Letysite.ru

IT Новости с интернет пространства
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое псевдокод в программировании

Псевдокод и блок-схемы

Дата создания: 2010-08-31 18:18:03
Последний раз редактировалось: 2012-02-08 04:53:26

    Предварительные уроки:
  1. Базовые концепции программирования. Перейти.
    Дальнейшие уроки:
  1. Установка Visual C++ 2008. Перейти.

Перед тем как начать изучать С++, мы познакомимся с двумя «методами», позволяющими упростить жизнь начинающему программисту. Для людей, никогда не сталкивавшихся с программированием, довольно трудно сразу писать программы. Поэтому были придуманы промежуточные стадии между человеческим языком и исходным кодом программ.

Любой язык очень богат. С помощью языка, в нашем случае — русского, мы можем выразить любую мысль. Компьютеры гораздо глупее нас — людей. Они не терпят неоднозначностей, которыми так богаты человеческие языки. Кроме того, стоит отметить, что наш (и любой другой национальный) язык слишком избыточен с точки зрения компьютера. Мы можем донести информацию без искажения смысла, используя гораздо более скудные средства, например, отказавшись от междометий, вводных слов.

Так о чём это я? Так как изначально компьютеры обладали очень небольшими ресурсами, прежде всего небольшим количеством памяти и медленной скоростью работы, то умным людям пришлось максимально упростить языки, которые понимали компьютеры. Но при этом на любом языке компьютеров можно выразить практически любую мысль человеческого языка.

Главная задача программиста: переводить мысли с повседневного языка общения на язык компьютеров.

Как я писал выше, начинающим программистам довольно трудно это делать. Для преодоления этих трудностей предназначены блок-схемы и псевдокод.

Псевдокод (pseudocode)

При обучении псевдокоду многие авторы стараются как-то формализовать псевдокод и сделать его похожим на какой-то язык программирования, обычно, Pascal (фу, отстой). Я же буду использовать немного другой подход — псевдокодом у нас будут обычные предложения.

Что такое псевдокод? Это запись команд компьютеру обычным человеческим языком. В итоге программист получает промежуточную форму между повседневным языком и языком программирования.

Давайте разберём пример. Обычно, в качестве примеров выбирают ситуации, с практикой не имеющие ничего общего. Мы же рассмотрим совсем другой пример, который постоянно встречается на практике. Допустим у нас в стратегической игре есть карта размером 64 на 64 клетки. Для каждого персонажа игры нужно проверить, чтобы он не выходил за пределы карты. Координаты обозначим как x (по горизонтали), y (по вертикали). Очевидно, что координаты любого персонажа должны находиться в диапазоне [1 . 64]. Предыдущее предложение — это мысль, которую нужно выразить на языке программирования.

Так как мы ещё не начали изучать C++, то давайте запишем эту мысль с помощью псевдокода. При этом предложения нужно строить только с помощью базовых конструкций, которые мы изучили в предыдущем уроке:

Данные четыре предложения ограничивают движение персонажа. Это и есть псевдокод. Всю задачу мы смогли реализовать с помощью четырёх ветвлений с одной ветвью, в каждой из которых по одному оператору. Теперь этот псевдокод можно легко перевести на любой язык программирования. Давайте сделаем это для C++. Для этого в псевдокоде нужно заменить некоторые слова на английские эквиваленты, а математические действия нужно записать на математическом языке. Слово если на английском будет if (читается как иф):

Это тоже псевдокод, правда, уже более близкий к языкам программирования. В данном варианте псевдокода мы кое-что потеряли. Чьи координаты здесь проверяются? Чтобы обозначить, что x,y — координаты персонажей игры, мы запишем их через точку: unit.x, unit.y. Здесь видно, что x и y принадлежат юниту, а не зданию или дереву. Посмотрим на новый вариант:

Это всё ещё псевдокод, но здесь уже не содержится никакой избыточности — мы избавились от всех лишних слов. Данный вариант очень близок к языкам программирования. На C++ финальный код будет выглядеть вот так:

Этот код на С++ полностью рабочий! Кстати, очень похожий код мы будем использовать в арканоиде для контроля шара.

Здесь я показал три варианта псевдокода. Первое время вы будете пользоваться первым вариантом, записывая код в виде предложений на русском языке. Если достаточно плотно заниматься, то псевдокод становится ненужным уже недели через три, когда удаётся усвоить базовые конструкции языка программирования, но на начальном этапе это довольно полезная штука.

Простой пример, который мы разобрали выше, наглядно показывает нам чем занимается программист.

Что должен уметь делать программист?

Основная задача программиста состоит в следующем: перевод мыслей на язык, понятный компьютерам. Давайте ещё раз проследим, как это происходит.

Сначала мы захотели создать стратегию, далее мы начинаем обдумывать отдельные части будущей программы. Так, мы хотим, чтобы действие игры происходило на ограниченном поле размером 64*64 клетки. Отсюда вытекает следующее правило: любой персонаж игры должен находиться в пределах этого поля. У каждого персонажа есть координаты, которые задают его местоположение на карте. Чтобы точно удостовериться, что персонаж находится внутри поля, нужно проверить, не пересёк ли персонаж какую-либо из четырёх сторон поля. Теперь мы можем написать псевдокод (или сразу код, если достаточно хорошо знаем какой-нибудь язык программирования):

В итоге из одного предложения: «Любой персонаж игры должен находиться в пределах поля 64*64» — получилось четыре ветвления, каждое из которых будет состоять из одного оператора.

Самое сложное и важное на начальном этапе обучения программированию — научиться переводить мысли с человеческого языка на языки программирования (основные средства которых мы обсудили в прошлом уроке).

Блок-схемы (blockschemes)

Блок-схема — это графическое представление программы.

Блок-схемы строятся из отдельных блоков. При этом разные средства языков программирования на блок-схемах изображаются разными блоками. Например, для условия, на основе которого строится ветвление, изображается ромбом. Оператор, в котором происходит обработка информации, изображается прямоугольником. Давайте более подробно обсудим разные блоки.

Любая программа имеет начало и конец. На блок-схемах начало и конец программ обозначаются прямоугольниками со скруглёнными углами. Внутри этих прямоугольников пишутся слова: «Начало», «Конец».

В блок-схемах выделяют два вида операторов: операторы обработки данных и операторы ввода/вывода.

Блок обработки данных изображается прямоугольником. В операторе обработки данных происходят различные вычисления (сложение, вычитание, деление, умножение чисел). Давайте посмотрим на простую программу с тремя операторами:

Как видим, блоки соединяются линиями со стрелочками. Стрелочками указывается последовательность выполнения блоков.

Второй вид операторов в блок-схемах — блоки ввода/вывода данных. Они обозначаются как четырёхугольники со скошенными боковыми сторонами. В таких блоках происходит ввод/вывод данных: печать данных на экран, получение координат курсора мыши, получение клавиш клавиатуры, на которые нажал пользователь:

На двух предыдущих картинках мы видим последовательное выполнение операторов. Теперь давайте посмотрим, как в блок-схемах отображаются ветвления. Для построения ветвлений в блок-схемах используется блок условия, который обозначается ромбом:

Читать еще:  Теория алгоритмов в программировании

Если условие, записанное в ромбе, выполняется, то выполняется код по линии «да», а если не выполняется, то выполняется ветка «нет».

В прошлом уроке мы видели примеры ветвлений, в которых было больше двух ветвей. Чтобы реализовать такие ветвления с помощью блоков условий, нужно использовать вложение этих блоков друг в друга.

Также возможно построение ветвлений с одной ветвью. В блок-схемах это будет выглядеть вот так:

Обратите внимание, что линии не обязательно рисовать слева и справа от блока условия, можно и снизу. При этом из блока ветвления должно выходить только две ветви: одна, которая удовлетворяет условию, другая, которая не удовлетворяет условию.

На этой же картинке я показал ещё пару новых вещей: троеточия и окружности.

Троеточие используется, чтобы показать, что в этом месте пропущено несколько операторов.

Окружность говорит, что это продолжение кода, который был начат в другом месте, или, что код будет продолжен в другом месте. Окружности особенно полезны, когда рисуешь блок-схемы на бумаге. С помощью окружностей можно разрывать код, если программа не входит на одну страницу.

Если нужно разорвать код с несколькими ветвями, то окружности нумеруются.

Для обозначения циклов в блок-схемах используется следующий блок:

Внутри пятиугольника записывается условие продолжения цикла. Если условие выполняется, то выполняется и код цикла. Обратите внимание, что код цикла всегда возвращается к началу цикла. Если условие не выполняется, то выполняется следующий оператор после цикла.

А теперь давайте посмотрим, как будет выглядеть блок-схема программы, псевдокод которой мы рассмотрели выше:

Я немного усовершенствовал программу. Здесь не просто проверяются координаты одного юнита, но координаты всех юнитов игры. Сами юниты хранятся в массиве units. Всего в игре двадцать юнитов. Чтобы проверить координаты всех юнитов, используется переменная current (current — текущий, читается как каррент). На картинке не показаны две вещи: как увеличивается переменная current и то, что проверяются x и y для текущего юнита.

Увеличение current должно происходить после всех ветвлений, но перед тем, как процессор вернётся к началу цикла. Я упустил этот момент, когда рисовал картинку (а сейчас исправлять неохота).

Заключение

Вот, в общем-то, и всё по псевдокоду и блок-схемам. Некоторые моменты я упустил, надеюсь, дополню позже.

Самое главное, что вы должны были усвоить: и псевдокод, и блок-схемы — это вспомогательные средства создания программ. Пользоваться или не пользоваться ими решать вам — мы не в школе. Вполне возможно, что создание псевдокода и построение блок-схем поможет вам разобраться в первых программах. Но делать это вам придётся самостоятельно, в своих уроках я не использую ни то, ни другое.

Что такое псевдокод и зачем его писать

Перевод статьи «How To Write Pseudo-code».

Перед вами когда-нибудь стояла действительно сложная задача, связанная с программированием? Задача, в которой вы могли бы, пожалуй, написать логику, но не уверены насчет того, какой синтаксис использовать? Написание псевдокода будет отличным началом решения подобных задач.

Что это такое

Псевдокод это «язык», с помощью которого вы можете изложить всю логику вашего кода и при этом не написать ни строчки на каком-либо языке программирования. Он будет очень часто попадаться вам в исследованиях алгоритмов, особенно алгоритмов машинного обучения. Но это не значит, что псевдокод не годится для веб-разработки.

Почему вам стоит использовать псевдокод?

Есть проекты, настолько массивные, что без применения псевдокода вы просто потеряетесь в них. Написание псевдокода позволяет вам заранее продумать потенциальные проблемы. Благодаря ему вы можете наблюдать чистую логику и порядок выполнения программы, не беспокоясь при этом о запуске вашего кода.

Создание псевдокода перед написанием настоящего кода также поможет вам быстрее завершать ваши проекты. Вы можете считать его своеобразным эскизом вашей программы. Написав псевдокод, вы уже знаете, где что должно находиться и как должно работать вместе. Поэтому, когда вы приступите к фазе настоящей сборки, вам не нужно будет долго раздумывать над тем, что нужно сделать, ведь вы уже заранее это определили.

Самый смак в том, что псевдокод не зависит ни от какого языка программирования. Логика, написанная вами, может быть применена кем угодно и реализована на любом языке. Это дает вам свободу повторного использования и улучшения архитектуры создаваемого вами приложения.

Одна из не слишком бросающихся в глаза особенностей псевдокода – возможность делиться им с другими людьми. Порой у вас в руках оказывается специфический кусок логики, который можно использовать во многих проектах, но все эти проекты написаны на разных языках. Благодаря псевдокоду вы можете поделиться этой логикой с другими программистами, а уж они реализуют ее на нужном им языке.

Еще одно отличное свойство псевдокода состоит в том, что вы можете писать его в любом формате. Можно использовать академический формат. Он невероятно структурированный и детализированный, но связан с применением математики в больших количествах. Или же вы можете писать просто краткую схему того, что ожидаете от своего кода.

Как писать псевдокод

Вот пример псевдокода, который я писала в одной из моих научных работ:

Я безусловно признаю, что для веб-разработки это уже перегиб. Если вы используете LaTex для написания псевдокода, есть вероятность, что ваш код излишне сложен. Скорее всего, небольшой записи в Word или даже в Notepad будет вполне достаточно.

Вот пример простого псевдокода, который я написала для одного из моих проектов по веб-разработке:

Вам не обязательно слишком вдаваться в технические детали, но чем подробнее вы все изложите, тем легче вам будет писать настоящий код. Представьте, что вы создаете эскиз своей программы. Это дает вам возможность хорошенько продумать, чего вы хотите достичь, и увидеть, как весь ваш код будет работать в целом.

Главное, на чем следует сосредоточиться при написании псевдокода:

  • логика выполнения программы,
  • детали сложных частей вашей программы,
  • последовательное форматирование.

На самом деле писать псевдокод не так уж сложно. По мере написания вы начнете видеть, где стоит добавить побольше деталей, а где можно что-то убрать. Помните, что этот «эскиз» предназначен в первую очередь для вашего личного пользования, поэтому пишите его так, как вам будет удобно.

Лично я люблю псевдокод. Он помогает мне более ясно мыслить, когда дело доходит до написания настоящего кода. Когда вся логика вашей программы уже спланирована, у вас появляется куда больше времени на эксперименты с производительностью и оптимизацией. Кроме того, когда вы наконец углубитесь в написание кода, вам не придется слишком уж перенапрягать мозг.

Читать еще:  Синтаксис в программировании

А что вы думаете о псевдокоде? Стоит он потраченного времени или лучше сразу приступать к написанию настоящего кода? Поделитесь своим мнением в комментариях!

Псевдокод (язык описания алгоритмов)

  • Псевдоко́д — компактный (зачастую неформальный) язык описания алгоритмов, использующий ключевые слова императивных языков программирования, но опускающий несущественные подробности и специфический синтаксис. Псевдокод обычно опускает детали, несущественные для понимания алгоритма человеком. Такими несущественными деталями могут быть описания переменных, системно-зависимый код и подпрограммы. Главная цель использования псевдокода — обеспечить понимание алгоритма человеком, сделать описание более воспринимаемым, чем исходный код на языке программирования. Псевдокод широко используется в учебниках и научно-технических публикациях, а также на начальных стадиях разработки компьютерных программ.

Блок-схемы и дракон-схемы можно рассматривать как графическую альтернативу псевдокоду. В отличие от стандартизации синтаксиса языков программирования, на синтаксис псевдокода обычно не устанавливается стандартов, так как последний непосредственно не компилируется в исполняемую программу. Поэтому можно сказать, что обычно автор каждой публикации применяет свой оригинальный псевдокод, однако чтобы быть максимально понятным читателям, авторы публикаций содержащих псевдокод, как правило, заимствуют нужные им конструкции из какого-либо языка программирования. Зачастую источником псевдокода служат несколько языков, и таким образом псевдокод часто не содержит специфических признаков конкретного языка программирования. Кроме того, математические выражения часто включаются в псевдокод в том виде, как их принято записывать в математике, а не в языках программирования, а некоторые фрагменты псевдокода могут быть фразами естественного языка (русского, английского и т. д.). Однако при этом конструкции некоторых языков программирования чаще используются для псевдокода. Так, например, очень часто используется синтаксис, похожий на синтаксис языка Паскаль. Это объясняется тем, что Паскаль создавался как язык, ориентированный на задачи обучения программированию, и поэтому синтаксис этого языка особенно приспособлен для восприятия человеком. Часто используются и другие языки: Си, Алгол, Фортран и другие. Их использование можно объяснить как личными симпатиями автора, так и распространенностью на момент написания публикации. В случае русскоязычных публикаций в качестве псевдокода часто используется перевод ключевых слов языков программирования с английского на русский. Такой подход практикуется, в частности, в учебниках по информатике.

На практике же программист может выбирать язык, который максимально подробно описывает то, что ему нужно точно получить от машины, чтобы избежать разногласий с заказчиком.

В ряде случаев псевдокодом называют систему команд абстрактной машины, например, P-код, псевдокод вымышленной машины MIX и т. д. В отличие от псевдокода неформального характера, такой псевдокод уже строго формализован, труднее для понимания человеком, но может быть транслирован в работающую программу и запущен в программе-эмуляторе данной гипотетической машины.

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

В программировании, ассемблерной вставкой называют возможность компилятора встраивать низкоуровневый код, написанный на ассемблере, в программу, написанную на языке высокого уровня, например, Си или Ada. Использование ассемблерных вставок может преследовать следующие цели.

В приведённой ниже таблице отмечено наличие или отсутствие тех или иных возможностей в некоторых популярных сегодня языках программирования. Столбцы упорядочены по алфавиту. Если возможность в языке недоступна напрямую, но может быть эмулирована с помощью других средств, то в таблице отмечено, что её нет.

Что такое псевдокод и как он делает вас лучшим разработчиком?

1 min

Когда вы впервые начинаете учиться программировать, есть много вещей, которые нужно изучить, прежде чем создавать свое первое приложение. Думая как программист, вы можете разбивать проблемы на алгоритмы для их решения. Алгоритмы – это шаги, которые ваш код предпримет для решения проблемы или ответа на вопрос.

Это может быть непросто, если вы новый программист с самого начала мыслите как программист. Перевод идей приложений в реальный код требует некоторой практики.

Чтобы преодолеть разрыв между тем, что вы хотите, чтобы ваше приложение делало, и реальным кодом, который вам нужно написать, вы можете использовать псевдокод.

Что такое псевдокод?

Псевдокод – это текстовое описание фрагмента кода или алгоритма. На самом деле это не кодирование; нет сценария, нет файлов и нет программирования. Как следует из названия, это «поддельный код».

Псевдокод не написан на каком-либо конкретном языке программирования. Он написан простым английским языком, понятным и простым для понимания.

Хотя он не написан на языке программирования, все еще используются ключевые слова, которые относятся к общим концепциям кодирования. Они написаны заглавными буквами, чтобы их было легче читать.

  • НАЧАЛО
  • ВХОД
  • READ / GET
  • PRINT / DISPLAY
  • CALCULATE / ОПРЕДЕЛИТЬ
  • УСТАНАВЛИВАТЬ
  • Инкремент / декремент
  • ПРОГРАММА
  • КОНЕЦ

Вот фрагмент того, как может выглядеть псевдокод для программы, которая просит вас ввести ваш любимый цвет и печатает ваш выбор.

Это довольно простой алгоритм, написанный в псевдокоде. Любой может прочитать и понять, что это пытается сделать. Как программист, все, что вам нужно сделать, это воплотить это в жизнь, используя любой язык программирования, на котором вы кодируете. Вот та же программа на JavaScript:

Эта программа использует синтаксис JavaScript

написать алгоритм. Если вы не знаете JavaScript, выяснить, что происходит, может быть немного сложно.

Псевдокод пишет алгоритм, языки программирования пишут синтаксис.

Чем полезен псевдокод?

Псевдокод поможет вам спланировать свое приложение до того, как вы его напишите. Это помогает вам создавать алгоритмы в формате, который легче читать, чем синтаксис кода. Как только языки программирования входят в картину, может быть труднее понять, что делает ваш код.

Пример JavaScript легко прочитать, если вы знаете язык. Но что, если вы просто читаете это и пытаетесь определить логику? Конкретные термины, такие как window.prompt или console.log не рассказывать много об алгоритме.

Хорошие принципы программного обеспечения важны. Если вы интервью, чтобы стать инженером программного обеспечения

они не ожидают, что вы запомните синтаксис. Они спросят о ваших знаниях алгоритмов и структуры. Вы напишите намного лучший код, если создадите свои алгоритмы и структуру до того, как начнете кодировать.

Как написать псевдокод

Написание полной программы в псевдокоде требует много разных операторов и ключевых слов, очень похожих на обычное программирование. Фактически, как только вы достаточно далеко продвинетесь в своем псевдокоде, он начнет выглядеть очень близко к реальной программе.

Давайте построим ключевые слова с помощью операторов псевдокода для построения алгоритмов.

Conditionals

Условные операторы имеют решающее значение для программирования. Эти операторы являются операторами IF или IF / ELSE, которые могут добавить логику в ваш код. Эти операторы написаны в псевдокоде с использованием:

Читать еще:  Язык программирования примеры программ

Вот программа, которая выполняет простой оператор IF / ELSE, написанный в псевдокоде. Посмотрите, сможете ли вы определить, что этот код пытается сделать, просто прочитав.

Это довольно простая программа. Он запрашивает у пользователя число и делает что-то в зависимости от того, является ли число нечетным или четным.

итерация

Другой важной частью программирования является итерация, также известная как создание циклов. Некоторые общие петли за петли и пока петли, обе из которых могут быть записаны в псевдокоде.

Этот алгоритм предназначен для программы, которая будет печатать «Hello» 12 раз, что немного излишне, но показывает, насколько просто написать цикл в псевдокоде.

В то время как петли также пишутся очень легко

Еще один довольно простой алгоритм, использующий цикл while для вывода «Hello». Оба примера цикла имеют четкое начало и конец итерации.

Вы также можете написать так называемые циклы Do-While.

, Ключевые слова в псевдокоде отличаются: REPEAT и UNTIL.

Так же, как делать пока цикл, это будет выполнять действие, пока не будут выполнены определенные критерии. Как только оно выполнено, цикл завершится.

функции

Функции – лучший друг программиста. Они содержат код, который можно вызывать снова и снова и используются во всех языках программирования высокого уровня. Добавление функций в ваш псевдокод очень просто.

Вы можете вызывать функции в псевдокоде.

Там не так много функций; они очень просты, и вы можете добавить любую логику, которая вам нравится.

Обработка ошибок

Возможность разработки кода, который реагирует на ошибки, очень важна при разработке приложений. Таким образом, вы можете включить эти уловки в свой псевдокод.

Вы можете обрабатывать ошибки и исключения, используя ключевое слово: ИСКЛЮЧЕНИЕ. Вот простой алгоритм, который ловит ошибку

Код исключения поймает неверный ввод от пользователя. Тестирование кода жизненно важно для написания хороших приложений. Некоторые из этих исключений снова появятся в вашем тестировании, поэтому хорошо иметь возможность записать их в свой псевдокод при планировании приложения.

Разработка программного обеспечения и многое другое

Псевдокод – это все, что делает вас лучшим программистом. Теперь, когда вы знаете, как написать его, вы можете увидеть, насколько он может быть полезен в процессе программирования. Программисты зарабатывают довольно хорошие деньги, поэтому, если это ваш карьерный шаг, у вас будет много возможностей, если вы многому научитесь.

Рекомендуется знать, как использовать псевдокод, однако вы учитесь программировать. Хотите узнать больше? Ознакомьтесь с некоторыми основными принципами, которым должен следовать каждый программист

7.7. Что такое псевдокод? 7.8. Как записываются алгоритмы на школьном алгоритмическом языке?

7.7. Что такое псевдокод?

Он занимает промежуточное место между естественным и формальным языками.

С одной стороны, он близок к обычному естественному языку, поэтому алгоритмы могут на нем записываться и читаться как обычный текст. С другой строны, в псевдокоде используются некоторые формальные конструкции и математическая символика, что приближает запись алгоритма к общепринятой математической записи.

В псевдокоде не приняты строгие синтаксические правила для записи команд, присущие формальным языкам, что облегчает запись алгоритма на стадии его проектирования и дает возможность использовать более широкий набор команд, рассчитанный на абстрактного исполнителя. Однако в псевдокоде обычно имеются некоторые конструкции, присущие формальным языкам, что облегчает переход от записи на псевдокоде к записи алгоритма на формальном языке. В частности, в псевдокоде, так же, как и в формальных языках, есть служебные слова , смысл которых определен раз и навсегда. Они выделяются в печатном тексте жирным шрифтом, а в рукописном тексте подчеркиваются. Единого или формального определения псевдокода не существует, поэтому возможны различные псевдокоды, отличающиеся набором служебных слов и основных (базовых) конструкций.

Примером псевдокода является школьный алгоритмический язык в русской нотации ( школьный АЯ ), описанный в учебнике А.Г. Кушниренко и др. «Основы информатики и вычислительной техники», 1991. Этот язык в дальнейшем мы будем называть просто «алгоритмический язык».

7.8. Как записываются алгоритмы на школьном алгоритмическом языке?
Основные служебные слова

Часть алгоритма от слова алг до слова нач называется заголовком , а часть, заключенная между словами нач и контелом алгоритма.

В предложении алг после названия алгоритма в круглых скобках указываются характеристики (арг, рез) и тип значения (цел, вещ, сим, лит или лог) всех входных (аргументы) и выходных (результаты) переменных. При описании массивов (таблиц) используется служебное слово таб, дополненное граничными парами по каждому индексу элементов массива.

Примеры предложений алг :

    • алг Объем и площадь цилиндра (арг вещ R, H, рез вещ V, S)
    • алг Корни КвУр(арг вещ а, b, c, рез вещ x1, x2, рез лит t)
    • алг Исключить элемент(арг цел N, арг рез вещ таб А[1:N])
    • алг Диагональ(арг цел N, арг цел таб A[1:N,1:N], рез лит Otvet)

Предложения дано и надо не обязательны. В них рекомендуется записывать утверждения, описывающие с остояние среды исполнителя алгоритма , например:

    1. алг Замена (арг лит Str1, Str2, арг рез лит Text)
    дано | длины подстрок Str1 и Str2 совпадают
    надо | всюду в строке Text подстрока Str1 заменена на Str2

2. алг Число максимумов (арг цел N, арг вещ таб A[1:N], рез цел K)
дано | N>0
надо | К — число максимальных элементов в таблице А

3. алг Сопротивление (арг вещ R1, R2, арг цел N, рез вещ R)
дано | N>5, R1>0, R2>0
надо | R — сопротивление схемы

Здесь в предложениях дано и надо после знака «|» записаны комментарии. Комментарии можно помещать в конце любой строки. Они не обрабатываются транслятором, но существенно облегчают понимание алгоритма. Команды школьного АЯ
Оператор присваивания. Служит для вычисления выражений и присваивания их значений переменным. Общий вид: А := В, где знак «:=» означает команду заменить прежнее значение переменной, стоящей в левой части, на вычисленное значение выражения, стоящего в правой части.

Например, a:=(b+c)*sin(Pi/4); i:=i+1.

Для ввода и вывода данных используют команды

    • ввод имена переменных
    • вывод имена переменных, выражения, тексты.

Для ветвления применяют команды если и выбор, для организации циклов — команды для и пока, описанные в разделе 7.9. Пример записи алгоритма на школьном АЯ
алг Сумма квадратов (арг цел n, рез цел S)
дано | n > 0
надо | S = 1*1 + 2*2 + 3*3 + . + n*n
нач цел i
ввод n; S:=0
нц для i от 1 до n
S:=S+i*i
кц
вывод «S = «, S
кон

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector