне защищённость жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе от террористической деятельности.

Вопросы

  1. Почему, на ваш взгляд, культура безопасности жизнедеятельности считается частью общей культуры?
  2. Почему противостояние идеологии терроризма и экстремизма в нужно формировать на индивидуальном уровне?

Задание

Подготовьте сообщение на тему «Опасные и чрезвычайные ситуации — объективная реальность в жизнедеятельности человека».

Дополнительный материал к § 20

Профилактика террористической деятельности

Чтобы не стать орудием в руках идеологов и руководителей терроризма, необходимо твёрдо сформировать у себя ряд убеждений:

  • терроризм во всех его формах и проявлениях представляет собой одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России;
  • любая террористическая деятельность является бесчеловечной и преступной и не имеющей оправдания независимо от мотивации;
  • любая террористическая деятельность неизбежно будет раскрыта, а её участники понесут заслуженное наказание;
  • любая террористическая деятельность бесцельна, так как не способствует созданию благополучной и счастливой жизни её участников ни при каких условиях.

Формирование системы антитеррористического поведения должно быть основано на осознанном соблюдении норм и правил поведения в нашем обществе в соответствии с Федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни и современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности — надёжная защита от пагубного влияния различных экстремистов, проповедующих идеологию насилия.

Чтобы прожить долгую и счастливую жизнь, необходимы собственные усилия, постоянные и немалые. Для этого необходимо научиться предвидеть события, прогнозировать развитие различных опасных ситуаций и вести себя безопасно, чтобы снизить фактор риска от их последствий. Иметь чётко сформулированную цель жизни и добиваться её достижения, противостоять различным соблазнам и экстремистским предложениям, какими бы они ни казались привлекательными, учиться приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке и регулировать в соответствии с ней своё поведение, управлять своими эмоциями, противостоять воздействию сильного стресса, вырабатывать эмоциональную устойчивость и психологическую уравновешенность в поведении в различных жизненных ситуациях. Постоянно формировать и совершенствовать свою индивидуальную систему здорового образа жизни и повышать уровень своей культуры безопасности жизнедеятельности, чтобы благополучно жить в нашем обществе в настоящее время и с учётом ближайших перспектив его развития, соблюдать нормы и правила поведения в соответствии с действующими законами и другими нормативно-правовыми документами Российской Федерации.

Культура безопасности жизнедеятельности

Культура безопасности жизнедеятельности – это определенный уровень развития человека и общества, характеризуемый значимостью задачи обеспечения безопасности жизнедеятельности в системе личных и социальных ценностей, распространенностью стереотипов безопасного поведения в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, степенью защиты от угроз и опасностей во всех сферах жизнедеятельности.

Понятие «культура безопасности» впервые было сформулировано МАГАТЭ в 1986 году в процессе анализа причин и последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Признано, что отсутствие культуры безопасности явилось одной из основных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопасности атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопасности характеризуется квалификационной и психологической подготовленностью персонала, а ее формирование является одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России. В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к каждому человеку в отдельности, обществу в целом. От эмоционально-ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей, уверенности в необходимости и действенности проводимых мероприятий и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности выполняется на индивидуальном, корпоративном и общественно-государственном уровне. На индивидуальном уровне осуществляется привитие ценностей и убеждений в жизненной важности обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих людей, сохранения и сбережения природной среды, развитие понимания глобального характера негативных перемен на планете, связанных с антропогенной деятельностью, привитие мировоззрения, в котором значимость решения экологических проблем является приоритетной, мотивирование безопасной деятельности, развитие врожденных и формирование приобретенных качеств и способностей, обеспечивающих возможность действенного предупреждения и защиты от угроз и опасностей, привитие знаний, умений и навыков обеспечения безопасности во всех сферах жизнедеятельности, формирования паттернов безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. На корпоративном уровне формирование культуры включает в себя установление безопасности жизнедеятельности как одной из высших ценностей организации, создание атмосферы психологической настроенности на безопасность, развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности, проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в каждой сфере деятельности, влияющей на безопасность, моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий, четкую регламентацию действий, особенно связанных с высокими рисками, контроль за соблюдением трудовой дисциплины. Развитие культуры безопасности жизнедеятельности на общественно-государственном уровне осуществляется путем формирования системы социальных ценностей и приоритетов, социального сознания в области безопасности жизнедеятельности, развития нормативного правового поля, проведения политики обеспечения безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер, развития науки и искусства в области экологии, снижения рисков, защиты от чрезвычайных ситуаций, привлечения религиозных институтов, совершенствования системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, пропаганды, социальной рекламы, общественного и государственного стимулирования в области безопасности жизнедеятельности, страховых механизмов обеспечения безопасности и др.

МЧС России постоянно уделяет значительное внимание вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности. Эта деятельность регламентирована положением о Министерстве и предусматривает обучение всех групп населения в области безопасности жизнедеятельности, в том числе в рамках общеобразовательного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и обще-профессиональной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», подготовку учащихся в кадетских корпусах, школах, классах, центрах и полевых лагерях «Юный спасатель», центрах «Юный пожарный», содействие деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», Всероссийского добровольного пожарного общества , Всероссийского студенческого корпуса спасателей , организацию и проведение тренировок и учений по вопросам гражданской обороны (ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС), обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В современных условиях мощного деструктивного информационного воздействия на людей особую значимость в формировании позитивного отношения к вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности приобретают и современные технические средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные технологии. Существенную роль в этом играет Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (см. « Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей »).

Комплексное и системное развитие культуры безопасности жизнедеятельности на всех указанных уровнях позволяет повысить подготовленность населения, уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, усилить сплоченность общества перед различными опасностями, сократить людские потери и материальный ущерб в чрезвычайных ситуациях, будет являться одним из факторов обеспечения стабильного социально-экономического развития страны.

Источники: Катастрофы и образование / Под редакцией Ю.Л. Воробьева. – М., 1999; Дурнев Р.А. Проект Концепции формирования культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник образования. Сборник приказов и инструкций Минобрнауки России. 2005. Выпуски 23–24.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector