Letysite.ru

IT Новости с интернет пространства
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что включает в себя программирование

Профессия программист

Как стать программистом

Правда ли, что программирование — ну самая востребованная специальность в мире? Кто такие системные и прикладные программисты? Сколько лет нужно учиться на программиста? В какой вуз и колледж поступить, чтобы стать программистом?

Говорят, что в мире есть 10 видов людей. Те, кто понимает двоичный код… и те, кто не понимает.
Юмор программистов

Программирование зародилось в XIX веке, и до середины XX века, когда случился бурный рост информационных технологий, создание программ для машины было сродни искусству. Программирование было уделом избранных. Сегодня же профессия программиста распространена и очень востребована. В 2017 году в мире насчитывалось 18.2 млн разработчиков программного обеспечения, из них 1.3 млн — в России.
Давайте посмотрим, какое будущее у профессии программиста. И что ему угрожает.

Программист – это специалист, создающий исходный код для программы. Такой программой может быть операционная система компьютера, видеоигра, web или мобильное приложение и даже алгоритм работы микроволновки. Программный код пишется на специальном языке программирования. Он состоит из обычных слов и некоторых специальных символов. Сегодня насчитывается несколько сотен языков программирования, но самые распространенные из них – Java, Python, PHP, C#, JavaScript, C, С++, Objective-C, Swift. Какой язык программирования выбрать, программист решает сам в зависимости от конкретной задачи (сделать игру, приложение для web или программу для сервера) и собственных знаний. Квалифицированный программист уверенно использует 2-4 языка.

Если вы думаете, что программист = компьютерщик, то это далеко не так. Самое удивительное, что программист не обязательно работает на компьютере. Он может писать код программы хоть на салфетке, а компьютер ему нужен, чтобы применить этот код и протестировать.
Не стоит также приравнивать программиста к «айтишнику». Под общим названием «IT-специалист» скрывается более 50 разных профессий и должностей. Например, UIX-дизайнер (разработчик интерфейсов), account-менеджер (специалист техподдержки), системный администратор, devops («инженер по автоматизации IT-процессов»), менеджер IT-проекта – это «айтишники», но не программисты. Однако стоит помнить, что в любую из IT-профессий можно попасть через образование программиста.

По специализации программисты делятся на системных, прикладных и веб-программистов. Прикладные программисты занимаются написанием различных программ и приложений: игры (например, популярная игра Angry birds), офисные приложения (например, Microsoft Office Word) и многое другое. Системные программисты занимаются созданием операционных систем (например, Android или iOS). Веб-программисты разрабатывают интернет-сайты и программы, которые поддерживают работу этих сайтов.
На сайтах вакансий вы найдете разделение программистов по тем языкам, с которыми они работают: программист C++, программист Delphi, PHP-программист. А также по типам задач, которые они выполняют: программист баз данных, фронтенд / бекенд разработчик, мобильный / десктоп разработчик, программист 1С, программист Битрикс, геймдев, архитектор ПО, системный инженер и т.д.

Плюсы и минусы профессии программиста

Профессия программиста очень притягательна для современных абитуриентов. В 2018 году в технических вузах самый большой конкурс пришелся на специальности «Прикладная математика», «Информатика и вычислительная техника», «Электроника и наноэлектроника». В 2019 году проходные баллы по ЕГЭ на эти специальности обещают только вырасти. Что так привлекает молодых в программировании?

Плюсы профессии программист:

Высокая зарплата. Средняя зарплата высококвалифицированного программиста 70-100 тыс. рублей.
Востребованность. Рынок труда для программистов растет за счет цифровизации всех сфер общественной жизни. Онлайн-образование, телемедицина, интернет вещей (IoT), даже сельское хозяйство не обходится теперь без IT-специалистов.
Интересные задачи и простор для творчества. Что делает программист на работе? Пишет код, тестирует, проверяет на уязвимости, переписывает код. Тем не менее, конечный результат кодирования – это рабочая программа с разными целями. Одни программисты создают игры. Другие программируют роботов. Третьи делают полезное приложение под Android. Четвертые создают агрегатор, который соберет все билеты мировых авиакомпаний в один сервис для бронирования авиабилетов. Разнообразно, не правда ли? А когда продукт начинает исправно работать, программист испытывает радость, как персонаж папа Карло, который из деревянного полена выстругал живого мальчика.
Возможность удаленной работы и свободный график. Программисты – это каста людей, к которым не применяют строгих офисных правил. Для поддержания креативности и работоспособности им разрешают работать из дома, приходить позже на работу. И, если вы еще не знаете, лучшие офисы принадлежат именно IT-компаниям. Загляните в Google, Microsoft, Яндекс и Mail.Ru.
Карьерный рост в России и за рубежом. Для программирования нет географических границ. Во-первых, многие российский специалисты работают удаленно в иностранных проектах. Во-вторых, переехать в «Силиконовую» долину (более точно ее называть «Кремниевой») для IT-профессионала с отличным знанием английского гораздо проще, чем, например, бухгалтеру, юристу или инженеру-строителю, которым придется изучать специфику профессии в конкретной стране.

Сидячий образ жизни. Без физических нагрузок в нерабочее время программист рискует большую часть зарплаты тратить на врачей. Особенно страдают зрение и опорно-двигательный аппарат.
Быстрое устаревание знаний. Программисту необходимо постоянно учиться. Программирование развивается стремительно, поэтому программист обязательно должен читать профильные журналы и интернет-ресурсы, получать новые знания и сертификаты на курсах. Иначе его ценность как специалиста на рынке труда упадет.

Чтобы стать программистом, можно пойти тремя путями:
1. После 11 класса в вуз по направлению 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника» или 10.00.00 «Информационная безопасность».
2. После 9 класса в колледж на эти же направления, а потом пойти или не пойти в вуз.
3. Учиться на курсах программирования и самому.

IT-сфера отличается молодостью и современным подходом к образованию. При трудоустройстве ценится не столько диплом, сколько те навыки (hard skills), которые у будущего сотрудника в багаже. Работодатель даст тестовое задание по программированию и по его результатам примет или не примет соискателя на работу. Именно поэтому приобретать знания и опыт в информационных технологиях можно и дома с помощью книг, online-курсов и создания небольших программ. Какой вариант образования лучше, решает каждый сам. Главный вопрос, который должен задать себе программист – «Достаточно ли я усидчивый и целеустремленный человек, чтобы выучиться и потом конкурировать с теми, кто пришел из вуза?».

В каких вузах и колледжах учиться на программиста
Для поступления в вуз необходимо успешно сдать ЕГЭ по математике, русскому языку, информатике и ИКТ, физике, английскому языку (4 из 5 экзаменов в зависимости от специализации). В Москве получить образование программиста можно во многих учебных организациях.
Полный список вузов, колледжей и техникумов смотрите здесь >>

• Компании-разработчики (сервисы Booking.com, Mail.ru, Yandex, Unisender)
• IT-отделы и отделы digital-маркетинга организаций (Сбербанк России, Газпром, Тинькофф банк)
• Системные интеграторы (Крок, Softline, Техносерв, Ланит, Ай-Теко)

Из-за бурного роста сферы IT и дефицита разработчиков ПО, работать программистом можно начать еще в институте. Со 2-3 курса можно устроиться junior-разработчиком и начинать движение по карьерной лестнице. И при этом получать достойную для студента зарплату в 30-50 тысяч рублей.

Читать еще:  Оператор в программировании

Сами программисты оценивают длительность каждой ступени следующим образом:
• Первые полгода-полтора года реального опыта вы junior
• При активном обучении следующие 1-3 года работы вы middle
• А программист с опытом работы 4-6 лет – это senior

Но, конечно, стоит помнить, что границы условны, и более активный и любознательный разработчик сможет освоить все навыки senior-developer за 3 года.

Кроме глубокой специализации в программировании, программисту доступно движение в смежные области внутри IT-компании – дизайн, маркетинг, аналитику, менеджмент. Программист может стать архитектором программного обеспечения, девопс-инженером, менеджером IT-проектов, если ему это интересно и у него есть нужные компетенции. Например, чтобы работать менеджером, ему потребуется коммуникабельность, инициативность, умение формировать команду и контролировать бизнес-процессы.

Оплата труда (диапазон зарплат)

Зарплата программиста напрямую зависит от специализации и квалификации. Наименее оплачиваемые должности – это junior-разработчики, которые только учатся. А наиболее оплачиваемые на рынке труда – архитекторы ПО и системные инженеры, на которых лежит ответственность за продукт или проект в целом. Поэтому диапазон зарплат программистов может быть очень широким:

    30 000 – 260 000 рублей

Перспективы профессии (востребованность)

Сейчас отрасль IT в целом и программирование в частности находятся на пике востребованности. Компании конкурируют за квалифицированных специалистов. В перспективе ближайших 5 лет программистов ждет благополучная жизнь и высокие зарплаты, потому что молодых кадров станет немного меньше. Придет период демографической ямы из-за низкой рождаемости в начале 90-х гг.
Но рынок IT ждет несколько опасностей. Во-первых, обучение программированию сейчас начинается уже практически с детского сада. Самые известные обучающие языки — это Scratch от MIT и Blockly от Google. Вероятно, навык программирования будет настолько же распространен, как знание английского языка, то есть будет входить в «джентльменский набор» при приеме на работу. А если им владеет почти каждый, то и ценность работы снижается.
Во-вторых, IT-образование сейчас дает почти каждый колледж и вуз. После дефицита рынок может «насытиться» профессиональными программистами, и их зарплаты упадут.
В-третьих, есть страны, в частности Индия, где IT-образование развивается еще быстрее. И в определенный момент услуги программирования насытят мировой рынок, как сейчас произошло с товарами, произведенными в Китае. С индийскими программистами трудно будет конкурировать в цене.

Будущему программисту стоит помнить об этих рисках. Но, как и в любой профессии, настоящий специалист, который любит свое дело и профессионально развивается, в любые времена будет востребован.

Какие компетенции и личные качества необходимы программисту

Наверняка, вы сходу назовете 3 качества, которые отличают программиста:
✎ логическое мышление
✎ математические способности
✎ усидчивость

Есть несколько компетенций, которые делают из хорошего программиста лучшего:
✎ гибкость мышления
✎ хорошая память
✎ многозадачность
✎ развитое воображение
✎ умение ясно выражать свои мысли
✎ коммуникабельность
✎ работа в команде

Человек, который умеет придумывать новые идеи и хорошо взаимодействовать в коллективе таких же разработчиков, сможет попасть в самые интересные и передовые IT-проекты или открыть свой.

Что делать уже сейчас

Вы думаете о программировании или хотите в будущем работать в IT? Начать развиваться можно уже в сейчас:

    ✔ Углубленно изучать математику, информатику, русский и английский язык в школе.
    ✔ Программировать и создавать веб-сайты, небольшие редакторы и полезные утилиты.
    ✔ Читать новости из сферы IT: на порталах cnews.ru, habrahabr.ru, computerworld.ru, hightech.fm и github.com.
    ✔ Заниматься в кружках по программированию и школах юного программиста.
    ✔ Посетить iСмену лагеря «Профессионалы будущего», чтобы пообщаться с настоящими IT-специалистами и узнать больше о современных технологиях.

Если вы хотите разобраться, подойдет ли вам специальность программиста, то пройдите наш бесплатный тест: информационно-технологический профиль

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Программирование

Программи́рование — процесс создания компьютерных программ.

В узком смысле (так называемое кодирование) под программированием понимается написание инструкций (программ) на конкретном языке программирования (часто по уже имеющемуся алгоритму — плану, методу решения поставленной задачи). Соответственно, люди, которые этим занимаются, называются программистами (на профессиональном жаргоне — кодерами), а те, кто разрабатывает алгоритмы — алгоритмистами, специалистами предметной области, математиками.

В более широком смысле под программированием понимают весь спектр деятельности, связанный с созданием и поддержанием в рабочем состоянии программ — программного обеспечения ЭВМ. Иначе это называется «программная инженерия» («инженерия ПО»). Сюда входят анализ и постановка задачи, проектирование программы, построение алгоритмов, разработка структур данных, написание текстов программ, отладка и тестирование программы (испытания программы), документирование, настройка (конфигурирование), доработка и сопровождение.

Программирование для ЭВМ основывается на использовании языков программирования, на которых записывается программа. Чтобы программа могла быть понята и исполнена ЭВМ, требуется специальный инструмент — транслятор.

В настоящее время активно используются интегрированные среды разработки, включающие в свой состав также редактор для ввода и редактирования текстов программ, отладчики для поиска и устранения ошибок, трансляторы с различных языков программирования, компоновщики для сборки программы из нескольких модулей и другие служебные модули.

Текстовый редактор среды программирования может иметь специфичную функциональность, такую как индексация имен, отображение документации, средства визуального создания пользовательского интерфейса. С помощью текстового редактора программист производит набор и редактирования текста создаваемой программы, который называют исходным кодом. Язык программирования определяет синтаксис и изначальную семантику исходного кода. Компилятор преобразует текст программы в машинный код, непосредственно исполняемый электронными компонентами компьютера. Интерпретатор создаёт виртуальную машину для выполнения программы, которая полностью или частично берёт на себя функции исполнения программ.

Программирование в широком смысле можно разбить на несколько стадий:

  • Анализ
  • Проектирование — разработка комплекса алгоритмов
  • Кодирование и компиляцию — написание исходного текста программы и преобразование его в исполнимый код с помощью компилятора
  • Тестирование и отладку — выявление и устранение ошибок в программах,
  • Испытания и сдачу программ
  • Сопровождение

Содержание

История

Антикитерский механизм из Древней Греции был калькулятором, использовавшим шестерни различных размеров и конфигурации, обусловливавших его работу, [1] по отслеживанию метонова цикла, до сих пор использующегося в лунно-солнечных календарях. [2] Аль-Джазари построил программируемый автомат-гуманоид в 1206 году. Одна система, задействованная в этих устройствах, использовала зажимы и кулачки, помещённые в деревянный ящик в определённых местах, которые последовательно задействовали рычаги, которые, в свою очередь, управляли ударными инструментами.

Часто первым программируемым устройством принято считать жаккардовый ткацкий станок, построенный в 1804 году Жозефом Мари Жаккаром, который произвёл революцию в ткацкой промышленности, предоставив возможность программировать узоры на тканях при помощи перфокарт.

Первое программируемое вычислительное устройство, Аналитическую машину, разработал Чарлз Бэббидж (но не смог её построить). 19 июля 1843 года графиня Ада Августа Лавлейс, дочь великого английского поэта Джорджа Байрона, как принято считать, написала первую в истории человечества программу для Аналитической машины. Эта программа решала уравнение Бернулли, выражающее закон сохранения энергии движущейся жидкости. В своей первой и единственной научной работе Ада Лавлейс рассмотрела большое число вопросов. Ряд высказанных ею общих положений (принцип экономии рабочих ячеек памяти, связь рекуррентных формул с циклическими процессами вычислений) сохранили свое принципиальное значение и для современного программирования. В материалах Бэббиджа и комментариях Лавлейс намечены такие понятия, как подпрограмма и библиотека подпрограмм, модификация команд и индексный регистр, которые стали употребляться только в 1950-х годах. Однако ни одна из программ написанных Адой Лавлейс никогда так и не была запущена.

Читать еще:  Особенности языков программирования высокого уровня

Языки программирования

Большая часть работы программистов связана с написанием исходного кода, тестированием и отладкой программ на одном из языков программирования. Исходные тексты и исполняемые файлы программ являются объектами авторского права и являются интеллектуальной собственностью их авторов и правообладателей.

Различные языки программирования поддерживают различные стили программирования (парадигмы программирования). Отчасти искусство программирования состоит в том, чтобы выбрать язык программирования, наиболее полно подходящий для решения поставленной задачи. Разные языки требуют от программиста различного уровня внимания к деталям при реализации алгоритма, результатом чего часто бывает компромисс между простотой и производительностью (или между временем программиста и временем пользователя).

Единственный язык, напрямую выполняемый ЭВМ — это машинный язык (также называемый машинным кодом и языком машинных команд). Изначально все программы писались в машинном коде, но сейчас этого практически уже не делается. Вместо этого программисты пишут исходный код на том или ином языке программирования, затем, используя компилятор, транслируют его в один или несколько этапов в машинный код, готовый к исполнению на целевом процессоре, или в промежуточное представление, которое может быть исполнено специальным интерпретатором — виртуальной машиной. Но это справедливо только для языков высокого уровня. Если требуется полный низкоуровневый контроль над системой на уровне машинных команд и отдельных ячеек памяти, программы пишут на языке ассемблера, мнемонические инструкции которого преобразуются один к одному в соответствующие инструкции машинного языка целевого процессора ЭВМ. (По этой причине трансляторы с языков ассемблера — ассемблера — получаются алгоритмически простейшими трансляторами.)

В некоторых языках вместо машинного кода генерируется интерпретируемый двоичный код «виртуальной машины», также называемый байт-кодом (byte-code). Такой подход применяется в Forth, некоторых реализациях Lisp, Java, Perl, Python, языках для .NET Framework.

Программные средства

Программные средства, используемые при разработке программ делятся на системные и инструментальные. В системном обеспечении основными являются операционные системы, инструментальные средства и технологии Windows, Mac OS X, Linux и т. п.

На олимпиадах по информатике и программированию с успехом используются только свободно распространяемые лицензионные инструментальные средства (в большинстве своём распространяются по лицензии GNU GPL). Из языков программирования на олимпиадах по программированию последние годы часто используются языки программирования Паскаль, C/C++ и Java.

Что включает в себя программирование

по дисциплине «Организация и функционирование компьютерных систем»

СИСТЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Система программирования — это набор специализированных программных продуктов, которые являются инструментальными средствами разработчика.
Программные продукты данного класса поддерживают все этапы процесса программирования, отладки и тестирования создаваемых программ.

Заметим, что любая система программирования может работать только в соответствующей ОС, под которую она и создана, однако при этом она может позволять разрабатывать программное обеспечение и под другие ОС.

    Например, одна из популярных систем программирования на языке С/С++ от фирмы Watcom для OS/2 позволяет получать программы и для самой OS/2, и для DOS, и для Windows.

Система программирования включает следующие программные компоненты:

  • редактор текста;
  • транслятор с соответствующего языка;
  • компоновщик (редактор связей);
  • отладчик;
  • библиотеки подпрограмм.

Редактор текста — это программа для ввода и модификации текста.

Трансляторы предназначены для преобразования программ, написанных на языках программирования, в программы на машинном языке. Программа, подготовленная на каком-либо языке программирования, называется исходным модулем. В качестве входной информации трансляторы применяют исходные модули и формируют в результате своей работы объектные модули, являющиеся входной информацией для редактора связей. Объектный модуль содержит текст программы на машинном языке и дополнительную информацию, обеспечивающую настройку модуля по месту его загрузки и объединение этого модуля с другими независимо оттранслированными модулями в единую программу.

Трансляторы делятся на два класса: компиляторы и интерпретаторы. Компиляторы переводят весь исходный модуль на машинный язык. Интерпретатор последовательно переводит на машинный язык и выполнят операторы исходного модуля

    (У интерпретаторов два основных недостатка. Первый — низкая скорость работы интерпретируемых программ.)
    Преимущество интерпретатора перед компилятором состоит в том, что программа пользователя имеет одно представление — в виде текста. При компиляции одна и та же программа имеет несколько представлений — в виде текста и в виде выполняемого файла.

Компоновщик, или редактор связей — системная обрабатывающая программа, редактирующая и объединяющая объектные (ранее оттраслированные) модули в единые загрузочные, готовые к выполнению программные модули. Загрузочный модуль может быть помещен ОС в основную память и выполнен.

Отладчик позволяет управлять процессом исполнения программы, является инструментом для поиска и исправления ошибок в программе. Базовый набор функций отладчика включает:

  • пошаговое выполнение программы (режим трассировки) с отображением результатов,
  • остановка в заранее определенных точках,
  • возможность остановки в некотором месте программы при выполнении некоторого условия;
  • изображение и изменение значений переменных.

Загрузчик — системная обрабатывающая программа. Загрузчик помещает объектные и загрузочные модули в оперативную память, объединяет их в единую программу, корректирует перемещаемые адресные константы с учетом фактического адреса загрузки и передает управление в точку входа созданной программы.

Список использованных источников

  1. Гордеев А.В., Молчанов А.Ю. Системное программное обеспечение. — СПб.: Питер, 2001. — с. 17-21
  2. Пустоваров В.И. Ассемблер: программирование и анализ корректности машинных программ: — К.: Издательская группа BHV, 2000. — с. 5-25

Назначение систем программирования

Для удобной разработки программ существуют специальные средства их создания, — системы (среды) программирования, которые обеспечивают весь цикл работы с программой — от ее разработки до выполнения и получения необходимых результатов.

Система программирования — это комплекс программных средств, предназначенных для автоматизации процесса подготовки и выполнения программ пользователя.

Назначение и состав систем программирования

Рассмотрим основные составляющие системы программирования:

  • Редактор текста
  • Язык программирования
  • Библиотека подпрограмм
  • Редактор связей (компоновщик)
  • Транслятор
  • Отладчик

Для сознательного понимания назначения составляющих системы программирования опишем этапы процесса разработки программы, связанные с использованием компьютера.

Редактор исходного кода

Вводим текст разработанной программы, которую называют исходным кодом, в компьютер и храним в памяти. Для этого система программирования имеет редактор текста, который обеспечивает ввод и редактирование исходного кода.

Компиляция и интерпретация

После введения программы и исправления ошибок, которые могли произойти во время ввода, осуществляется преобразование программы с языка программирования высокого уровня в двоичный код.

Читать еще:  Машинно ориентированный язык программирования

Такое преобразование осуществляется с помощью транслятора программ.

Различают два типа трансляторов: компиляторы и интерпретаторы.

В процессе интерпретации исходных текстов программ каждая команда (инструкция) последовательно превращается в двоичный код и сразу выполняется — на экране высвечивается результат ее выполнения. После завершения одной команды выполняется следующая и так далее до последней команды. Но результат преобразования не сохраняется, и каждый запуск программы начинается сначала.

В процессе компиляции осуществляется преобразование всего текста программного кода в двоичный код. Полученную после компиляции программу называют объектным модулем. Такая программа еще не готова к выполнению.

Исходный код обычно содержит ссылки на другие модули (подпрограммы), которые содержатся в библиотеке подпрограмм (например, модуль вычисления квадратного корня). Таким образом, к программному модуля нужно добавить коды необходимых подпрограмм, чтобы подготовить программу для исполнения.

Компилируемая программы выполняются быстрее интерпретируемых. Режим интерпретации нуждается в дополнительной основной памяти, поскольку интерпретатор должен все время храниться вместе с кодом. Но интерпретация в работе удобнее. Особенно для программистов, которые только начинают работать с системами программирования, так контролируется результат каждой команды.

Компоновка

После компиляции компоновщик (редактор связей) «склеивает» отдельные двоичные модули в единую программу, которая называется исполняемой программой. Этот процесс представлены на схеме:

Исходный код программы -> компилятор -> объектный модуль -> библиотека подпрограмм -> редактор связей -> выполняемая программа

Для дальнейшего выполнения программного кода, компилятор не нужен. Итак, после компиляции программа представлена ​​двоичными символами 1 и 0 и готова к исполнению на компьютере.

Отладка и тестирование

Полученная программа, даже если она выполняется, не гарантирует, что нет логических ошибок. Она может выполняться, но результат исполнения может быть неправильным. Поэтому нужно провести тестирование (испытания) программы на предмет выявления и устранения в ней логических ошибок.

Тестирование — достаточно ответственный этап. В крупных IT-компаниях над разработкой программ, которые называют проектами, работают десятки и даже сотни программистов разных направлений. Одни из них разрабатывают проекты, другие занимаются тестированием программ, экономическим обоснованием и тому подобное.

На этом этапе применяется отладчик программ, который позволяет пошагово анализировать программу. Отладчик позволяет выполнять трассировку программы, устанавливать и удалять контрольные точки в программах, условия приостановления выполнения программы и тому подобное.

Создание переносимых программ

Описанный выше процесс разработки программ является классическим для процедурных языков программирования. Для программ, разработанных языком ООП, есть отличия. Их сущность заключается в том, что после компиляции создается не машинный, а промежуточный код, так называемый байт-код. С помощью специального программного обеспечения он затем превращается в машинный.

Такой подход обусловлен тем, что в Интернете свободно перемещаются данные и программы (апплеты — небольшие программы, предназначенные для передачи через Интернет и выполнения в браузере, совместимом с языком программирования). Их нужно защитить от вирусов и других вредоносных программ, а также реализовать переносимость программ.

Под переносимостью понимают возможность загрузки и выполнения апплета на компьютерах с любым типом процессора, любой операционной системой и браузером, подключен к Интернету. Именно эти проблемы и позволяет решить байт-код.

Понятно, что использование любого промежуточного кода, в том числе и байт-кода, снижает скорость выполнения программ и требует дополнительных аппаратных средств. Впрочем, эти потери незначительны по сравнению с полученным выигрышем. Если бы ООП-программа сразу компилировалась в машинный код, то для каждого компьютера со своим типом процессора необходимо было бы иметь отдельную версию той самой программы, что экономически крайне невыгодно.

Иногда используются так называемые динамические компиляторы. Их сущность заключается в том, что байт-код компилируется в машинный код не весь сразу, а отдельными фрагментами, по мере необходимости. Другие части кода могут выполняться в режиме интерпретации. Тем самым достигается высокая эффективность работы с кодом.

Примеры систем программирования

Системы (среды) программирования часто именуются по названию языка, например среда Pascal, среда Delphi. Иногда название системы содержит префикс, указывающий на разработчика среды: название системы Turbo-C означает, что ее разработчиком является фирма Borland.

Сегодня все чаще используются интегрированные среды программирования, которые обеспечивают работу с несколькими языками. Такими системами являются, например, IntelliJ IDEA, Eclipse. Вариант Ultimate Edition системы IDEA обеспечивает работу с языками программирования Java, PHP, Python.

Некоторые системы программирования поддерживают как режим интерпретации, так и режим компиляции программ.

Далее, в процессе описания языка программирования Python, мы будем применять среду IDLE.

Что включает в себя программирование

Современные системы программирования обычно предоставляют пользователям мощные и удобные средства разработки программ. В них входят:

  • компилятор или интерпретатор;
  • интегрированная среда разработки;
  • средства создания и редактирования текстов программ;
  • обширные библиотеки стандартных программ и функций;
  • отладочные программы, т.е. программы, помогающие находить и устранять ошибки в программе;
  • «дружественная» к пользователю диалоговая среда;
  • многооконный режим работы;
  • мощные графические библиотеки; утилиты для работы с библиотеками
  • встроенный ассемблер;
  • встроенная справочная служба;
  • другие специфические особенности.

Популярные системы программирования — Turbo Basic, Quick Basic, Turbo Pascal, Turbo C.

В последнее время получили распространение системы программирования, ориентированные на создание Windows-приложений:

Borland Delphi 3.0

  • пакет Borland Delphi (Дельфи) — блестящий наследник семейства компиляторов Borland Pascal, предоставляющий качественные и очень удобные средства визуальной разработки. Его исключительно быстрый компилятор позволяет эффективно и быстро решать практически любые задачи прикладного программирования.
  • пакет Microsoft Visual Basic — удобный и популярный инструмент для создания Windows-программ с использованием визуальных средств. Содержит инструментарий для создания диаграмм и презентаций.
  • пакет Borland C++ — одно из самых распространённых средств для разработки DOS и Windows приложений.

Ниже для иллюстрации приведены на языках Бейсик, Паскаль и Си программы решения одной и той же простой задачи — вычисления суммы S элементов одномерного массива A=(a1, a2, . an).


Окно среды программирования Quick Basic

Программа на Паскале
Program Summa;
Type Mas = Array [1 .. 100] of Real;
Var A : Mas;
i, n: Integer;
S : Real;
BEGIN
Write(‘n = ‘); ReadLn(n);
For i : = 1 to n do
begin
Write(‘A[‘, i, ‘] = ‘);
ReadLn(A[i]);
end;

S : = 0;
For i : = 1 to n do
S : = S + A[i];
WriteLn(‘S = ‘, S:8:2);
END.

Операционные системы ради повышения скорости работы традиционно писались на языке низкого уровня — ассемблере, но язык Си настолько хорошо зарекомендовал себя, что на нем было написано более 90% всего кода ОС UNIX. Язык СИ обрел популярность как так называемый язык среднего уровня, в котором удобство, краткость и мобильность языков высокого уровня сочетаются с возможностью непосредственного доступа к аппаратуре компьютера, что обычно достигаются только при программировании на языке Ассемблера.

Си не очень прост в изучении и требует тщательности в программировании, но позволяет создавать сложные и весьма эффективные программы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector