Letysite.ru

IT Новости с интернет пространства
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

А осборн мозговой штурм

А осборн мозговой штурм

1. ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И СУТЬ МЕТОДА

Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов. В это время совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Ф. Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» в 1953 году.

Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которуюбольшинство из нас не воспринимает как проблему. Несмотря на очевидно

Ответ был найден Осборном при детальном рассмотрении процедуры включения «новичка» в решение проблемы. Как правило, проблемы формулируются специалистами на профессиональном языке с привлечением специальных терминов, на базе глубокого знания происходящего, внутренне действующих эффектов. Досконально разобраться в такой


А. Осборн

Итак, для того, чтобы идеи приняли специалисты, они должны быть выдвинуты оформленными «по всем правилам» — таково широко распространенное мнение. И требуется испытание идеи, ее надо обосновать, доказать истинность. Все это очень затрудняет привлечение новичков и неспециалистов к решению даже очень важных для предприятия вопросов. Важнейшим элементом метода, предложенного Осборном, является снятие этого ограничения. «Почему бы не разделить каждую проблему таким образом, чтобы одна часть опытных экспертов позаботилась об изыскании фактов о юридическом суждении, тогда как творческие консультанты сосредоточились бы только на выдвижении одной идеи за другой» — пишет А. Осборн.

В этом разделении процесса поиска идеи и в подборе людей для выполнения каждого этапа и состоит основа предложенного метода. Осборн указывает на появление нового подхода к решению проблем, подхода, который получил название «имадженерия». «Вы даете свободу полета своей фантазии, а затем «имадженерируете» ее на землю».

Поэтому когда американский бизнесмен Алекс Осборн занялся рекламой, он столкнулся с необходимостью поиска нового, той «изюминки», на которую обычно и «клюет» покупатель. Надо отдать должное исследовательскому таланту Осборна. Он уяснил главное — поиску идеи мешает психологическая инерция, наша привычка к «накатанному» пути, шаблонным решениям.

Однако, как уже отмечалось выше, Осборн понял, что еще сильнее мешает поиску нового сидящая глубоко в подсознании каждого боязнь критики, неодобрения окружающих. И еще он заметил, что у одних людей ярче выражены способности к выдвижению идей, а у других — к их анализу, критическому осмыслению. Вот почему начав поиски метода, который бы позволил быстро подобрать лучшее решение, он удачно пришел к мысли: разделить процесс поиска решений на две части. На 1 этапе, в свободной творческой обстановке, выдвигаются идеи (причем, самые «безумные»), а на 2 этапе — они критически осмысливаются.

Работе над совершенствованием метода помешала война с фашистской Германией. А. Осборн стал военным моряком на судах широко тогда известной серии «Либерти», перевозивших военные грузы в Европу. Эти, «пекшиеся» на стапелях в конвейерном варианте суда были вооружены, что называется, символически и часто становились жертвой первой же торпедной атаки вражеских субмарин, шнырявших по Атлантике.

Решив снять напряжение в самое опасное, дневное время плавания, А.Осборн предложил свободным от вахты поиграть в «брейнсторминг» (мозговой штурм, как он назвал свой метод). Моряки, предлагая разные способы защиты от торпед, высказали шутливую мысль: стать всем по борту и «отдуть» торпеду в сторону. Как ни парадоксально, но специально поставленный в следующем рейсе сбоку мощный вентилятор струей воды изменил курс торпеды. Она прошла за кормой, и корабль был спасен.

После войны Осборн усовершенствовал свой метод, ставший на какое-то время одним из наиболее известных и применяемых для коллективного поиска решений.

В проведении мозгового штурма есть несколько этапов и четкие правила «игры» (см. ЦОР 11-106 или §2 учебника «Технология». 11 класс). Этапы состоят из подготовки, проведения штурма, оценки и отбора идей, проработки и развития наиболее ценных из них.


Фото примера проведения мозгового штурма

Правила проведения мозгового штурма несложны.

1. Четко формулируется и записывается задача. При необходимости она разбивается на подзадачи. Разрешается использование специальных вопросов: почему это необходимо, где должно быть сделано, кто должен сделать, что конкретно и как должно быть сделано и т.д.

2. Группа делится на генераторов идей (людей, обладающих богатым творческим воображением и фантазией) и экспертов (людей с аналитическим складом мышления, квалифицированных специалистов). Эксперты не принимают участие в поиске решений. Они их затем оценивают.

3. При выдвижении идей запрещена критика в любом виде (словом, мимикой, жестом), наоборот, поощряются шутки, каламбуры, свободная непринужденная форма изложения. Задача — за 30-45 минут обсуждения в быстром темпе получить максимальное число идей. Идеи высказываются без доказательств.

4. Все идеи фиксируются, для чего применяют магнитофон или стенографию (запись).

5. Руководит брейнстормингом ведущий — специалист, имеющий опыт проведения научных дискуссий и постановки проблем.

Мозговой штурм Автор Алекс Ф. Осборн 5.1.История

    Навигация по данной странице:
  • 5.2. Общая характеристика метода

5. Мозговой штурм

5.1.История

Психолог А. Ф. Осборн считается отцом классического мозгового штурма, в 1953 г. вышла его книга «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления», в которой описаны основные принципы проведения описываемого метода. Пятидесятые годы прошлого века стали активным периодом внедрения брейнсторминга в практику решения производственных задач, что привело к широкому распространению этого метода. На предприятиях стали появляться специализированные группы, получившие название «мозговых центров». Возникли фирмы, именуемые «фабриками мысли», основной задачей которых было решение проблем, поставленных заказчиком, и мозговой штурм являлся одним из наиболее широко применяемых ими инструментов.

Упомянутая выше книга А. Осборна «Управляемое воображение» издавалась в США множество раз и является до настоящего времени одним из рекомендованных учебников по развитию творческих способностей для сотен американских колледжей и университетов. Без сомнения мозговой штурм оказал значительное влияние на развитие систем управления интеллектуальной деятельностью.

В последние десятилетия этот метод стал практически «своим» в российской бизнес-среде, а также он активно применяется при решении образовательных задач как один из дискуссионных методов активного

Читать еще:  Как поменять флеш плеер

5.2. Общая характеристика метода

Термин — английский, составлен из двух понятий: brain — мозг, storming — штурм, буря, сильное волнение. Это словосочетание допускает несколько вариантов перевода на русский язык. Дословно его можно перевести как «волнение мозга». Распространены такие варианты названия метода, как мозговой штурм, мозговая атака, атака умов, методика отсроченной оценки идей.

Основная идея. Заключается в том, чтобы отделить процесс выдвижения, предложения идей от их оценки и отбора.

Осборн установил, что оценка, точнее ожидание негативной оценки, сдерживает процесс выдвижения гипотез. Участники боятся показаться смешными, некомпетентными, это подавляет их личную инициативу.

В связи с чем он предложил проводить критический анализ выдвинутых гипотез не сразу, а после того, как будут высказаны все возможные идеи.

Он ввел запрет на критику (в т. ч. невербальные формы выражения оценки — мимика, смех, жесты) на начальном этапе рассмотрения проблемы, связанном с поиском нестандартных способов ее решения. Такой прием позволил раскрепостить участников мозгового штурма и тем

самым стимулировать их творческие способности. Этот подход в итоге позволяет прийти к свободному продуцированию наибольшего числа предложений о решении проблемы.

Определение. Мозговой штурм — это вид групповой дискуссии, характеризующийся разделением процессов генерации идей и их анализа во времени и/или между людьми (группами «генераторов идей» и «критиков»), направленный на поиск нестандартных путей решения проблемы.

Цель: стимулирование творческой активности участников, генерирование максимально возможного количества разнообразных (нестандартных, порой абсурдных, нелепых, фантастических) идей для решения проблемы.

С одной стороны, этот метод имеет достаточно широкую область применения, он используется:

  • при решении производственных и научно-технических задач (например, поиск приемов усовершенствования продукта, выявление его недостатков, новых сфер применения изделия, способов его продвижения на рынке и прочее);
  • при принятии эффективных управленческих решений (например, повышение мотивации сотрудников, увеличение производительности, снижение времени на «перекуры» и т. д.);
  • для решения широкого круга творческих задач (например, организация праздников, создание рекламных продуктов, поиск новых способов развития сюжета художественного произведения);
  • с целью поиска условий оптимизации социально-психологического климата коллектива как механизма для решения внутригрупповых задач, конфликтов, повышения сплоченности группы;
  • в тренингах решения проблем, креативного мышления;
  • для поиска вариантов поведения в сложных социальных и личных ситуациях;
  • в образовательном процессе, с целью самостоятельного исследования определенной области знаний (например, приемы развития памяти, мышления и т. п., способы профилактики наркомании), в качестве вспомогательной процедуры на этапе выдвижения гипотез (в проблемном обучении), может служить для развития фантазии, воображения, гибкости мышления, а также критичности обучаемых.

С другой стороны, его применение наиболее эффективно на начальном этапе решения проблемы, характеризующемся отсутствием или минимальным, недостаточным количеством информации.

Его применение оправдано при выявлении новых альтернативных

Алекс Осборн, один из создателей рекламного агентства «BBDO», автор креативной методики «мозговой штурм»

Алекс Осборн (1888 – 1966) — копирайтер, один из основателей рекламного агентства.

Ранние годы

В юности он работал строителем, посыльным в банк, полицейским, клерком, репортером, учителем, продавцом, бизнесменом и во многих других сферах. В 1919 году Осборн присоединился Брюсу Бартону, Ройю Сарлсу и Дарстену, вместе они сформировали известное рекламное агентство «BBDO». Осборн выступал в качестве менеджера в городе Буффало, где был один из их филиалов. Прежде чем к компании присоединился Джордж Баттен, он заключил более тысячей контрактов.

После многих лет успеха и пережив Великую депрессию, «BBDO» столкнулся с кризисом в 1938 году, потеряв при этом многих своих клиентов и ключевых сотрудников. Осборн переехал в Нью-Йорк, что в конечном итоге спасло компанию. Он смог заключить большую сделку «Goodrich», которые занимались производством автошин. В 1939 году он стал исполнительным вице — президентом «BBDO» после ухода Дарстена в отставку. Именно Осборн смог найти для компании лучших сотрудников, в том числе Бена Даффи, который в итоге стал президентом «BBDO».

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Профессиональная деятельность

Занимаясь рекламой, Алекс столкнулся с постоянной необходимостью придумывать новое.

Именно он предложил известный метод для поиска новых идей – «мозговой штурм». По его мнению, проблема заключалась в привычках к шаблонному мышлению, психологической инерции и заложенных стереотипах. Так же людей пугает неодобрение окружающих и критика. Именно поэтому многие идеи так и остаются невысказанными. Особенно сильно это качается творческого мышления.

Осборн предложил для снижения психологического стресса поделить процесс поиска новых идей на два этапа:

  • Сначала в непринуждённо, свободной обстановке группа людей генерирует идеи для решения проблемы. Критика на этом этапе отсутствует, приветствуются самые разные идеи, в том числе заведомо невыполнимые, фантастические и шуточные.
  • Затем составляется список с идеями и его изучает уже группа экспертов, в которую входят люди с аналитическим, критическим складом ума.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В 30-е годы в США разразился финансовый кризис. Многие компании и предприятия разорились. Осборн в то время возглавлял рекламное агентство, которое тоже было на грани банкротства. Алекс в порыве отчаяния собрал всех сотрудников и попросил их высказать все идеи, какие только есть для решения проблемы. Именно в ходе такого совещания была найдена абсолютно новая идея для того времени — давать рекламу по радио. Фирма была спасена от разорения, так как в то время никто не запускал подобную рекламу. Фирма Осборна стала известной, а радиореклама популярна и по настоящее время.

В начале использования метода, он казался универсальным для любой задачи. В настоящее время очевидно, что его возможности ограничены. Он малоэффективен для решения сложных задач, когда нужно продумывать несколько ходов вперёд. Помимо этого, многое зависит от человека, который управляет мозговым штурмом, он его манеры поведения и профессионализма.

Научные работы

В 1942 году он издал книгу «How to «Think Up», где описал ещё черновой вариант «мозгового штурма», когда только начал с ним экспериментировать.

В 1953 году Осборн опубликовал книгу «Управляемое воображение». После её выхода метод «мозгового штурма» приобрёл массовый характер и им пользовались не только в Америке, но и в других странах мира.

Он вёл семинары по креативу и творчеству для предпринимателей. В 1954 году Алекс Осборн создал фонд «Creative Education Foundation» для распространения его технологии в массы.

Читать еще:  Сборка 3d принтера своими руками

Наследие Алекса Осборна

Его главным достижением считается изобретение метода «мозгового штурма». Именно после его внедрения во многие фирмы стали принимать во внимание идеи всех сотрудников. Так же его считают основоположником радиорекламы, к которой сейчас обращается почти каждое предприятие.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Четыре правила проведения
мозгового штурма по А. Осборну

Благодаря своей, казалось бы, простоте и доступности, мозговой штурм (он же мозговая атака, он же брейнсторминг) был когда-то очень популярен. Давайте мы вам напомним его правила.

Созданный Алексом Осборном (США) в 40-е годы ХХ века, он стал распространенным методом поиска идей. Начнем с правил проведения мозгового штурма.

  1. Критика исключается. Идея критикуется после, а не во время штурма.
    2. Езда без правил приветствуется. Чем сумасброднее идея, тем лучше. Легче обработать дикую идею, чем придумать новую.
    3. Мы хотим еще! Чем больше идей, тем больше вероятность появления хорошей идеи.
    4. Сочетать и улучшать. Члены команды могут не только выдвигать новые идеи, но и предлагать способы улучшения, сочетания или изменения идей других членов команды.

Итак, перед школой стоит две проблемы:
Первая — недокомплектование 1-х классов. Вторая — создание образа школы, состоящего из индивидуализации обучения, домашней атмосферы, сильного блока допол­нительного обра­зования. Это назвали школой активного обучения. Проблемы взаимосвязаны и вытекают друг из друга. Их решение может быть одновременным.
Задача — как провести обсуждение по проблеме развития школы, не допустить ошибок? Какую форму выбрать — круглый стол, голосование, мозговой штурм, индивидуально-групповые беседы?
Во-первых, содержание идеи-облака «активное обучение» должно конкретизироваться.
Половина учителей не понимает идею или понимает по-своему. Кроме того, стоит учитывать, что быстрых преобразований не бывает. На вынашивание идеи директору потребовалось некоторое время — столько же времени необходимо будет и каждому участнику для того, чтобы она стала своей. Следует помнить, что объяснений будет явно недостаточно. Будьте готовы, что во время обсуждений, открытых и кулуарных, вам, директору, придется выслушать высказывания о модернизации вашей идеи.
Наш совет — операционально выполнить следующее.
Заранее учтите, что принимать участие в обсуждении и реализации идеи вам не придется.
Итак, на первом этапе каждый завуч и учитель должны указать пути решения проблемы. Один или в группе. Пусть воспользуются четырьмя правилами проведения мозгового штурма. Ваша задача — свести эти предложения в единую таблицу без изменений. Этот перечень проблем и решений для предстоящего педсовета вы сводите в таблицу. Первая колонка «Название позиции»; вторая колонка, где каждый участник отмечает соответствие указанной идеи ресурсам организации (время, силы, место, деньги, квалификация) по трем баллам: 2 — соответствует, 1 — недостаточно, 0 — ресурсов нет; — третья колонка, где каждый участник отмечает для себя привлекательность этой идеи по трем баллам: 2 — интересная идея, 1 — недостаточно привлекательна, 0 — полная ерунда; — четвертая колонка, где каждый участник отмечает свою личную заинтересованность и готовность принять участие в ее решении. Напоминаем, что директор выключен из этого процесса, максимум он как ведущий принимает участие в обсуждении. Каждый участник после заполнения таблицы должен иметь сводные результаты.

Хотелось бы отметить, что велика вероятность того, что часть идей будет реализована без вашего участия и, возможно, еще до начала обсуждения.
По рубрикатору четвертой колонки «Готов ли я» у вас в организации образуются группы, которые вы административным решением создать бы не смогли. Кроме того, в этих группах появятся лидеры, о наличии которых вы могли и не подозревать.
Важный момент здесь — кто собирает группу для обсуждения и реализации предложенного решения? Если группы соберете вы, то проведенная ранее работа бессмысленна. Группа собирается без вашего участия. Кто-то, кто записался в группу, должен сорганизовать всех.
Роль директора, руководителя организации — видеть программу действий, видеть угрозы, видеть результат, для всего остального нужны механизмы организации всех ресурсов.
Не рассчитывайте на весь коллектив, пусть будут известные 20/80.
Обязательно артикулируйте для всех групп результат, который вы хотите достигнуть, в данном случае вполне реально говорить про первую проблему — результат будет ощутимым, видимым, понятным — укомплектовать два 1-х класса на ближайший учебный год.
По второй проблеме. Не думайте, что на идее «активного обучения» будет поставлен крест, так как сложно обозначить идеологическую проблему, сложно указать результат. Процесс в любом случае запущен, проблема может быть обозначена по-другому, но останется в любом случае.
Уточнить, каким видится будущее школы, есть ли единообразие в понимании, а какой должна быть именно эта школа, мы поговорим в следующем номере.

Секреты успеха!

План Б: саморазвитие, обучение, высокие достижения, а также птица

Метод мозгового штурма (brainstorming)

Сегодня мы поговорим о том, что такое так называемый мозговой штурм или брейнсторминг (дословно переводится с английского как мозговая буря).

Мозговой штурм — это процесс коллективного обсуждения и поиска максимального количества идей для решения поставленной задачи. При этом акцент делается на поиске максимально большого количества задач без критики и обуждения качества этих идей. Цель мозгового штурма заключается в том, чтобы посмотреть на задачу с максимально большого количества нестандартных позиций и найти в итоге оптимальное решение. Брейнсторминг — один из способов поиска креативного решения сложных задач за сжатый промежуток времени. Иногда мозговой штурм называют мозговой атакой. Но в русском варианте как правило применяется понятие «мозговой штурм».

Мозговой штурм изначально был придуман писателем Алексом Осборном. Алекс является автором множества книг по креативному мышлению — это следует из англоязычной Википедии. Алекс Осборн считал, что люди обычно не склонны высказывать слишком яркие идеи, которые сильно отличаются от привычных идей. И на то есть причины, ведь никто не хочет быть осмеяным другими или, того хуже, подвергнуться осуждению. В то же время, в процессе мозгового штурма все направлено на то, чтобы все члены команды высказвали как можно большое своих идей и никто не будет никого критиковать даже если тот выдвинет самую идиотскую, на первый взгляд, идею.

Читать еще:  Сбор статистики использования устройств сети

Во время мозгового штурма нельзя оценивать или критиковать идеи только на этапе их появления, т.к. даже нелепая идея может натолкнуть другого участника команды на что-то более-менее здравое.

Польза мозгового штурма

Мозговой штурм позволяет получить максимальное количество идей от всей команды. Для более эффективного выполнения этой работы обычно на мозговой штурм выделяется какое-то фиксированное количество времени и офис снабжается кофем, сладостями, чтобы было легче думать. Все идеи где-нибудь фискируются. Например, на маркерную доску. А уже значительно позже после самого мозгового штурма руководитель или вся команда целиком могут выбрать наиболее удавшуюся из идей.

Техника мозгового штурма интересна тем, что команда целиком может дать значительно больше интересных и ярких идей, чем каждый член коллектива по-отдельности. В итоге большое количество разношерстных и даже безумных идей перерастают в качество.

Техника мозгового штурма может успешно использоваться менеджерами, маркетологами, учеными. В принципе, применить идею мозгового штурма возможно вюбой сфере жизни.

Технология мозгового штурма удачно подходит для того, чтобы использвоать в небольших командах составом порядка 6-10 человек и работает не только как прекрасный способ генерации ярких и эффективных идей, но и также служит мощным способом вовлечения сострудников в общее дело, новый проект. Не говоря уже о том, что мозговой штурм способствует сплоченности команды. То есть это прекрасная возможность для менеджера монтировать свой персонал и может способствовать построению команды. Многие сходятся во мнении, что проведение мозговых штурмов внутри команды может оказаться более удачным решением, чем отправить всю команду на тренинг личностного роста. Тренинги изначально имеют достаточно абстрактную природу, в то время как мозговой штурм направлен на решение реальной задачи и вызывает значительно большой интерес у исполнителей.

Главные правила мозгового штурма

Все участники должны постараться высказать как можно больше удачных и неудачных идей. Каждый член команды может высказываться максимально свободно и раскованно и не должен бояться показаться идиотом в глазах коллег. Это не то мероприятие, где следует отмалчиваться.

Критиковать идеи ни в коем случае нельзя, иначе люди начнут бояться высказывать свои идеи.

Все участники мозгового штурма должны чувствовать себя максимально расковано и постараться высказать все, что они думают по поводу стоящей задачи. Возможно, прийдется рвать шаблоны, выходить за рамки стереотипов – все это только приветствуется при проведении мозгового штурма.

Сам мозговой штурм идет под контролем так называемого куратора или модератора. Модератор должен поставить цель мозгового штурма и давать людям поочередно слово, чтобы они могли высказать свое мнение. Модератор в мозговом штурме необходим для того, чтобы обсуждение не превратилось в беспорядочный гул или базар. Задача модератора мотивировать людей активно высказывать свое мнение — разжечь искру, заинтересовать их в данном мозговом штурме. Тут нужно будет объяснить важность задачи и вовлечь сотрудников. В ход могут идти кофе и печеньки. Модератор также должен аккуратно пресекать критику со стороны любых учачтников брейнсторма. Также модератор ведет беседу, дает наводящие вопросы, пользуется методом Сократа.

Желательно, чтобы модератор был примерно одного должностного уровня с коллегками, чтобы те чувствовали себя более раскованно и не боялись высказывать свои идеи.

Основные этапы мозгового штурма. Как проводить мозговой штурма

Мозговой штурм может проводиться по-разному. Это можно сделать и в неформальной обстановке. Но все-таки наиболее продуктивно будет закрыться в офисе, отключить все мобильные телефоны, запастись едой и питьем и начать сконцентрированную работу. Или же можно выйти из зоны комфорта и попытаться всей командой собраться на выходных где-нибудь на нейтральной территории. Многие считают, что смена обстановки может способствовать свежим идеям.

Как правило, мозговой штурм используется как крайняя мера в том случае, когда все привычные идеи развития фирмы исчерпаны и компания сталкивается с тем или иным кризисом. Мозговой штурм способен мобилизовать усилия команды и стать новым импульсом развития.

Мозговой штурм должен включать в себя следующие этапы.

  1. Внятная постановка цели. Участники мозгового штурма должны понимать, зачем они здесь собрались. Поставь задачу команде. Или несколько задач, если это требуется. Но не переусердствуй. Посмотри как правильно ставить цели . Без внятных целей мозговой штурм может оказаться безрезультатным.
  2. Подбор людей, которые будут участвовать в мозговом штурме. Желательно подобрать разношерстный состав участников (с разным опытом работы). Ключевую роль в проведении мозгового штурма отводится руководителю (модератору) процесса. А самих участников мозгового штурма не должно быть сликшом много, а их положение внутри компании должно быть приблизительно равноправным. Это нужно, чтобы все вели себя более раскованно. Не помешает пара маркерных досок. А также нужны будут люди, которые будут вести протокол. Но как вариант можно воспользоваться диктофонами и видеокамерами. Но для надежности желательно, чтобы ключевые идеи кто-то записывал, а также следил за реакцией участников мозгового штурма.
  3. Непосредственно мозговой штурм. Мозговой штурм можно начать вступлением, которое должно быть коротким. Назовем это брифингом. 10 минут должно быть достаточно, чтобы поставить задачу и сделать вступительное слово. Дальше идет сам процесс обуждения и фиксации идей на бумаге. В конце мозгового штурма можно классифицировать и структурировать полученные идеи наподобие того как материалы структурируются в научных статьях. Похожие идеи объединяются в кластеры. В итоге можно оценить идеи, но нужно воздерживаться от критики. Особенно это касается неконструктивной критики. Почитайте материал про правила конструктивной критики .
  4. В итоге участники мозгового штурма выбирают идеи, которые предстоит воплощать в жизнь команде в самое ближайшее время. Идет обуждение идей. Возможно, что ни одна из идей так и не будет принята. Или же может быть принято сразу несколько идей. Это уже зависит от того, насколько команда хорошо поработала.

Мозговой штурм следует проводить только в том случае, если его результаты будут действительно воплощаться в жизнь. Например, если модератором мозгового штурма будет руководитель компании или топ-менеджер.

Мозговой штурм может стать реальным шансом для организации выйти из экономического кризиса с новыми направлениями развития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector