Letysite.ru

IT Новости с интернет пространства
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программирование на алгоритмическом языке паскаль

Линейные алгоритмы на языке программирования Паскаль

Линейный алгоритм

Линейным называется алгоритм, в котором команды выполняются последовательно друг за другом. Это самая простая конструкция. Программирование линейных алгоритмов освоить очень легко. Для написания простых программ на паскале разберем основные правила записи кода.

Структура программы на языке Паскаль

Прежде чем самостоятельно писать программы, разберем ее структуру на примере. Ниже приведен код программы, кото­рая вычисляет сумму двух чисел и выводит ее на экран.

Заголовок программы

Текст программы начинается со слова program. После него записывается имя программы. Данная строка носит информативный характер и ее можно не писать.

Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.

Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, меток, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке. Раздел подключения модулей и раздел описаний меток, констант и др. могут отсутствовать.

Раздел описания переменных

Раздел программы, обозначенный служебным словом var, содержит описание переменных с указанием их типов. Они используются для хранения исходных данных, результатов вычисления и промежуточных результатов.

Комментарии в программе можно записывать внутри фигурных скобок. Они игнорируются во время выполнения программы. Эти пояснения вы пишите только для себя.

В нашем примере переменные с именами X и Y используются для хранения исходных данных. Переменная с именем Z используется для хранения результата вычислений.

Имя переменной может записываться большими или маленькими латинскими буквами. Имя может содержать цифры, знак подчеркивания и не должно начинаться с цифры. Прописные и строчные символы считаются одинаковыми. В качестве имени нельзя использовать служебное слово языка Pascal.

Переменные одного типа можно указать в одной строке через запятую. После ставится двоеточие и указывается тип, к которому принадлежат переменные. Тип определяет допустимый диапазон значений.

Принадлежность переменной к типу integer означает, что она может хранить только целые числа. Если требуется хранить действительные (дробные) числа, тогда используется тип real.

Тело программы

Все что находится между служебными словами Begin и end — тело программы. Здесь записываются основные команды.

Оператор присваивания значений переменным имеет следующую структуру: переменная := выражение

Значок : = (двоеточие, равно) читается как «присвоить».
Умножение обозначается символом * (звездочка), деление — символом / (слеш).

Вывод результата выполняет команда write.

Каждая строка содержащая команду на языке Паскаль обязательно заканчивается символом «точка с запятой».

Команды ввода и вывода

Команда Read

В первом примере мы присвоили значения переменным непосредственно в тексте программы. Но так как программа пишется для решения множества однотипных задач, то удобнее задавать значения переменным во время ее работы. Для этого применяется команда read, которая позволяет ввести текстовые или числовые данные с клавиатуры.

Модифицируем код программы из примера выше.

Теперь ввод значений переменных Х и У будет осуществляться по запросу работающей программы. В этот момент нужно будет с клавиатуры ввести два числа через пробел и нажать клавишу Enter, чтобы продолжить выполнение программы.

При работающей программе в системе программирования PascalABC появится строка ввода данных. Там и пишутся значения переменных.

Команда Write

В предыдущем примере, при работе программы, не совсем понятно, что нужно вводить и что за числа появляются на экране по завершению работы программы. Поэтому изменим код программы, чтобы у нее появился минимальный пользовательский интерфейс. Для этого задействуем уже знакомую нам команду Write.

Теперь посмотрите, как добавленные строки повлияли на работу программы.


У нас появились подсказки. Посмотрите на команду write. В качестве ее аргумента был использован текст, заключенный в апострофы. И еще, появилось окончание ln у оператора write. Именно оно заставляет последующий вывод информации делать с новой строки. Это же окончание можно использовать совместно с оператором read.

Также поменялся вывод результата. Здесь тоже появилась подсказка.

Примеры программ на паскале — задания на линейные алгоритмы

Задание 1. Модифицировать программу так, чтобы она вычисляла и выводила на экран сумму и произведение трех целых чисел.

Паскаль для начинающих (3 урока по основным типам алгоритмов)

Алгоритмизация и программирование являются одной из трудных для понимания учащимися тем в предмете информатика, а при наличии дефицита часов, выделяемых на изучение предмета, перед учителем встает довольно сложная задача «Как познакомить хотя бы с основами программирования всех учащихся, в том числе и непрофильных классов?». Между тем, как мы видим и в новых стандартах и в демо-версии ЕГЭ по информатике эта тема занимает существенное место. Предлагаемые ниже материалы помогают познакомить ребят с основными алгоритмическими конструкциями и реализацией их на языке программирования Паскаль и дать начальное представление о языке. Заинтересовавшиеся учащиеся могут в дальнейшем продолжить изучение языка программирования на спецкурсе.

Предлагаю задания к трем урокам: по линейному алгоритму, ветвлению и циклам. Типы переменных и структура программы на Паскале рассматриваются на предыдущих уроках.

Начальная подготовка учащихся.

  • Знание основных алгоритмических конструкций: линейный алгоритм, ветвление, цикл.
  • Знание основных типов переменных.
  • Знание структуры программы на Паскале.

Перед каждым уроком учитель раскладывает на столах «Папки ученика», в которых находятся листы с заданиями, таблица «Реализация элементов блок – схемы алгоритма на языке Паскаль», «Алгоритм создания программы по шаблону» и другой справочный материал. Если предполагается создание программы по шаблону, т.е. ученики редактируют уже имеющуюся программу, то соответствующий файл *.pas с текстом программы должен находится на жестком диске в соответствующем каталоге.

Для знакомства с реализацией алгоритмической конструкции средствами языка используется сайт http://schools.keldysh.ru/gym1522/inform/pascal/ (см. Приложение1)

Обсуждается задание, проговаривается сценарий, составляется блок-схема алгоритма.

Далее ученики работают самостоятельно по предложенному заданию. На каждый тип алгоритма дано несколько заданий, одно выполняется в классе, остальные могут быть домашним или дополнительным заданием.

В качестве заданий на ветвление и циклы взяты задачи по физике, так как программирование изучается на уроках интегрированного с физикой курса «Компьютерное моделирование физических процессов и явлений» в 9 классе.

Описание приложений.

  • Адрес сайта «Паскаль для начинающих» — http://schools.keldysh.ru/gym1522/inform/pascal/ Немного сокращенный вариант находится в архиве (Приложение1.zip). Сайт выполнен с использованием флэш-технологии, позволяет в анимационной форме дать начальное представление о языке Паскаль 7.0 Для демонстрации надо разархивировать в каталог на жестком диске. Главная страница сайта – index.html
  • Тексты программ для создания программ по шаблону – файлы Приложение2.pas и Приложение3.pas. Их надо переименовать в Shablon1.pas и Shablon2.pas и поместить в соответствующий каталог на диске.
Читать еще:  Технология программирования это

Использованная литература дана в Приложении 1 на сайте в разделе «ссылки».

Реализация элементов блок – схемы алгоритма на языке Паскаль.

Паскаль для начинающих (3 урока по основным типам алгоритмов)

Алгоритмизация и программирование являются одной из трудных для понимания учащимися тем в предмете информатика, а при наличии дефицита часов, выделяемых на изучение предмета, перед учителем встает довольно сложная задача «Как познакомить хотя бы с основами программирования всех учащихся, в том числе и непрофильных классов?». Между тем, как мы видим и в новых стандартах и в демо-версии ЕГЭ по информатике эта тема занимает существенное место. Предлагаемые ниже материалы помогают познакомить ребят с основными алгоритмическими конструкциями и реализацией их на языке программирования Паскаль и дать начальное представление о языке. Заинтересовавшиеся учащиеся могут в дальнейшем продолжить изучение языка программирования на спецкурсе.

Предлагаю задания к трем урокам: по линейному алгоритму, ветвлению и циклам. Типы переменных и структура программы на Паскале рассматриваются на предыдущих уроках.

Начальная подготовка учащихся.

  • Знание основных алгоритмических конструкций: линейный алгоритм, ветвление, цикл.
  • Знание основных типов переменных.
  • Знание структуры программы на Паскале.

Перед каждым уроком учитель раскладывает на столах «Папки ученика», в которых находятся листы с заданиями, таблица «Реализация элементов блок – схемы алгоритма на языке Паскаль», «Алгоритм создания программы по шаблону» и другой справочный материал. Если предполагается создание программы по шаблону, т.е. ученики редактируют уже имеющуюся программу, то соответствующий файл *.pas с текстом программы должен находится на жестком диске в соответствующем каталоге.

Для знакомства с реализацией алгоритмической конструкции средствами языка используется сайт http://schools.keldysh.ru/gym1522/inform/pascal/ (см. Приложение1)

Обсуждается задание, проговаривается сценарий, составляется блок-схема алгоритма.

Далее ученики работают самостоятельно по предложенному заданию. На каждый тип алгоритма дано несколько заданий, одно выполняется в классе, остальные могут быть домашним или дополнительным заданием.

В качестве заданий на ветвление и циклы взяты задачи по физике, так как программирование изучается на уроках интегрированного с физикой курса «Компьютерное моделирование физических процессов и явлений» в 9 классе.

Описание приложений.

  • Адрес сайта «Паскаль для начинающих» — http://schools.keldysh.ru/gym1522/inform/pascal/ Немного сокращенный вариант находится в архиве (Приложение1.zip). Сайт выполнен с использованием флэш-технологии, позволяет в анимационной форме дать начальное представление о языке Паскаль 7.0 Для демонстрации надо разархивировать в каталог на жестком диске. Главная страница сайта – index.html
  • Тексты программ для создания программ по шаблону – файлы Приложение2.pas и Приложение3.pas. Их надо переименовать в Shablon1.pas и Shablon2.pas и поместить в соответствующий каталог на диске.

Использованная литература дана в Приложении 1 на сайте в разделе «ссылки».

Реализация элементов блок – схемы алгоритма на языке Паскаль.

Алгоритмический язык Паскаль

Программа на Р записывается в виде последовательности символов:

заглавные и прописные латинские буквы;

Арифметические операции правила их записи.

Знаки операций: *, /, -, +, div, mod

(a div b) частное от деления а на b (a mod b) остаток, после деления а на b.

a div b= a mod b =a-((a div b)*b)

17 div 3 = 5 17 mod 3 = 2 8 div 2 = 4 8 mod 2 = 0 1 div 5 = 0 1 mod 5 = 1

При выполнении арифметических операций соблюдаются следующие правила:

1. Все знаки проставляются a b a*b;

2. Два знака не могут следовать один за другим n/-2 n/(-2);

3. Соблюдается иерархия выполнения арифметических операций: стандартные функции;div, mod; *, /; +, -;

4. Изменить иерархию можно только с помощью скобок.

Переменные на языке Паскаль задаются своими именами (63 символа).

Shortint — короткие целые числа (1 байт). (-128 127)

Longint — удвоенные целые числа (4 байта). (-231231-1)

Integer — обычные целые числа (2 байта). (-3276832767)

Word — целые положительные числа (2 байта). (065535)

Byte — целые короткие положительные числа (1 байт). (0255)

Верхнее граничное значение целочисленных переменных задано в Паскале как константа и имеет соответствующее имя: Maxint = 32767 (215-1) Maxlongint = 231-1

Boolean — логические переменные (1 байт) могут принимать 2 значения:

Логические переменные могут использоваться только в логических выражениях. Над ними можно выполнять только 2 операции:

Для идентификаторов имеет место:

program – всегда первый;

— присваивается составителем программы (строится по правилам переменных).

Описательная часть программы.

Все переменные, используемые в программе должны быть описаны.

Описание начинается со служебного слова var .

i, n: integer; x,y,z: real;

Список переменных от типа отделяется “:”, одно описание от другого – “;”, список переменных – “,”.

Метки в программе описываются с помощью служебного слова: label.

Пользовательский тип данных: type.

Исполнительная часть программы.

Отдельные инструкции, входящие в программу, называются операторами. Операторы отделяются один от другого – “;”.

Бывают трех типов:

Читается одиноково.

;

Паскаль не допускает смешенных выражений. Слева – вещественное, справа — целое выражение (допустимо).

Если в выражении есть хотя бы одна вещественная переменная, все выражение будет вещественным.

— имя оператора ввода;

— список переменных, разделенных запятыми.

— имя оператора вывода;

— список переменных вывода, разделенных запятыми.

READLN (a, b, c) — после вода значений a, b и c курсор перемещается на следующую строку.

WRITELN — без списка вывода можно использовать для пропуска строк при оформлении вывода результатов.

В операторе WRITE можно использовать формат вывода значений переменных.

Writeln ( ’_ a = ’ , a:8:3, ’_ b = ’, b:4);

при a = 341.154, b = 2

_ a = _ 341.154 _ b = _ 144

при a = 1.3, b = 144

_ a = _ _ _ 1.300 _ b = _ 144

сlrscr — оператор гашения экрана;

var a, b: integer;

begin writeln (’ введите a, b ’);

writeln (’ x = ’, x:8:3, ’_ _ ’, ’y = ’, y:8:3)

Ключевые слова горят ярче, чем весь текст прогаммы.

Читать еще:  Метод динамического программирования онлайн калькулятор

Операторы условия и перехода.

Строки программы на Паскале не нумеруются. Отдельные строки в программе могут иметь метки, к которым можно переходить.

Метки должны быть описаны с помощью ключевого слова

в описательной части программы.

N1, N2, … — идентификатор или целое число (положительное) (09999).

Оператор: GO TO N; -передает управление строке с меткой N.

Оператор: IF THEN P1 [ ELSE P2 ]; если то иначе (не обязательная часть)

P1, P2 — простой или составной операторы.

По этому оператору:

если — «истинно», то выполняется P1 (true);

— » ложно», то выполняется P2 (false).

Если ELSE — отсутствует и — «ложно», то управление передается следующему оператору.

Распечатать наибольшее из двух чисел:

IF a>b THEN write (a) ELSE write (b).

Вычислить значение функции:

Y =

If x>=0 then y:= sin(x) else y:= — sin(x);

Логические выражения могут быть сложными, составленными с помощью логических операций: AND (и) OR (или) NOT (не).

IF (a>b) and (a>c) THEN writeln (’a = ’, a)

IF ( m div n)>n THEN

ELSE — всегда относится к ближайшему оператору IF.

Если n>0 и (m div n)>n будет выполнено m: = m-n.

Если n>0, но (m div n)n будет выполнено m: = m + n.

Если n0 — переход к следующему оператору.

Вычислить: y=

writeln (’введите x’); readln (x);

if x>90 then writeln (’функция не определена’)

где P1, P2, …PN — любые операторы.

По этому оператору выполняется «тело цикла», а затем проверяется , если оно не выполнилось, цикл повторяется. И так до тех пор, пока не будет выполнено.

Необходимо помнить: если сразу выполнилось, цикл будет пройден один раз.

Вычислить: y = a sin (x ) , x = , =0.2

y: = a *sin (x); writeln (y, x); x: = x + 0.2;

Действия, которые подчеркнуты, необходимы для организации цикла.

Оператор цикла с предусловием.

Где P — простой или составной оператор.

По этому оператору проверяется и, если оно выполняется, то выполняется — P, после чего опять проверяется и т. д.

Итак, P — выполняется до тех пор, пока выполняется .

Если условие ни разу не выполнилось, P — игнорируется, управление передается следующему оператору.

Вычислить: y = sin x, x, x, — ввести с клавиатуры.

Подсчитать среднее положительное и среднее отрицательное значение функции.

y, x, x k, d x: real;

n, k: integer; SP, n — среднее и количество положительных значений.

SP, S0: real; S0, k — среднее и количество отрицательных значений.

writeln (‘ введите x — начальное, x — конечное, d x — шаг’);

SP: =0; S0: = 0; n: =0; k: =0;

P Составной оператор.

if n=0 then writeln (‘Отрицательные отсутствуют’)

else writeln (‘ Средние отрицательные = ‘, SP/n);

if k=0 then writeln (‘ Положительные отсутствуют ‘)

else writeln (‘ Средние положительные = ‘, S0/k);

Составить программу подсчета суммы и произведения элементов одномерного массива.

a: array [1…n] of real;

clrscr; s: = 0; p: =1;

writeln (‘введите размер массива’); readln (nk);

writeln (‘введите элемент массива’);

for i:=1 to nk do

for i:=1 to nk do

writeln (‘Сум. = ‘, s, ‘Произ. =’ , p);

Необходимо подготовить ячейки:

— при накапливании суммы — s=0

— при подсчете произведения — p=1.

Задача рассчитана на обработку массива с максимальным размером 100 элементов (n=100).

Конкретный размер массива вводится с клавиатуры (nk).

При каждом прохождении через цикл с клавиатуры вводится только один элемент массива. Два цикла for можно было объединить в один.

Двумерный массив можно представить в виде матрицы..

Описание двумерных массивов:

n, m — количество строк и столбцов в массиве.

Размер массива — nm.

a[i, j] — элемент стоящий на пересечении i-ой строки и j-го столбца.

Каждый элемент определяется двумя индексами.

a[i, i] — элементы главной диагонали.

a[i, 2] — элементы второго стлбца.

Составить программу подсчета суммы элементов над главной диагональю в двумерном массиве.

a: array [1…n, 1…m] of real;

i, j: integer; n, m: integer;

writeln (‘ введите размер массива m, n);

Для ввода элементов массива используются вложенные циклы.

i — параметр внешнего цикла;

j — параметр внутреннего цикла;

i — меняется медленнее j.

Элементы массива необходимо вводить по строкам.

Паскаль: Удобный краткий справочник по основам языка

Справочник по языку Паскаль

А эти разделы только в полной версии справочника(Жмите «Скачать»):

  • Массивы
  • Строки
  • Процедуры и функции
  • Операторы выхода
  • Модули
  • Множества
  • Записи
  • Файлы
  • Текстовые файлы
  • Компонентные файлы
  • Бестиповые файлы
  • Последовательный и прямой доступ
  • Указатели
  • Динамические переменные
  • Динамические структуры данных
  • Стеки
  • Очереди
  • Линейные списки
  • 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА

    Обычный разговорный язык состоит из четырех основных элементов: символов, слов, словосочетаний и предложений. Алгоритмический язык содержит подобные элементы, только слова называют элементарными конструкциями, словосочетания-выражениями, предложения-операторами. Символы, элементарные конструкции, выражения и операторы составляют иерархическую структуру, поскольку элементарные конструкции образуются из последовательности символов, выражения-это последовательность элементарных конструкций и символов, а оператор-последовательность выражений, элементарных конструкций и символов.

    Описание яыка есть описание четырех названных элементов. Описание символов заключается в перечислении допустимых символов языка. Под описанием элементарных конструкций понимают правила их образования. Описание выражений-это правила образования любых выражений, имеющих смысл в данном языке. Описание операторов состоит из рассмотрения всех типов операторов, допустимых в языке. Описание каждого элемента языка задается его синтаксисом и семантикой. Синтаксические определения устанавливают правила построения элементов языка. Семантика определяет смысл и правила использования тех элементов языка, для которых были даны синтаксические определения.

    Cимволы языка-это основные неделимые знаки, в терминах которых пишутся все тексты на языке.

    Элементарные конструкции -это минимальные единицы языка, имеющие самостоятельный смысл. Они образуются из основных символов языка.

    Выражение в алгоритмическом языке состоит из элементарных конструкций и символов, оно задает правило вычисления некоторого значения.

    Оператор задает полное описание некоторого действия, которое необходимо выполнить. Для описания сложного действия может потребоваться группа операторов. В этом случае операторы объединяются в составной оператор или блок.

    Действия, заданные операторами, выполняются над данными. Предложения алгоритмического языка, в которых даются сведения о типах данных, называются описаниями или неисполняемыми операторами.

    Читать еще:  Активация xp в безопасном режиме

    Объединенная единым алгоритмом совокупность описаний и операторов образует программу на алгоритмическом языке.

    В процессе изучения алгоритмического языка необходимо отличать алгоритмический язык от того языка, с помощью которого осуществляется описание изучаемого алгоритмического языка. Обычно изучаемый язык называют просто языком, а язык, в терминах которого дается описание изучаемого языка метаязыком.

    Синтаксические определения могут быть заданы формальными или неформальным способами. Существуют три формальных способа:

    • металингвистическая символика, называемая Бэкуса-Наура формулами;
    • синтаксические диаграммы;
    • скобочные конструкции.

    Мы в последующем изложении будем пользоваться неформальным способом.

    2. ОСНОВНЫЕ СИМВОЛЫ

    Основные символы языка-буквы, цифры и специальные символы-составляют его алфавит. ТУРБО ПАСКАЛЬ включает следующий набор основных символов:

    1. 26 латинских строчных и 26 латинских прописных букв:
    2. _ подчеркивание
    3. 10 цифр:
    4. знаки операций:
    5. ограничители:
    6. спецификаторы:
    7. служебные (зарезервированные) слова:

    Кроме перечисленных, в набор основных символов входит пробел. Пробелы нельзя использовать внутри сдвоенных символов и зарезервированных слов.

    3. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

    Элементарные конструкции языка ПАСКАЛЬ включают в себя имена, числа и строки.

    Имена (идентификаторы) называют элементы языка — константы, метки, типы, переменные, процедуры, функции, модули, объекты. Имя — это последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. В именах может использоваться символ _ подчеркивание. Имя может содержать произвольное количество символов, но значащими являются 63 символа.

    Не разрешается в языке ПАСКАЛЬ использовать в качестве имен служебные слова и стандартные имена, которыми названы стандартные константы, типы, процедуры, функции и файлы.

    Для улучшения наглядности программы в нее могут вставляться пробелы. По крайней мере один пробел требуется вставить между двумя последовательными именами, числами или служебными и стандартными именами. Пробелы нельзя использовать внутри имен и чисел.

    Примеры имен языка ПАСКАЛЬ:

    Числа в языке ПАСКАЛЬ обычно записываются в десятичной системе счисления. Они могут быть целыми и действительными. Положительный знак числа может быть опущен. Целые числа записываются в форме без десятичной точки, например:

    Действительные числа записываются в форме с десятичной точкой или в форме с использованием десятичного порядка, который изображается буквой Е:

    ПАСКАЛЬ допускает запись целых чисел и фрагментов действительных чисел в форме с порядком в шестнадцатиричной системе счисления:

    Строки в языке ПАСКАЛЬ — это последовательность символов, записанная между апострофами. Если в строке в качестве содержательного символа необходимо употребить сам апостроф, то следует записать два апострофа. Примеры строк:

    ‘СТРОКА’ ‘STRING’ ‘ПРОГРАММА’ ‘АД»ЮТАНТ’

    4. КОНЦЕПЦИЯ ТИПА ДЛЯ ДАННЫХ

    В математике принято классифицировать переменные в соответствии с некоторыми важными характеристиками. Производится строгое разграничение между вещественными, комплексными и логическими переменными, между переменными, представляющими отдельные значения и множество значений и так далее.

    При обработке данных на ЭВМ такая классификация еще более важна. В любом алгоритмическом языке каждая константа, переменная, выражение или функция бывают определенного типа.

    В языке ПАСКАЛЬ существует правило: тип явно задается в описании переменной или функции, которое предшествует их использованию. Концепция типа языка ПАСКАЛЬ имеет следующие основные свойства:

    1. любой тип данных определяет множество значений, к которому принадлежит константа, которые может принимать переменная или выражение, или вырабатывать операция или функция;
    2. тип значения, задаваемого константой, переменной или выражением, можно определить по их виду или описанию;
    3. каждая операция или функция требует аргументов фиксированного типа и выдает результат фиксированного типа. Отсюда следует, что транслятор может использовать информацию о типах для проверки вычислимости и правильности различных конструкций. Тип определяет:
    4. возможные значения переменных, констант, функций, выражений, принадлежащих к данному типу;
    5. внутреннюю форму представления данных в ЭВМ;
    6. операции и функции, которые могут выполняться над величинами, принадлежащими к данному типу.

    Обязательное описание типа приводит к избыточности в тексте программ, но такая избыточность является важным вспомогательным средством разработки программ и рассматривается как необходимое свойство современных алгоритмических языков высокого уровня. В языке ПАСКАЛЬ существуют скалярные и структурированные типы данных.

    К cкалярным типам относятся стандартные типы и типы, определяемые пользователем.

    Стандартные типы включают целые, действительные, символьный, логические и адресный типы. Типы, определяемые пользователем, — перечисляемый и интервальный.

    Структурированные типы имеют четыре разновидности: массивы, множества, записи и файлы.

    Кроме перечисленных, TURBO PASCAL включает еще два типа — процедурный и объектный.

    Из группы скалярных типов можно выделить порядковые типы, которые характеризуются следующими свойствами:

    1. все возможные значения порядкового типа представляют собой ограниченное упорядоченное множество;
    2. к любому порядковому типу может быть применена стандартная функция Ord, которая в качестве результата возвращает порядковый номер конкретного значения в данном типе;
    3. к любому порядковому типу могут быть применены стандартные функции Pred и Succ, которые возвращают предыдущее и последующее значения соответственно;
    4. к любому порядковому типу могут быть применены стандартные функции Low и High, которые возвращают наименьшее и наибольшее значения величин данного типа.

    В языке ПАСКАЛЬ введены понятия эквивалентности и совместимости типов. Два типа Т1 и Т2 являются эквивалентными (идентичными), если выполняется одно из двух условий:

    1. Т1 и Т2 представляют собой одно и то же имя типа;
    2. тип Т2 описан с использованием типа Т1 с помощью равенства или последовательности равенств. Например:

    Менее строгие ограничения определены совместимостью типов. Например, типы являются совместимыми, если:

    1. они эквивалентны;
    2. являются оба либо целыми, либо действительными;
    3. один тип — интервальный, другой — его базовый;
    4. оба интервальные с общим базовым;
    5. один тип — строковый, другой — символьный.

    В ТУРБО ПАСКАЛЬ ограничения на совместимость типов можно обойти с помощью приведения типов. Приведение типов позволяет рассматривать одну и ту же величину в памяти ЭВМ как принадлежащую разным типам. Для этого используется конструкция

    представляет собой значение кода символа ‘Z’ в двухбайтном представлении целого числа, а

    даст значение 22, поскольку целое число 534 имеет тип Word и занимает два байта, а тип Byte занимает один байт, и в процессе приведения старший байт будет отброшен.

    5. СТАНДАРТНЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ

    К стандартным относятся целые, действительные, логические, символьный и адресный типы.

    ЦЕЛЫЕ типы определяют константы, переменные и функции, значения которых реализуются множеством целых чисел, допустимых в данной ЭВМ.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector